Поиск по сайту

Общая характеристика традиций деревень

Упоминается и о том, что пожилые женщины могли гадать на членов своих семей — детей, внуков: «Эта усё на год жа, всё на год. Эта, знаишь, как ба­бы, бывала, ашалявають, старый: принбсють па це­лый пясти [колец], на всех рябят дажа. И надыяда-ить и петь там, усйм нады петь» (Кун., Андроново 3288-41).
Разнообразные магические действия, совершае­мые в Святки, были направлены на обеспечение
благополучия в различных сферах жизнедеятельно­сти человека и связаны с аграрно-хозяйственными, поминальными и брачными мотивами.
На Новый год посещали кладбище, СТАВИЛИ ЕЛОЧКУ НА МОГИЛКУ. «В Новый год ёлачку нясёшь (с ёлачки вётачку такую) — на кладбище. Па-таму, што пакбйника харбнють, все ему сзаду кида­ють ёлачку» (Кун., Кладово 2490-23).
Чтобы женихи приезжали свататься, девушки ворожили — ОБЪЕЗЖАЛИ ВОКРУГ КОЛОДЦА на кочерге (на палке, бороне), «призывали» парней: «На палачках кругом калбдца ездили. Праёдут -встрячай мбладда: "Приди, мбладец, ка мне". При­зывают мбладца сваегб: "Приди, мбладец, встре­тимся"» (В.-Л., Успенское 1817-68).11
На каждую Коляду в избу ПРИНОСИЛИ СО­ЛОМУ и застилали ею пол. В Крещение сноп соло­мы ставили в красный угол: «Сноп, бывала, кла­дут в угал пад икону. В тот угал, где икона висит» (В.-Л., Костелево 1720-09).
Накануне Крещения в избе ОЧЕРЧИВАЛИ И КОРМИЛИ КУР зерном: «Помню, бывала, курям делают круг такёй. Раньше ж не кармйли зёрнетом, а бывало, насыплют зёрнет — это в Крещенскую Ка-ладу — кормят курей. Круг так обвядуть… Ну, на-врбде, гаварят так, што круг обвядуть, штоб аньг ат дома никуда ни хадйли. Где аны не хбдют, штоб до­ма были» (В.-Л., Костелево 1720-09).
В Крещение «ЗАКРЕЩИВАЛИСЬ»: мелом ри­совали крестики на дверях, колодцах. Дети делали крестики из лучины, украшали избу; на колодец приносили кресты, «наряженные» разноцветными ленточками. «Как Крещения, так бывала надела­ешь крёстикав в каждый угалочек. Ну, абыкнавён-наю лучинку — крястбчек. На печку, к иконке, ещё куды — па всем угалбчкам паставишь па крестбчку. А на калбдец делаешь парядашный крястбчек. Евб разукрасишь всяким бантикам, лёнтачкам абвя-жишь. Да ни адйн! Я принясу, да и другой принясёт, кто воду носит. Этай крестик стайт долга как. И днём закрестишь каждую дверь, калбдец, всё ва дварё, всё — всё мёлам пакрёстишь, крестбчкам. "Давайте, ребята, делайте крястбчки!" — бывала, де­душка с бабушкай [говорили]…» (Кун., Назимово 2564-01).12 «Крясты дёлають дома и на калбдесь нб-сють. Крясты снаряжають лёнтачкам всяким раз­ным, красива так палучаютца. Паставишь на калб­дец. Эта анй цвятныи — красненький, рбзавенькии, бёлинькии ленты. Там тагда крестють, свётють [во­ду]» (Кун., Печково 2430-01).
На третий день после Крещения крестики сни­мали с колодца, приносили домой и втыкали в хле­ву под матицу, где они «оберегали» скотину в те­чение года. «Крищёнье три дня. Накануне Кри-щёнья их ставють. А в третий день ^бирають в хлев карбвам, пад матицу тбрнешь… Эта так — за-
ведение са старй. <…> Аны висят год» (Кун., Печ-ковс 2430-01).
Крещенская Коляда была постным днем. В этот день с утра ничего не ели. «На эту Каляду — Зта постный день. Даже не рекамендуитца ни пбстнае, а савсем ничавб не едят. А патом с церкви приёдуть, привязуть ваду пасвящёную. Вот тада уже валы па-пьють ухе — ну, эта старый завет — и тада начйнають есть» (В.-Л., Оставец 1724-07).
В канун Крещения хозяйки пекли овсяные бли­ны и варили кутью. Исполнители вспоминали, что в старину делали пшеничную кутью с медом (позже — рисовую с сахаром) либо кисель. Вечером с кутьей выходили на крыльцо и трижды «КРИЧАЛИ МО­РОЗА»:
«Марбз, Марбз!
Иди к нам кисель есть!
А летам ие хадй,
Пад калбдинкай ляжй!»
(Кун., Степанцево 2495-02).’3
Затем кутью оставляли Морозу на крыльце ли­бо уносили в избу и съедали.
В другом случае «кричали Мороза» в открытое окно, поставив на подоконник блины и кутью. «И вот на Крещенскую Каляду завут Деда Марбза. Эта уже паслёднии Святы. Ну, я напякла блинов и нава­рила кутья и палажйла этай кутье на блины, и кла­ду сюда на акбшка и гаварю на ребятишек: "Не шу­мите! Будем сичас Деда Марбза звать". Ну и вот, я падхажу к акну и гаварю:
Дед Марбз, Дед Марбз,
Прихадй блины есть и кутью,
А летам не хади, агурцы не съядай,
Расу не убивай н ребятишек не ганяи!»
(В.-Л., Оставец 1724-07).
По воспоминаниям жительницы д. Рудня, жен­щины, выходившие «кричать Мороза» примерно в одно и то же вечернее время, прислушивались друг к другу: «Каждая хазяйка сама па сябё далжна кри­чать. Ну, я с крыльца спустилася, вышла на улицу, пакричала, пришла $ хату, залажйлась, паёла куття да и спать легла. Бывала, старый все кричат. Вот жили мы в дярёвие, на Яхймцеве, дак ловка все кри­чат, все, даже лысче разом, как сгаварйвши, и кри­чат» (В.-Л., Рудня 1720-11).
В течение Святок проходили ВЕЧЕРИНЫ (ПО­СИДЕЛКИ), на которых собиралась молодежь, пе­ли песни, рассказывали сказки. Эти вечера называ­ли «святыми», и женщинам в это время запреща­лось ткать и прясть. «Ета вот две нядёли всё Святки были, раньши — вичара святыи. Их сызнавали, ува­жали — не пряли, не ткали, ничавб вичарам. Днём, может, там и папрядём, севши, а вёчарам — уж не… Вот, тада, бывала, сказки разный рассказывають, песни кагда какйи так спають» (Кун., Мартьяново 2536-26). «Сабирёмся, где сидим — назывались паси-
дёлки на Святках. Днём мы дома, вёчирам — на па-сидёлках… На пасидёлках ни прядут уже вёчирам на Святках — вяжем, вышиваим, шьём, кто чивб мо­жет» {Кун., Назимово 2564-01).
По описаниям исполнителей, вечсрины устраи­вали парни. Они приглашали музыкантов (могли нанимать за деньги), рассылали записки по всей округе и заранее созывали молодежь на вечеринку.
На вечерах могли заказывать танцы, среди ко­торых: «Кадридь», «Лентея», «Подька», «Вальс», «Коробочка», «Яблочко», «Цыганочка», «Ёлочка», «Па д’эспань» и др.
Устраивали игры. Так, в д. Борок на вечеринках часто играли «в локти» и «в золото». Игра «в лок­ти» была связана с выбором ведущего: «Вот так станешь [руки за спину], а тебя — хлоп! — па рукам, и угадай, кто там ударил. Если я угадаю, то значит, тот и будет туда лажйть [кольцо]… А не угадаю -будут менё "лбкать" и "лбкать"». Затем играли «в золото»; все садились в кружок и зажимали свои ла­дони между коленями, ведущий обходил играю­щих: «Вот усех абайдёт, а каму влажйл [кольцо] -угадай! Адйн атгадываеть, у кавб золата» (В.-Л., 1743-24).
МАСЛЕНИЦА
В субботу или воскресенье перед Масленицей
отмечают «мясные заговены», после которых мясо не употребляется до Пасхи. В куньинской традиции последний день, связанный с поеданием мясных блюд, имеет название «Толстая суббота». Трапеза, совершаемая в «Толстую субботу», имеет поми­нальный характер: «Вот перед ётым же самым, пред загывенам, паслёднии раз мяса кушають. Ета Тол­стая называетца суббота, паминають радйтелей. <…> Эта, гаварять, "радйтели ужинають" J эту суб­боту, вот паслёднию» (Кун., Гладыши 3283-59).
Как правило, в местной традиции празднование Масленицы начиналось с воскресенья предшеству­ющей недели. «Это всё нядёля считалыся — Масле­ница! <.„> Вот, значит, этых семь дней, всё равно в выскрисёнья выхадйли мы вечерам, абязательна вё-черым. Выходим и начинаем "Масленицу" [петь]» (Кун., Гладыши 3283-42).
Однако встречаются и другие свидетельства: «Масленица начинаетца — и тады ходим у панидё-лык, Масленку сустрякаим» (Кун., Быково 2431-25). «Начйнають масляную нядёлю празнавать с четвярга» (В.-Л., Борок 1743-08). «Гуляли — пятни­ца, суббота, васкрисёння — праздник. А, была, хб-дють — к аднаму придуть, к другому придуть, к трё-тиму придуть. Так и хадйли, гуляли три дня и празднавали» (Кун., Петухи 2559-17).
Весь период празднования был отмечен испол­нением масленичных («масленых», «масленских»)
26-199
песен, среди которых: «А мы Масленицу дожида­ли», «Пташечка полевая», «На чужой дальней на сторонке» и др. Обрядовую сущность «маслен-ских» песен раскрывают обстоятельства их испол­нения: они звучали на улице, когда женщины со­бирались в центре села, или во время шествия вдоль деревни; на возвышенных местах — больших снежных- сугробах, горках. «Вёчарам сабираютца женщины, идуть, где fapa есть — на гару, и пають песни — вёчарам, вот эти масленые [песни]. Ну, и па дярёвне прайдут с песням» (В.-Л., Борок 1743-08). «Вот, бывала, ведь кричим, усй бабы сабрау-ши… Снегу — сумёты, вот на этат сумёт [заберем­ся]» (В.-Л., Копылово 1772-20). «Вот, бывала, ка-гда мы жили в Яхймцеве, дак против нас сабира-лисе, аккурат папа жил пасрядй деревни… Пасря-дй деревни сабираютца и песни пают женщины» (В.-Л., Рудня 1720-15).

музыка телеграм

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Интересные слоты для азартных игроков: казино в режиме онлайн
  • Районирование и климат
  • Обзор сайта PartyTime78
  • Интересное