Общая характеристика традиций деревень
Последовательность обрядов, относящихся к периоду от выкупа до отправления к жениху, могла быть различной. Выделяются два варианта развертывания свадебного дейсвва. В первом случае (верхнеловатская традиция) после венчания молодые возвращались в дом невесты, где происходили выкуп невесты и гулянье, после чего следовал переезд молодых в дом жениха. В усвячской традиции события развивались следующим образом: приезд жениха в дом невесты, выкуп; застолье; поездка к венцу; отъезд свадебного поезда в дом жениха.
В обеих версиях хода свадьбы обряд выкупа невесты отличался особой разработанностью и включал следующие эпизоды:
— «борьба» жениховой и невестиной сторон (бросаются житом, горохом);
— пляска боярок на лавке (верхнеловатская традиция);
— «торги» жениховой и невестиной сторон с развернутыми приговорами-диалогами;
— обычай «резать» косу невесте.
Среди обрядов заключительного этапа свадебного дня наиболее показательными являются следующие:
— приезд родственников невесты с курицей (верхнеловатская традиция);
— «завязывание» молодухи (в усвячской традиции свекровь «отсуливает» молодухе хозяйство в обмен на платок);
— возвращение родственников невесты домой и последующее гулянье, во время которого бьют посуду и пляшут (верхнеловатская традиция);
— отводы, на которых крестная раздает «рожки» (усвячская традиция).
В сфере СВАДЕБНОГО ФОЛЬКЛОРА в кунь-инско-ловатских традициях ведущую роль играют свадебные обрядовые песий. Практически все основные напевы являются формульными, функционируют с различными поэтическими текстами в широком образно-содержательном диапазоне и бытуют в различных обрядовых ситуациях свадьбы. Один из основных обрядовых напевов, зафиксированных на обследованной территории, согласован с текстами, имеющими тоническую семисложную организацию стиха. Музыкально-поэтическая форма при этом имеет четырехстрочную организацию. Стилевое своеобразие данного напева связано с рельефной метроритмической формулой и декламационным характером слогопроизнесения, свидетельствующими об императивно-заклинательной природе напева. Местные варианты данного напева отличаются разнообразием форм его интонационно-ладового развития (образцы 1 и 2). В деревнях куньин-ской традиции (Ущицкая, Каськовская волости) сде-
ланы пробные записи песен с тонической основой стиха, напевы которых опираются на иные структурные и интонационные модели. Неустойчивость вариантов этих песен в экспедиционных записях не позволила привести их нотацию, однако по некоторым свойствам (особые качества интонирования, связанные с плачево-повествовательным началом, 7-9-сложное строение стиха) возможно установить их родство с группой песен локнянско-ловатских традиций (см. Часть V: Раздел 7, напевы 1, 5).
Все остальные песенные формы, принадлежащие куньинско-ловатским традициям, имеют силлабическую основу поэтического текста. Наиболее значимой среди них является музыкально-поэтическая форма со структурой стиха 3+3+5 слогов (образцы 3,4), распространенная в данной зоне повсеместно, а также широко известная по западнорусским традициям России. Тип напева, в основе которого лежит слогоритмическая модель со структурой стиха 4+4+3 слогов, представлен двумя местными типологически самостоятельными вариантами (напев 5 характеризует верхнеловатскую зону, напев 6 — усвячскую традицию). К числу обрядовых напевов, имеющих локальный характер бытования, относится напев 8 (усвячская и куньинская зоны), а также — напевы 7 и 10, зафиксированные только в усвячской традиции.
Группа напевов, исполняющихся преимущественно с текстами величального, корильного, приле-вочного содержания, очень обширна и многообразна. В ее составе, с одной стороны, формульные обрядовые напевы (образцы 9,11,14), с другой — напевы хороводно-плясового плана (образцы 12, 13, 15-19).
Важную роль в свадебном обряде верховьев Ло-вати и Куньи занимают сольные причитания (хоровой причета в данных традициях не зафиксировано). Напевы сольных свадебных, похоронных и поминальных (в том числе — «на кукушку») причитаний однородны в типологическом отношении. Их характерные особенности связаны с опорой на стих тонического типа, а также со стиховым и тирадно-строфическим принципами композиции. Специфическим свойством напевов причитаний усвячской традиции является прием контрастно-регистрового сопоставления двух уровней интонирования (см. напев похоронного причитания). Ладо-интонационное строение голошений преимущественно связано с трихордовой основой, однако встречаются и другие варианты (например, свадебное причитание № 1).
В системе свадебного обряда описываемых традиций зафиксированы жанры обрядовых приговоров и заклинаний. Большинство текстов представляют собой краткие заговорные формулы (приговоры, включенные в банный обряд, приуроченные к «заручинам», к обряду «резать косу невесте», со-
провождающие встречу молодых после венца). Некоторые варианты приговоров, записанных в верх-неловатской традиции, имеют форму обрядового диалога (приговор на сватовстве из д. Березье, приговор на выкупе из д. Купуй).
Среди значимых элементов ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНОГО ОБРЯДОВОГО КОМПЛЕКСА следует отметить обычаи, зафиксированные в системе куньинской и усвячской традиций:
— различные формы ритуального уничтожения вещей умершего (сжигание, разбивание);
— обычай окуривания покойника иванской травой (Крестовская волость);
— система годовых поминальных дней («Толстая суббота» за неделю до Масленицы, Радоница, Троицкая суббота, Дмитровская суббота);
— вывешивание полотенца на угол дома в поминальный день (Жижицкая волость).
Важную роль в похоронных и поминальных обрядах играют нохоронные причитания. С поминальной обрядностью весенне-летнего периода связана и традиция голошений на кукушку, зафиксированная в Каськовской (Кун.) и Урицкой (В.-Л.) волостях.
В системе жанров музыкального фольклора верхнеловатских и куньинских традиций важное место занимают ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ. На обследованной территории музыкальные записи лирики были сделаны преимущественно в усвячской зоне (Крестовская, Усмынская, Пухновская волости). Отдельные записи осуществлены в Каськовской и Жижицкой волостях (куньинская традиция). Своеобразным «очагом» бытования жанра является По-реченская волость (дд. Лоскатухино и Никулино). В Разделе 7 представлено 12 самостоятельных напевов лирических песен, при этом основной объем песенного материала относится к раннему историко-сти-левому пласту и принадлежит женской певческой традиции (см. образцы 4, 6-10, 12). К стилевым свойствам напевов этой группы относятся узкообъ-емность ладовой организации (квартовая или квинтовая основа лада), декламационно-повествовательный характер соотношения напева и текста.
С напевами, имеющими узкообъемную основу лада, исполняются и некоторые сюжеты «молодецкого» цикла (см. образцы 2, 3, 5, 11). Классический сюжет о гибели молодца на чужой стороне исполняется с самостоятельным напевом (№ 1), представляющим мужскую певческую традицию. О принадлежности данного напева к группе «молодецких» лирических песен свидетельствуют такие свойства, как сложно-ладовая организация, композиционные и интонационно-ритмические особенности «протяжной» музыкально-поэтической формы.
Важной чертой группы песен (образцы 1-4) является тоническая основа стиха, обусловливающая
особый характер ритма слогопроизнесения, что позволяет установить стилевые связи куньинско-ловатских традиций с музыкальной культурой Северо-Запада России и, в частности, с новгородскими традициями.
Обстоятельства исполнения лирических песен в традициях верховьев Ловати и Куньи свидетельствуют о тесных функциональных связях жанра с календарной обрядностью. Так, зафиксированы следующие варианты календарной приуроченности:
— исполнение на посиделках во время прядения (В.-Л., Пореченская волость);
— пение во время летних и зимних престольных праздников как в ситуации застолья, так и на улице, например, во время возвращения домой из гостей (Кун., Пухновская волость);
— пение на «брыксах» (гуляньях, в которых участвовали только замужние женщины), приуроченных к различным календарным датам (В.-Л., Пореченская волость);
— звучание песен во время летних полевых работ (Кун., Жижицкая волость).
Самостоятельную область куньинско-ловатско-го фольклора составляют песенно-хореографичес-кие жанры. Особенностью бытования песен, связанных с хореографическим движением, является их приуроченность к различным обрядовым комплексам. В рамках календарного цикла ХОРОВОДНЫЕ И ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ звучали в период Святок на вечеринках и супрядках, а также во время летних и осенних полевых работ. В системе традиционной свадьбы исполнение песенно-хореографических жанров было тесно связано с ситуацией застолья.
На обследованной территории выявлены следующие основные типы народной хореографии:
— женская обрядовая пляска «кружка» (круговая пляска мелким приставным шагом с хлопками и притопами);
— игровые хороводы и хороводы-пляски, имеющие круговую основу;
Увф 10000 мобильная дегазационная установка.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44