Поиск по сайту

Общая характеристика традиций деревень

«Ришатб дадуть. Вот — на, насй ваду у баню! И нбсить. Зимой харашб, абмарбзить явб [решето] и нбсить. А летам как? Нанасй!.. Глйнай, навёрна, ма-жуть» (В.-Л., Крупышево 1765-10),
«Учуть блины печь. Вот Ha3dyrpee встають, там тбпють пёчку, хоть и свякрбва тбпить печку. Саби-раютца апять э^гы Гбсти, апять же выпивка. И тут за-тапляють пёчку, растваряють блины, гатбвють и станбвють. Ну вот, станбвють, называють там: "Ну, Маня, пякй блины. Вот, бярй чапельнйк и пякй бли­ны". А ана станеть наливать, а её скавараду вазь-
мулъ и утрухануть у эту у пасу" дину. Ну вот. Ну, чим аткупатьца? Нады вбдкай» (В.-Л., Борки 1704-17).
?$- Поездка на «перезывки» («отводы»)
На второй или третий день молодые ехали на «перезывки» (В.-Л.) — приглашать родню невесты в гости. «Назаутрея усё, бываеть, приязжають апять жа: самый зять этат ёдить сюда, к этаму — сюды, к нявёсти. И инвеста ёдить дамбй, и ён приязжаить сюда. Называютца как "перязыуки". "Перязыуки". Тады и забирають этага тястя — туды ён, с тёщей, абратна вязуть [к жениху}. Тады там апять пиру-ють. Уже небальшая [компания] — там може чилавёк каких пять-десять — дома у жениха» (В.-Л., Фелис-тово 1707а-01).
В Куиьинском районе поездка молодых к роди­телям жены имела название «отводы». Устраивали гулянье, на котором крестная невесты раздавала «рожки» — выносила бутылку с красной лентой, плясала с бутылкой в руках, угощала всех присут­ствующих медом, пирогом, пряниками, конфетами, водкой. «Тады вот приязжають, как ужо назавтрея
приезжають — Приязжають у атвбды. <…> Ну, там сабираютца бабы з дярёвни, сабираютца. Матка, апять же матка хрёсная, далжна брать водки пол-литру, далжна брать мёду (там стакан ли, чашицку), далжна брать пирог" баславлёный. <…> Тады разда-ёть хрёстная матка [все это гостям]. Да привязыва-ить к бутылке лёнтину красную — эта как будта, што нявёста была честная. И вот привозят зту бутылку [к жениху], тады вот вытягивають, песни играють и бутылкой этый махають, што нявёсту привязлй честную» (Кун., Усмынь 3286-45).
По другим рассказам, «рожки» раздавали в до­ме жениха, когда родственники невесты приезжали туда на второй день (Кун., Хухово 3283-03).
По единичному свидетельству, крестная разда­вала «рожки» в первый день свадьбы после снятия у невесты венка. Обычай имел несколько иную ин­терпретацию: «Салодкие рбжки пьют: "Выпийте салодкии рожки! Выпийте салбдкии рожки!" Кричат: "Гбрька!" — вот "выпивають рожки" — им разрешанб спать вмёсси, жениху» (Кун., Усмынь 3288-04).
1    В.-Л., Осокино 1738-10; Кун., Долговица 3284-31; Ху­хово 3283-01.
2    Приведем информацию о свадебных чинах: «боярки», «гбрлинки», «шаферйнки» — незамужние де­вушки, подруги невесты;
«старшая боярка» — любимая (старшая) подруга или сестра невесты;
«дружка», «подкняжник», «шафер» — друг жениха; «приданые» — представители невестиной родни, приез­жающие в дом жениха (В.-Л., Фелистово 1707а-01).
3    Обычай распространен в Куньинском районе.
4    Например: Кун., Бурщина 3283-80; Починки 3286-52.
5    В Куньинском районе ритуальное одаривание родни жениха происходит на «заручинах».
6    В.-Л., Осокино 1738-08.
7    Кун., Войлово 3285-48; Пурышкино 3285-39.
8    Кун., Лобазды (Альфимково) 3111-22; Хухово 3283-01.
9    Также: В.-Л., Захарове 1705-55; Осокино 1738-236.
10  Также: Кун., Рябово 2536-08.
11   Также: Кун., Никулино 3289-25.
12  Кун., Хомушино 2533-31.
13  В описании используется материал, записанный от жи­тельницы д. Староселье Жижицкой волостн Куньин-ского района — переселенки из д. Кривцово бывшей Кудрявцевской волости Торопецкого района. В содер­жательном плане информация, полученная от этой ис­полнительницы, характеризует традицию северо-вос­точных волостей Куньинского района.
14  Также: Кун., Хомушино 2533-31.
15  Также: Кун., Степанцево 2494-20.
16  Обычай чесать голову невесте сразу после бани зафик­сирован в Фёдорковской, Купуйской волостях Велико­лукского района и в северо-восточных волостях Кунь­инского района. В другом варианте хода обряда чеса­ние головы происходило утром свадебного дня.
17  Кун., Монастырёк 2439-08; Ольховец 2480-01.
18  В приведенном ниже описании обряда из д. Кривцо­во* (Тороп., 2483-08) речь идет о свадьбе невесты-си­роты.
19  Кун., Токареве 2429-08; Хомушино 2533-36.
20  В.-Л., Пореченская волость; Кун.: Крестовская, Моро-зовская, Пухновская, Усмынская волости.
21  Такая информация зафиксирована в Крестовской, Ус-мынской волостях Куньинского района.
22  Кун., Починки 3286-52; Рябово 2534-15.
23  В.-Л., Борки 1704-18, 26; Кун., Дрёг 2485-12.
24  По другим описаниям, елочку могли ставить не только сироте (см. В.-Л., Захарове 1705-55).
25  Также: В.-Л., Заручевье 1733-06.
26  По некоторым описаниям, последовательность могла быть и другой — сначала благословение, а затем наде­ление деньгами.
27  В.-Л., Борки 1704-13; Прялово 1752-18; Кун., Бурщина 3283-80; Хухово 3283-03.
28  Также: В.-Л., Фелистово 1707а-01.
29  Также: Кун., Хомушино 2533-44.
30  Также: В.-Л., Осокино 1738-26г; Кун., Гламазды 2532-16.
31   Кун., Усмынь 3286-45.
32  Также: Кун., Савченки 2538-16; Степанцево 2494-20; Терехи 2494-08; Точилово 2562-26.
33  Также: В.-Л., Прялово 1752-18.
34  Также: Кун., Шаляпы 2559-05.
35  В.-Л., Березье 1770-01; Кун., Назимово 2563-26; Сав­ченки 2538-10; Терехи 2495-16.
36  Также: Кун., Войлово 3285-48.
37  В.-Л., Заручевье 1733-24.
38  Также: Кун., Лисичино 3286-14.
39  Также: В.-Л., Осокино 1738-14а; Фелистово 1707а-01.
40  Также: Кун., Быково 2432-24; Терехи 2495-20.
41  Также: В.-Л., Прялово 1752-18.
Сюжетные мотивы, не имеющие закрепленности за определенным обрядовым действием и связанные с высказыванием «своего горя», с жалобами и сетованиями
Расставание невесты с родной стороной; «своя -чужая сторона»:
•Ф- обращение матери к невесте с наказами «…Милыя мае дйтитка, Буду тибё прасйть-упрашивать: Улаживый, угаживый свёкру-батюшке
и свякрбви-матушке.
Будут анй у тибё вмёста нас, родных радйтилий» (В.-Л., Калдобино 1710-09). «…Ни к кыму там будить тибё
прихинуть-пришатнуть сваю галбвушку. Толька ты пришатнёшь-прихинёшь
к сваей удалый галбвушке»
(В.-Л., Калдобино 1710-20).
•Ф- сетования невесты, матери (хуление чужой стороны) «…Зужйе радйтели — ни свай рбдна матушка»
(В.-Л., Капустино 1734-43). «…Чужая ж(и) мамка дужа нидагадлива и няжалысна»
(В.-Л., Хребтово 1714-22). «…Аужии радйтили — крепка анй пагарливыи…»
(В.-Л., Калдобино 1709а-16). «…Чужйи радйтели ияжалас(ы)ны,
ниспагадливы.
Ни пасадют мине ны тясбвыю лавычку И ия скажут аны аба мне, Штоб пычасала б и вабрала б я сваю буйныю сирбтску галбвушку»
(В.-Л., Калдобино 1712-08). «…А чужйи радйтили и забьють, и задяруть,
и вады пить ни дадуть. А патом дадуть вады пйти толька мучиннай, Вада мучииная с пяскбм скручинная»
(Кун., Ямище 2405-43).
<? вопросы-восклицания матери, сестры («куда собра­лась?», «куда улетаешь?», «как тебя встретят?») «Милый мой дятёиачик, Как скарёшинька ты улятаишь
с маёй тёплый изббушки?..»
(Кун., Жижица 2399-09). «Ох, мае милыя дйтитка, Куда ты улятаишь с сваей тёплый изббушки?.. В чужй дббры людюшкн, К чужой няроннай матушки, Как там тибё встрёнуть? Как там тибё будить?»
(Кун., Голубево 2563-15). «…Дачушичка, куда ж я тибя атдаю? На чужую старбнушку, в чужую симёюшку. Как жа ты там будишь? Как жа и я без тибё буду? Я ж ведь тибё гадавала и растила, На чужйи речушки атдаю»
(Куй., Рябово 2534-14).
«Дачушка мая любыя, Куцы ж ты справляисся в чужйи людюшки? Будить мая гавбрачка пиритавбрина, раббтка пирираббтына»
(Кун., Токарево 2429-16). «…Ох, мая милая сястрйца, Как ты будишь жить?»
(Кун., Подозерье 2402-30). «Милая мая дбчинька, Куды ты атправляисся ат роднай матушки в чужйи людюшки?»
(Кун., Крюки 2440-10). «Мая дбчеиька, куда ж ты уходишь? Как тибё Гасподь наделит?»
(Кун., Подозерье 2402-31). «Ох, мая милая дочушка! Куда ж ты улятаишь с маёй тёплай изббушки? И как же ты будешь жить? И прилятйшь ли ты ка мне, мая дачушка?»
(Кун., Ущицы 2407-07). «(Дочушка мая, кукушка и служка, Лятаишь жа ж ты всё с маёй с изббушки…»
(В.-Л., Поречье 1740-39). «Дятёнык милый, любимый, Куды ж ты влитаишь?»
(В.-Л., Никулино1755-17).
•Ф- обращение невесты к родителям («куда отправляете?») «Куда-та вы меня отправляйте
5 чужие добрые людюшки? Как я буду улаживать чужим радйтилим,
чужому батюшке и чужой матушке?»
(Кун., Михайловское 2427-25). «Мой радйтиль,
Кудь’1 ж вы мине атправляите у добрые людюшки?» (Кун., Нижельское 2434-29). «Милый май радйтили, Кули ж вы мине атправляити? В чужую старбнушку, к чужим радйтилим, к родным иизнакбмым…»
(В.-Л., Захарово 1749-14).
«Куда ж ты атдаёшь миня такую маладёшинькыю? На чужу старбнушку, ка чужим(ы) радйтилим, ка чужому батюшки, матушки»
(В.-Л., Калдобино 1709а-16). «…Няужёли ж(и) я вам ня владила и ня вгадйла, Што вы мине так абижаити и атправляити с сваей тёп(ы)лый изббушки Кы чужим радйтилим няжаласливым?»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Туры во Францию по доступным ценам
  • Коттеджи посуточно Новосибирске по доступным ценам
  • Районирование и климат
  • Интересное