Поиск по сайту

Общая характеристика традиций деревень

Когда молодые заходили в дом, свекровь рас­стилала одеяло: «Как через парбг перелезаеть ма-ладуха — штоб на эта адеяла станавйлась. Штоб бы­ла не свякрбвь хазяйка, а нявёста хазяйка над свяк-рбвью» (В.-Л., Березье 1770-01).
Молодые заходили в избу первыми, при этом невеста несла на голове надельный хлеб. «Мать хлеб держит, а патбм атдают нивёсты. Нивёста не­сёт на галавй. Пака за стол сядет, несёт евб всё. Ане идут первые в хату, нихтб их не [о]пиридйт, ничевб» (В.-Л., Заручевье 1733-24). Примечали: если по до­роге соль просыплется, то «сор будет между их» (там же).
Родственники невесты ПРИЕЗЖАЛИ на свадь­бу С КУРИЦЕЙ, которую перед отъездом к жениху крали во дворе у невесты. Курицу наряжали лента­ми, цветами и везли в дом жениха. «С курицей у ха­ту ишчб ускбчуть, да и пляшуть. Курицу этую дёр-жуть. Хто как прид^мывау» (В.-Л., Осокино 1738-24а). «Када нивёсту зыбирають к жаниху, тада и ку­рицу крйдуть у нивёсты. А тада вот у жаниха пля­шуть с ётый курицей па кругу. Цвяты вот такие сдё-лыють с бумага с какой-нибудь, привяжуть к ей, к шеи, и пляшуть так. И с курицей бёгыеть пы кругу женщина какая-нибудь и пляшеть» (В.-Л., Лоскату-хино 1719-06г). Звучала песня «Ухватил коршак ку­рицу».
Чтобы определить судьбу молодой в доме му­жа, курицу пускали к жениховым курам и смотрели: будут ли ее клевать, или она приживется (Кун., Ни­кулино 3289-25).
+ Застолье у жениха
Перед тем как зайти в избу, сваха (крестная) на­крывала невесту платком (покрывалом). Крестный невесты заводил молодых за стол. За столом свекор (свекровь) кнутом «открывал» молодую, наматы­вая платок на кнутовище.35
НЕВЕСТА ОДАРИВАЛА родню жениха — све­кровь, свекра, деверей, золовок. Дары подавала крестная — клала подарок на середину стола со сло­вами: «Ат нявёсты — Ивану Пятрбвичу рубашка» (Кун., Хухово 3283-03).36 «Када уже приязжала к жиниху, то дарила свякрбви и свёкру, и дёвачки там, или паринь какой [сестра или брат жениха], тут
уже и крёсный. <.,.> Нявёста приезжала сы свайм приданым и с падарками. Сядут за стол, и патбм уже за сталбм пасидят малёнька, и гаварйт крёсная: "Будим дарить падарки". Ну, тада уже дарют. Крёсная эта камандуит» (Кун., Войлово 3285-48).
На застолье молодых опевали: «Ягодка с ягод­кой сокатилися», «Как на мху да на мшаринке». Ве­личали гостей: «Дорогая гостенька», «А кто у нас гость большой», «Кто у нас хороший», «Березничек листоватый». Песнями дразнили сватов, хозяев: «У нашего свата тесовая хата», «Сваты в хату лезут», «Как у месяца дробные звёзды», исполняли велича­ния сватам и крестным: «А сватьюшка добрая», «Скажите, пожалуйста, где сидит крёстна матуш­ка?», пели дружке: «Друженька хороший», «Что не тот-то подкняжничек».
Перед столами плясали, звучали плясовые пес­ни: «Верба ты, верба моя», «Коло речки ходила, мо­лода», «Я по горенке ходила», «А я в садике была, спелы ягоды брала», «Не ходи ты, мой кудрявый».
?S- «Повязывание» молодухи
Вечером первого свадебного дня «завязывали» («повязывали») молодую. «С застблья вылезут все. Нявёстин поезд ёдит дамбй и должин пёрва снять вянбк, а патбм ехать дамой, штоб нявёста уже была биз вянка, асталась у жиниха» (Кун., Войлово 3285-48). Ритуал состоял из ряда последовательных дей­ствий.
Молодуху покрывали платком, сажали ее на квашню (колодку), покрытую шубой. Звучали пес­ни: «Не ярко горит лучинушка», «Отлучили лебё­душку», «Крутят-вяжут хохлушку».
Свекровь (или свекор, жених, крестная невесты) снимала платок кнутом. Происходил символичес­кий обмен — молодая передавала свекрови снятый платок, а свекровь «отсуливала» невесте свое хозяй­ство, приговаривая: «Ес[т]ь у мяня качерга — ёта та-бё. Ес[т]ь у мянё чугун — ёта табё печку тапйть, ви­лы — чугунки вставлять, карбвы есть — карбв бу­дешь дайть, вёдра есть — за вадбй будешь хадйть» (Кун., Хухово 3283-21).
Затем крестная невесты снимала с нее венок и надевала его на голову себе (либо незамужней де­вушке или свекрови).
После этого молодухе повязывали платок «по-бабьи» («пад губы падвязывают, как матрёшка»)37 либо надевали женский головной убор («кокош­ник», «чепёц», «повбй»). Жених целовал молодую, наделял ее деньгами: «Дблжин ётый жанйх ны ма­кушку пылажйть деньги, штоб павбй дяржался. А биз дёниГ ни дяржйт» (Кун., Усмынь 3288-4).38
Приведем несколько описаний обряда «завязы­вания» молодухи.
«Патбм уже, вечером, вянбк у ей сымають — крё­стная мамка. Сбдють иё на калбдку и пувязывають
её ужо, накрывають галаву платком. Уж вот так накрыють платком и завязывають, играють песню ей. Тады вянбк сымуть. Эта ужо называетца — "за­вязали" ей галаву — маладуха стала. Теперь ана уже будет маладуха, не дёука. Тут гарёлку дають, нали-вають тады тастям там по стаканчику, хто стайть кругом нявёсты. Жанйх платок ёта аткрываить. А эти яму: "Слепая, слепая!" — закрыють платком. "Слепая!" Тады жанйх аткрыеть Галаву ёту, платок снйметь с нявёсты. <,..> А платок свякрбви атда-ють — на падарок» (Кун., Бурщина 3284-01).
«А тады платок этыт снимают, и ей гавбрить, што "табё атсуливаить" свякрбвь: "Всё мае хазяйс-тва — табё". То атсуливають эта ваду там насйть, та­ды качаргу — печку тапйть. Вот ёта, бывала, атсули­вають. А платок [свекровь] бярёть сабё. Эта, быва­ло, када вянбк сымають [с головы невесты], кладуть девушке на Галаву, например, незаму^кнай. Гава-рять — замуж ана пайдёт, первая будеть свадьба у ётай девушки. А тадй павёшают ёта у кут — венок ётыт» (Кун., Усмынь 3286-41).
«Падхбдить свякрбва и снимать этыт вянбк, руками снимайте (а ей прикблата там, заколки ат-кблет усе и снимаить евб). Падвязывают платок -вот так, падвяжуть платок <…> [сверху] носиком. <…> Сдёлаетца, как старая баба. <…> Так — была маладая, а так — стала старыя. Была девушка, а так — малбдушкой стала» (В.-Л., Крупышево 1765-05).
«Идёт свёкар-батька. Такую берёт, ну, как пру-тину. А на невесте платок накинута, вот так ана си­дит. И Зтат свёкар-батька паддеёт и ускрывает не­весту. <…> Свёкар-батька пришёу, сняу с неё пла­ток, узяв себе. И вот тада уже эта крёсная матка адеёт на себе вянбк, станбвитца на лавку и паёт: "Харитон, Харитон, рукавички шьёт"» (В.-Л., За-ручевье 1733-24).39
Кокошник, который надевали молодухе, она не должна была снимать в течение трех дней — «тады будить галыва дужа гладкыя и красйвыя» (В.-Л., Осокино 1738-26а).
Обряд «завязывания» молодухи завершал сва­дебное застолье. После этого свекровь кнутом вы­гоняла новобрачных из-за стола: «Ина снйметь вя­нбк [с невесты], пакрбить [ее], и тады их и гбнить вон ат стблу. Тады аны выхбдють са стблу» (В.-Л., Лоскатухино 1719-06а).
Невестин венок вешали за иконы, хранили до следующей деревенской свадьбы (В.-Л., Лоскатухи­но 1719-06а).
? Отъезд гостей
Перед отъездом гостей на стол ставили миску с киселем, что указывало на окончание застолья (Кун., Точилово 2563-01). Провожали родственни­ков невесты и всех гостей, пели песни: «Пора гос­тям до дому», «Нр -‘чось сватам, не елось».
Невестина родня возвращалась домой, где про­должалось гулянье: «А вот аттудава приёдуть, там нявёсту кинуть, а сюды приязжають, тады бирягй пасуду — з^сю бьють! Усе на свети! У нас-то надела­ли тады, страх! Пабйли и чашки, и тарелки, и гарш-кй, еле-еле переняли! Аттудава <…> приязжають, ат жениха, нявёстина радня, тады яны тутатька!.. Тады их умирять нада, приданых. Нясёть ужб бать­ка нявёстин водки, и тбльки — "утешйтисе вот вы", штоб устйхли. А так эта палбжена. Такая мода бы­ла. Дак яны тады У той хати, Гбспади, пирябйли усе на свети! Обувь папарвали па этым шклйнкам пля­савши! Па этым па чарёпкым, катбрыи бьют — ча-рёпки, и па этым — па чарёпкым [пляшут]» (В.-Л., Фелистово 1707а-01).
ОБРЯДЫ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ДНЕЙ СВАДЬБЫ
4- Оповещение о «честности» невесты
Утром молодых будили песней «В понедельник рано». Если невеста была «нечестная», то ей (либо крестной) на шею надевали хомут. «Када нячёсныя (й)на, то у ётам хамуту и вядуть прима у памищё-ние, при усех. А эсли чёсныя (й)на, то её тады с песням, с танцам, её на круг вытаскивыють» (В.-Л., Лоскатухино 1719-Обв).40 Зафиксированы упомина­ния о том, что плясали на расстеленной по полу ру­бахе невесты (Кун., Быково 2432-24).
?$- Испытания молодухи
Молодая жена должна была пройти ряд «испы­таний»: били посуду (глиняные горшки, тарелки) и заставляли ее мести пол; посылали за водой с реше­том; «учили» печь блины.
«Гаршкй бьють. После свадьбы, застааайоть нявёсту падмятать мусор — эта што разабьють. Ана падмятаить, явб распйхывають наГам, ана абратна мятёт. Деньги брасають — мёлачь. Ана падбираить ий, и смятёт у кучку абратна. Так её и мучиють. Прихбдить свёкар — нагбй [разбивает]. Ана дбрит -нявёста, што-нибудь ему даёт, какбй-нибудь пада-рак ему даёт. Патом пришла свякрбва, талкнула на-гбй э^гат мусар. Свякрбвки на платье дала» (В.-Л., Крупышево 1765-Ю).41

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Туры во Францию по доступным ценам
  • Коттеджи посуточно Новосибирске по доступным ценам
  • Районирование и климат
  • Интересное