Поиск по сайту

Общая характеристика традиций деревень

Невесту НАДЕЛЯЛИ деньгами: их клали на на­дельный пирог, лежащий на тарелке и покрытый сверху платком. «Батька, радйтели там перво-наперво кладуть там скбльке, радйтели, на пирог и ныдиляють. Там баярки кладуть, па скбльки там, яны кладуть ны пирог. Пряма на пирог, салфетка заслана, кладуть деньги и ёта. Или там платок чис­тый [на пироге]; а тада завернуть этим платком [хлеб вместе с деньгами]» (В.-Л., Сыроквашино 1704-56). Надельный пирог («хлеб», «булку») пекла мать невесты либо ее крестная: «А пякёть матка там или крёстная. Буваить — крёстная, ана пякёть этат пирог и нясёть крестнице на надел» (В.-Л., Сырок­вашино 1704-56).
Во время наделения невеста кланялась в йоги каждому, причитала, при этом боярки поддержива­ли ее под руки.22
По некоторым сведениям, во время наделения невеста сидела на деже, держа на коленях хлеб, на­крытый платком. Родственники подходили к невес­те, подавали ей руку, целовали, дарили медные деньги (их собирала крестная мать).23
Если невеста была сиротой, то на стол СТАВИ­ЛИ украшенную ЕЛОЧКУ,24 подруги пели песню «Ах ты, ель-елушечка». «Кагда сирата выхбдить, дык тады играли ей песню сиротскую какую-то та­кую — "Ялушечку" эту. <…> Ёлачку наряжали. На-ряжають — уся у цвятах, и свечки зажгуть на этый на ёлке. Три-чатыри свечки гарять» (В.-Л., Фелистово 1707а-01).25 Невеста-сирота исполняла особый при­чет, призывая умерших родителей наделить ее:
«…Дббрыи май людюшки
и ближний саседи!
Рысшатийся вы на две старонушки, Прыпустйти ма(й)во радйтиля-батюшку
к ётаму дубовыму столику Ныдялйть мине, горькыю сиратйнушку. Как я завязываю сваю буйныю галовушку, Такая маладёшинькая, зилянёшинысая. Ещё я ни нагулялыся и ни накрысывалыся»
(В.-Л., Захарове 1748-26).
«И расступйтися вы, добрые людюшки, И прыпустйти-ка вы маю радйтилку. И падьшйсь-ка ты, мая радитилка, Вздень же ка ты белый ручушки, Раскрой же ка ты свай галубыи глазки, Радйтелка мая, порадйтелка…»
(Кун., Починки 3286-61).
Сироту могла благословлять неродная мать -мачеха. «Атёц падайдёт, надяляеть, патбм — мать, мачиха падхбдить, наделяеть. Вот кала мачиха пад-хбдить, я уже мачиху и праш^:
Неродная матушка,
Надялй, благаславй меня
вместа рбднай матушки,
Надялй менё, горькыю сиротушку, щастьем и долюшкый, щаслйвый судьбйнушкый»
(В.-Л., Калдобино 1710-02).
После наделения родители БЛАГОСЛОВЛЯ­ЛИ невесту26 — крестили иконой, украшенной по­лотенцем (во время наделения эта икона стояла на столе) со словами: «Шшастья! С Богам!» (Кун., Ус-мынь 3286-45). Затем невеста принимала благосло­вение от крестных родителей.
Обряды благословения и наделения сопро­вождались наигрышем на скрипке, гармони или цимбалах («Блаславлённая», «Надельная» игра). Одновременно звучали голошения невесты и ее матери.27
Родители отдавали невесте «надел» — пирог, икону, надельные деньги, завернутые в полотенце (В.-Л., Борки 1704-13). Надельный пирог невеста везла в церковь — она могла съесть его в часовне, пока дожидалась жениха (В.-Л., Осокино 1738-08).
По другим сведениям, невеста брала пирог с со­бой в дом жениха и постепенно съедала его в тече­ние нескольких дней: «И хлеб скбка-та дней нада ис[т]ь ей явб. Кажнае утра, как вставать — так этава хлебца, или там б^лачка какая, или што-нибудь. Прибирает в сундук, и вот ана исть» (В.-Л., Березье 1770-07).
ЖЕНИХА НАДЕЛЯЛИ И БЛАГОСЛОВЛЯ­ЛИ в его доме утром свадебного дня, опевали его. «С деревни сабёрутца да и сыграють. Как он ат-правляетца пад вянёц за нявёстай» (В.-Л., Крупы-шево 1765-06). Звучали песни: «Как за новыми во­ротами», «Ты скажи нам, Иванушка, кто тебе голо­ву чесалЪ, «Мальчишкина матушка всю ночку не спала», «Витька не спит, коло коня ходит», «Едь-поедь, Серёженька, жениться».
обряды соединения
ЖЕНИХОВОЙ И НЕВЕСТИНОЙ СТОРОН
Последовательность дальнейших событий сва­дебного обряда могла иметь два варианта, различа­ющихся по местоположению венчания в цепочке ритуалов (см. выше). Однако состав обрядовых действий и в том, и в другом вариантах оказывает­ся сходным.
?> Поездка к венцу
В первом варианте хода свадьбы (когда выкуп невесты происходил после венца) венчаться ехали порознь, и свадебный «поезд» после венчания на­правлялся в дом невесты.
«Нявёста едет сваей паездбй, жених — сваей па-ездбй — каждый са сваей стараны. Патбм у церкви там вместе пад вянцом стаять, а с церкви уже ёдуть умеете, с женихом» (В.-Л., Крупышево 1764-47). «Жених з дома атправляитца, а нявёста са сваего дома атправляитца. И анё ёдуть у цёркву. И там анё венчаютца уже. И тагда анё уже умеете едут» (В.-Л., Заручевье 1733-11).28
Исключение составляли те случаи, когда невес­та и жених были из одной деревни — тогда к венцу отправлялись вместе (Кун., Починки 3286-52). Сва­дебный «поезд» украшали: «Ета время и жанйх то­же приязжаит в цёркву. Кони наряжены, гривы за­плетены лентам всяким, хвасты… Красива раньше была» (В.-Л., Крупышево 1764-47). «Тройка лаша-дёй, и раньше, бывала, на дугу навешивают кала-кольчики маленький, звенят. И вся дуга у цвятах. Невеста в линейке сидит, зимой — санки такйи рас-писнь’ш. И тройка такая была, ой! И красива была очень» (В.-Л., Прялово 1752-18).
Обрядовый момент отправления к венцу был отмечен наибольшей интенсивностью звучания причитаний. Приведем один из образцов голоше­ния невесты, исполняемого перед уходом из роди­тельского дома:
«Радимая матушка май, Как я присидёла твай тясовыи лавачки И приглядела стеклянный акошички. Куда ж ты атдаёшь миня,
такую маладёшинькыю, На чужу старбнушку, ка чужим(ы) радйтилим,
ка чужому батюшки, матушки? Чужйи раднтили крепка анй пагарливыи. Радймыя матушка,
Сними с маёй галбвушки цвяты белый, алый. И павёсь на Гвбздичек перед майм акбшичкым,
где висит икбнушка.
Ни хачу я быть дамычкый, хачу быть дёвычкый. Родная матушка, прибярй мой вянбчик,
чйряз три гадка адёнь…»
(В.-Л., Калдобино 1709а-16).
К данному обрядовому моменту был приурочен цикл свадебных песен, среди них: «По лугам дев­чонка шла», «Коло речки шла Марусенька».
?> Венчание
С обрядом венчания связано множество различ­ных примет, по которым определяли первенство мужа или жены в будущей совместной жизни. К примеру, во время венчания примечали: чья свеча догорит скорее, тот будет главным в семье (Кун., Назимово 2563-26).
?«? Возвращение в дом невесты (1 вариант хода свадьбы)
«С-пад вянца тожа ёдуть к нявёсты. А патом ужо ат нявёсты ёдуть к жаниху. А первым дблгом -к нявёсты. Абёд атайдёт — тада уже едут к жениху» (В.-Л., Прялово 1752-18).
После венчания у церкви молодым пели «Бог по пути», когда те садились в сани. Приехав в де­ревню, жених катал невесту по улице: «Катаютца па дярёвни, с-пад вянца приёхадши — жанйх ня-вёсту катает па дярёвне» (В.-Л., Крупышево 1764-47).29 Затем «нявёста упярёд идёт — у’ свой дом -адна. Жених астаётца. Пака нявёста абратна сядет за стол, тагда жанйх идёт са сваей усей раднёй [в дом невесты], и выкупают нявёсту» (В.-Л., Заруче­вье 1733-11).
?«? Поездка в дом жениха (2 вариант хода свадьбы)
«Павянчаютца — и ёдуть к жиниху. Все. Этый поезд уехав, а тут сабираютца девушки Зты, её рад-ня и ёдуть к жиниху» (Кун., Войлово 3285-48).
4- Выкуп
Поезжане заходили в избу не раздеваясь; пер­вым шел дружка (сват), хлестал кнутом. «С пугой старший сват. "А-га, во! — гаварйть. — Я вас выкуп­лю". Ну, шутить, шутить. [Боярка отвечает]: "Мы, -гаварйть, — ни баемся за хлыста!"» (Кун., Росно 3290-44). В момент приезда жениха звучали песни: «Не было ветров — понавеяли», «Вился вихор перед тучею», «Сваты в хату лезут», «Кланялась вишенка зеленбму саду».
Крестный заводил невесту за стол, она садилась к подругам. «А как идуть зы к(ы)нягйнею, ужо за стол садить, тады стайть у парога мужчина и гаво-рить, павёрнитца ^ хату к зтым, к людям: "Гражда­не! Рызряшйти мыладую к(ы)нягйню за стол завесь!" — "Благаслывляим!"» (В.-Л., Осокино 1738-26г).
Боярки заслоняли невесту, кидали поезжанам в глаза жито (горох); обе стороны бросались друг в друга ячменем, конфетами. Боярки пели и плясали около стола — «на лауку ^спрыгнуть и на лауке пля-шуть» (В.-Л., Осокино 1738-26г), «дразнили» сватов
песнями. «Жених приязжает, баярки пляшуть тут у стала. Анй закрыют инвесту, станут вот так, ана там сидит с вянкбм свайм. Ну вот, и дражнят ево всяким манером, какой он там… Ну, всякие аны -што придумаеть кто. Такую играють — "Касбе сва-товьё через сыр бор ехали"» (В.-Л., Крупышево 1765-02).
«Падхбдит самый Главный там — сват… Ну, мы тада f арбхам ему в лице стибаим — значит, патаму, што жениха хочет [к] нашей нявёсты. А таг да игра­ем ему припевку:
Как ня стыдна вам, сватам, Пйряд иам, дёукам, стаять, У руках шапки дяржать, Рукавицы за поясам?..»
(В.-Л., Капустнио 1734-32).
Боярки хулили жениха, приговаривая:
«На вашем жениху черти барбиы плетуть, А на нашей невесты цветы цветуть»
(В.-Л., Заручевье 1733-11).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Туры во Францию по доступным ценам
  • Коттеджи посуточно Новосибирске по доступным ценам
  • Районирование и климат
  • Интересное