Поиск по сайту

Общая характеристика традиций деревень

Я банюшку тапйла,
Три шшёлака шшелачйла.
Адйн шшёлык с румяными,
фугой шшёлык с гарячий вадбю,
А третий шшёлык с гарячйми слязами».
Невеста благодарила за баню — обнимала по­другу и начинала голосить:14
«Ой, спасйба тнбё, май сястрйца Катичка1, Што ты стапйла мне парныю банюшку. Ой, пыйдёмти-ка, май горды баярыньки, Пымбити вы маю буйныю, буйныю галовушку. Спасйба тибё за всё, сястрйца Катичка, <…> пыухаживала за мной. Паслёдний вичарочик я краснай дёвушкай. Ой, завтра ж я рызлучуся с вам,
май гор(ы)дыи баярыньки, Ой, завтра я расстануся, май сястрйцы-ластушки. Ой, я уеду кы Бажьёй, кы Бажьёй цёрк(ы)ви. Ой, надёнуть на мине, ой, залатыи вянбчки, А павяд^ть мине кругбм, кругбм налбя, Ой, у руках зажгуть, зажгуть ярый свёЗиЗки. Ой, паздравити мине, май падружин(и)ки милые, Паздравите вы мине з законным,
з законным бракам. Ох, май милые и баярыньки, А за всё вам, за всё спасйба, за всё,
сястрйцы-ластушки»
(Тороп., Кривцово* 2483-07).
Боярки вели невесту в баню с «барабаном» -би­ли в заслонку. «А заслбн в руки, и скрозь дярёвни вяду^гь, женщины песни играють, па заслбну палка-
ми бьють. Вот эта з барабанам яё правбдють» (Кун., Лукино 2561-05).
Около бани боярки пели. «3 гбласым женщины песни играют, а невеста галбсит. И пака ана мыит-ца, анй стаят, всё песни играют: "Рыстапися, баен-ка, рызгарйся, каминка". 3 барабанам…» (там же). Невеста голосила (см. «Образцы напевов и текстов свадебных причитаний», № 1).
В некоторых деревнях Куньинского района бы­товал обычай лить пиво, бросать хмель на каменку. «А када в баню ведуть, хмель тбжа на каменку ки-дають. Старинная баня, па-чёрнаму. Хмель, пива льють. Такой запах араматный! Её моють баярки» (Кун., Степанцево 2494-20). На вопрос о том, для чего это делалось, рассказчица ответила: «Штббы жили, штббы весила, и запах араматный» (там же).
По дороге домой из бани подруги пели («В вы­соком тереме с полночи засветило»), невеста приче­том просила родителей встретить ее:
«Ухажу я с тёплый банюшки, Пиряймйти ж вы мине, май радйтили. Радитильница-матушка, радйтиль-батюшка, И ныдялйти ж вы мине долей-шастьим
и добрым здаровьим В чужйи людюшки, к чужим(ы) радйтилим»
(В.-Л., Спиридинки 1797-12).
Родители (или родственники) встречали невесту около дома, невеста кланялась родным в ноги, при-читалаР «И тётке пакланйлась тоже так, так тё­тушке я пакланйлась. Тётушке, бабушке да дяде <…> пряма в ноги кланяюсь. И плакала, галасйла. Эта я из бани пришла, и у ихней избы, у дядюшки-ный, [причитала]» (Кун., Савченки 2538-03).
?«? Чесание головы
В некоторых локальных традициях16 обычай че­сания головы во временнбм отношении примыкал к банному обряду. Придя из бани, невеста причитала, обращаясь к «сестрицам-подруженькам» с просьбой расчесать ей волосы, заплести косу (см. «Образцы напевов и текстов свадебных причитаний», № 2).
В Жижицкой, Ущицкой (Кун.),17 Кудрявцев-ской (Тороп.)18 волостях обряд чесания головы представлял собой развернутое действо, состоящее из нескольких этапов:
—  сестра (подруга) расчесывала невесте волосы, заплетала косу; невеста «давала спасибо»;
—  сестра водила невесту по избе; невеста приче­том просила расплести косу:
«Спасйба, мая сястрйца Катинька,
Што ты зыпляла мне маю русыю кбсыньку.
Рысплятй ты маю русыю кбсыньку,
Падай ты мне алыю лентачку,
Я вазьму иа свай на белаи ручушки,
Пахажу я па сваей тёплай изббушки.
Ни аткроет ли касящая акбшичка
мая радйтильница рбнная матушка?
Ни прилетит ли ала ка мне.
в ету тёплаю изббушку Баславйть миня в чужие добрые людюшки…»
(Тороп., Кривцово* 2483-08);
—  сестра расплетала косу, подавала невесте ленту;
—   невеста ходила с лентой по избе и голосила, призывая умерших родителей благословить ее:
«Не на мести ляжйть мая алая лёнтычка.
Папрашу я сваму братцу-сбкалу,
Штоб ён схадйл на канюшинку,
Асядлал бы варана каня,
Слетал бы ка Бажьёй цёрьквы,
Вдарил в звонкай колакал.
Штоба паднялися буйные ветры,
Штоба рассёилися жалтыя пяскй,
Штоб ускрылыся грыбывая даска,
Штоб встала ронна матушка
Баславйть миня в чужйи добрый людюшки…»
(Тороп., Кривцово* 2483-08);
—  сестра опять заплетала косу, вплетала ленту.
?*• Последняя вечерина
После того как заплели косу, «нявёста успакаи-ваитца, тада сабираитца маладёжь, гармбшка, fy-ляють, пляшуть» (Тороп., Кривцово* 2483-08). На вечерине мать и невеста голосили, скрипач играл «Скучную вечерину» под голошение.19
Звучание инструментов (гармони, скрипки, цим­бал) сопровождало и исполнение свадебных песен. «А скрипач играл у их. И вёчарам играл, и утрам. Вот привязлй, там свадьба у нас недалёк была, цин­балы такйи- знаишь, длинный так. Дё^ка в цинбалы так играла сидёуши, а батька — на скрипки. А тут пе­ли над сталбм свадёбники еты. Вси плясали, пели — и пад скрипку, пад цинбалы» (Кун., Дрёг 2485-12).
В вечерину могли «подменять» невесту. «А, бы­вала в вечарйиу вазьмут цвяты, вянбчек васкавый, адёнут другой девушке, баярке. А сваты приежжа-ют: "Не, эта ни наша". Ну приедут анй в вечарйну, а тут вазьмут да адёнут [венок] маёй шафярйце ка­кой-нибудь» (Кун., Хомушино 2533-42).
?ф- Утро свадебного дня
Обряды утра свадебного дня были посвящены сборам невесты к венцу. Происходили заключи­тельные приготовления к переезду в дом жениха, совершались обряды последнего прощания невесты сродными.
С самого утра с невестой были подруги, кото­рые помогали ей одеться, подготовиться к отъезду. «Устают, гатбвютца к свадьбе, нявёста приходить. Баярки (называли раньше) адявают нявесту, гатб-вють яё к вянцу, вянок адяют ей» (В.-Л., Крупыше-во 1764-47). Среди действий, совершаемых в про­цессе сборов невесты, ритуальный характер имели обычаи чесания головы20 и надевания венка.
Невесту сажали на хлебную дежу, покрытую шубой,21 подруги РАСПЛЕТАЛИ ей КОСУ. Невес­та голосила, причетом призывая родных и подруг расчесать голову:
«Падайди, мая радйтельница-мамушка,
Пычашй маю буйныю галовушку,’
Ох, лйханька мне!
Падайдй, мая ранная пародушка,
Пычашйте маю буйныю галбвушку,
Атправьте мине в чужйи добрый людюшки»
(Кун., Сысоево 2538-26).
Затем старшая боярка НАДЕВАЛА НЕВЕСТЕ ВЕНОК из восковых цветов, невеста вставала и кланялась всем присутствующим (Кун., Гладыши 3283-61). По другим вариантам, крестная мать за­плетала к©су невесте, а затем заводила ее за стол, где подруги надевали ей венок (Кун., Войлово 3285-48; Пурышкино 3285-39).
Обряды чесания головы и надевания венка со­провождались звучанием свадебных песен, среди которых: «Стояла Любутушка под венцом», «Уда­рили три звона церковных», «В высоком тереме с полночи засветило», «Тихие облачки на Дунай катят».
?о- Наделение и благословение
Обряды наделения и благословения были тесно связаны во временном отношении, следуя один за другим. Соотносились они также в процессуальном и действенном планах (порядок прохождения обря­да, регламентируемый причетами-призываниями невесты; земные поклоны). В поэтических текстах причитаний благословение и наделение выступают как два смежных понятия:
«…Ныдялйте вы миня и благаславйти Щастлйвый долюшкай и добрым здарбвьицым» (В.-Л., Захарове 1749-14).
Перед наделбм невеста сидела за столом с бояр­ками. «У нявесты нет замужних женщин за сталбм. Да венца ни аднбй нету. А баярки, бувала, сидять -штук девять их сидйть» (В.-Л., Капустино 1734-31). Боярки пели «скучные» песни- «Утушка серая, что в бору не была», «Ходила-гуляла Нинутушка по са­ду», «Синие облачки на Дунай катят», «По горам девчонка шла». Замужние женщины, собравшиеся в избе, обращаясь к бояркам, исполняли песни осо­бого содержания: «Раньше играли такую вот пес­ню — "Пагуляйти, девушки". Баяркам играют пес­ни бабы, сабрауши» (В.-Л., Крупышево 1764-23).
Невеста голосила, в причете призывая по очере­ди каждого из родственников наделить ее:
«[Милые] май жал(ы)ки радйтели, Ныдялйти ж(и) вы мянё щаслйвый долюшкый, Атып(ы)равляя к чужим радйтилим. Няужёли ж(и) я вам ня уладила и ня угадила, Што вы мине так абижаити и атправляити
С сваей тёп(ы)лый изобушки
Кы чужим радйтилим няжаласливым?»
(В.-Л., Краснополье 1866-15).
Первыми невесту наделяли родители. Во время наделения мать голосила в ответ невесте:
«Ныдяляю я тибё, мая мйлыя дйтитка, К чужйи мам(э)ки, дужа ни радйтилке. И как(ы) жа яна тибё будить пиряймать,
и как будить абижать? А мая ж(и) мйлыя дйтитка, Я ж(и) тибя буду ня видеть и ня слышить, Как(ы) будут тибё чужйи радйтили
пакрйкывать и пагыркывать»
(В.-Л., Хребтово 1715-03).
Затем мать (или сама невеста) с причетом при­зывала других родственников:
«Мйлыя мая жалкия, рбдныя дачушка!
Пупросй ж ты Бджиньку,
Штоб ён ныдялйл тваго буйныю галовушку
щаслйвый долюшкый. Милый май добрый люди, Пыдыйдйти ж(и) вы к дубовыму столику, Ныдялйте ж(и) вы маю дачушку
щаслйвый долюшкый»
(Уев., Перелазы* 1788-15).

Я через интернет купил турбину на пассат б6 в Оренбурге, вышло дешевле и качество нормальное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Туры во Францию по доступным ценам
  • Коттеджи посуточно Новосибирске по доступным ценам
  • Районирование и климат
  • Интересное