Общая характеристика традиций деревень
?ф- «Запойны»
«Запбины» («запйвины», «богомолёнье»)3 устраивали через несколько дней после сватовства. В дом невесты приезжали 4-5 человек со стороны жениха (как правило, родители и сваты), в некоторых случаях — и сам жених. В качестве центрального эпизода запоин выступал обычай совместного моления Богу перед иконами. Назначали день свадьбы — устанавливали «СРОК», который колебался от одной недели до месяца. «Прихбдют Богу малйтьца. Вот яшшё да свадьбы была малёнье. Гаварят: "Ну, Богу малйтьца пашлй". Эта ужб Богу мблютца пйряд свадьбый и дагавариваютца, када будит свадьба. В Зтыт день самый, как Богу мблютца, прихбдют к нявёсты, жанйх прихбдить, яшшё там, ну скблька там чилавёк, мбжа и пять прихбдит, дагаварятца и мблютца Богу» (Кун., Войлово 3285-48). Родители невесты устраивали ЗАСТОЛЬЕ — пили горелку и закусывали, что называлось «запивать» невесту.4
В деревнях Великолукского района обряд, имевший аналогичное содержание, был более развернутым по составу действий и включал ОДАРИВАНИЕ: невеста выносила дары, выполнявшие функцию за-
датка для жениха и его родни. В качестве даров чаще всего использовались различные виды традиционного рукоделья: полотно, платок, полотенце. Представляет интерес упоминание о том, что каждого из гостей, приехавших на богомоление, дарили тканью, отрезанной от одного куска полотна: «Тады аны прийдуть Bofy малйтьца — чилавёка чатыри-пять. Тадь’1 их угышчаишь и дбришь: режишь пылатнб и дбришь их пылатнбм» (В.-Л., Осокино 1738-08).5
На богомолении звучали первые причитания невесты:
«Памалюся я Гбспыду Божиньки И папрашу-тка я Госпыда Божиньки щастия-долюшки,
харошива здаровьица»
(В.-Л., Поречье 1703-08).
?ф- «Смотрят место»
Родители невесты ездили смотреть дом и хозяйство жениха. Родители жениха, в свою очередь, старались продемонстрировать достаток семьи. «[Место] сматрёли. Чу! Редка какая так пайдёть. Всё места [смотреть] паёдеть, радйтели… Раньши ж за тридцать килбмитрав атдадуть. Запрягуть и паё-дуть, пасмбтрят там всё — и живатбу и пастрбйку, и хлеб. Всё паабсмбтрють, што — мбжна тудй идти жить аи нет? Рассказывали, што если жанйх бёдин, то он берёть у сасёдей што-нибудь [на показ], штб-бы «батат» был» (Кун., Точилово 2563-01).
?ф- «Рукобитие»
«Рукобйтие», зафиксированное в великолукской традиции, происходило за несколько дней до свадьбы либо накануне венчания (в субботу). В доме невесты собирались подруги, жених с родней (со сватами), устраивали гулянье с пением и плясками, делали застолье.6
В Куньинском районе такая вечерина имела название «заручины». На заручинах невеста (с помощью крестной) одаривала приехавших гостей приготовленными подарками: полотном, полотенцами, платками. Жениху невеста дарила рубаху или «кап-шук» (кисет).7 По некоторым упоминаниям, мог происходить обмен дарами: невеста одаривала жениха рубахой, шарфом, а жених дарил невесте ботинки, шелковый платок (Кун., Долговица 3284-31).
Ритуал одаривания полотном был связан с особым способом передачи дара: невеста вешала кусок полотна на шею каждому гостю, при этом приговаривали:
«Наша инвеста тонка пряла, Харашо ткала, Па пуньям ни хадйла, Вирябьёу ни давила»
(Кун., Белавино 2430-14).
На заручины приглашали музыканта-скрипача, который исполнял специальный наигрыш — «Зару-
чину», при этом невеста причитала. Звучали свадебные песни («Помоги нам, Боженька» и др.)?
•ф- Выкуп приданого
За два дня до свадьбы (или накануне) жених с родственниками приезжал за приданым — «БРАТЬ СУНДУК». Выкуп приданого происходил следующим образом: на сундук с приданым клали подушки, сверху садилась мать невесты, требовала выкуп. «Самая нявёстина матка — на сундук, мол "я так, дарма, ня атдам!" Тады ён скбльки-нибудь заплатить ей там, каких-нибудь — тройку какую, зять. Как прияз-жаить за этым за сундуком, и пярйну бярёть, и паду-шку ж бярёть тут усё. Забирають там шкаф — што у нявёсты, какое дабрб» (В.-Л., Фелистово 1707а-01).9 После получения выкупа устраивали застолье.
Иногда приехавшие за приданым стремились украсть сундук без выкупа. «Ета у"сё представления — сваты как приёдуть, тады крадуть ёту пастелю её-ныю там, што у ей звязына, сундук вынбсють ти-хбнька. А кали вынесуть, так тады хахбчуть: "Аи! У ей жёрны уложены у этат сундук!" — што тяжкий. "А мбжа камёння ныклйдина?!" — смяютца тада, адйн кала аднавб, што яны вынесли» (В.-Л., Осокино 1738-236).
Затем сваты вместе с крестной матерью невесты везли сундук к жениху. «Развёшуть там на стали скатирти эты, пялены на иконы (раньши ж иконы были — вешали), пастель тбжа, зынавёски там на бк-ны, кравати, усё былб сыматканая, свбйская. Красива дюже» (Кун., Усмынь 3288-04). Родственники жениха, соседи специально приходили посмотреть на невестино приданое. «Садятца за стол и развё-шивають: тут пялены — на Багбв [на иконы] там па-лбжуть скблька, а патбм так кладут, паказывают, вот там какой нявёсты… Полная хата набьётца людей, Jce смбтрють, какйи падарки нявёсты, какой падарык привязла сюда, какие пялены, скатирти. Скатирти — на сталы, там мбжа пять салфётак таких, а мбжа три. На Багов — там пялён или наббж-никыв двянйдцить или тринадцить. На акбшки -эта зынавёски тбжа, скбкатам акбн. Ну, патбм яш-шё и такйи там зынавёски, штоб на хату. И вот салфётак мбжа пять, мбжа чатыри бываить на стол. Ну их, канёшна, ня стелют на сталы, патаму шта сталы-та убраныи. Их там кладут у кут, усё эта. Крёсная там паказываить (есь крёсная у этый девушки). Крёсная паказываить эты пялены и скатирти — всё, што там у яё есь — и кладёт» (Кун., Войло-во 3285-48).
В доме жениха звучала песня «Снимайте пелены пеньковые»: После того как приданое невесты было развешано, крестная невесты запрыгивала на лавку перед иконой, плясала, и пела:!0
«Харитбн, Харитбн -Родный батюшка,
Харитбниха-Май матушка, Мирите меня, А я не буду дурить. А не будите мирить -Буду больше дурить»
(В.-Л., Осокино 1738-15).
Развешанное приданое украшало дом жениха до дня венчания: «Туда уже жанйх привозит эта дабрб, анб там на втарый день свадьбы, может, и через три дня — када назначена свадьба. А анй уже прияжжают, нявёста — мае уже дабрб всё висит. И палатёнцы, всё, и шторы, всё-всё паразвёшают, што тблька ёстя. <…> Штоб видать нявёсту багатаю» (В.-Л., Прялово 1752-18).
-Ф- Приглашение иа свадьбу
За несколько дней до свадьбы (или накануне) невеста с подругой «ХОДИЛА ПО РОДНЕ». Обязательным элементом приглашения являлся земной поклон, который невеста «давала» каждому родственнику. «Звала, приглашала, хадйла нявёста, да. Када вот свадьба мая, примерна, будить. Примерна, май свадьба будить заутра, а сягбдне уже я еду, приглашаю. Даже ишшё уЪярёд я еду, уже приглашаю на свадьбу. Раньше эта знаешь как была? Нявёста тады захбдить, ужб каждаму у нога кланяетца там — усим, сваей раднё ужб, каго анй приглашает Ана хбдить с падругай с сваей там, шафярйнка какая-нибудь есь у ей. Тады, примерна, придут, и тадй у ноги пакланюсь, скажу: "Прихадйте ка мне вот в такйй день на свадьбу". Патбм ётаму, там, другому, кагб я приглашаю к себе на свадьбу» (Кун., Бурщи-на 3284-01)."
«Сиротская» свадьба не обходилась без ПОСЕЩЕНИЯ КЛАДБИЩА, куда невеста-сирота ходила вместе со старшей шаферйнкой приглашать иа свадьбу умерших родителей. «А если нет радити-лей, умирши, тада на кладбище хбдить, приглаша-еть. Ана не галбсит, а вот: "Пажалуста, ка мне на свадьбу в такой-та день", — и всё» (Кун., Починки 3286-52).
ОБРЯДЫ КАНУНА И УТРА СВАДЕБНОГО ДНЯ
?ф- Прощание с деревней
Обычай прощания с деревней, зафиксированный только в Куньинском районе, имел форму ритуального ШЕСТВИЯ: подруги водили невесту по деревне С «САДОМ» — елочкой, украшенной цветами и ленточками. Звучали песий, невеста голосила. «Ну, "сад" нарядили, яблачки были у тёти привезены, канфёты, пряники. Всё эта разукрашена лёнтачкам всяким. <…> Атарвали такую харб-шую или ёлку, или што, и её разукрашивали всяким лёнтачкам, канфётак навешали. <…> Ишлй
скрозь дярёвню, пака ни пришли туда в дом. [Елку несли] шафярйцы. Старшая баярка была. [Невесту] под руки вядёть старшая…» (Кун., Хомушино 2533-40).
•ф- Баня
Повсеместно в традициях банный ритуал представлял собой развернутый во временном и акцио-нальном планах цикл обрядовых действий.
Перед тем как идти в баню, невеста прощалась с родителями: подруги заводили невесту за стол, она голосила, обнявшись с матерью через стол. «И ана как плакала — и вот гбласам галасйла. И ана с той стараны, а матка с ётай. Вот через стол абнём-ши галасйли» (В.-Л., Березье 1770-01).
Причетом невеста просила у родителей прощения:12
«Прастйте мини, май радйтели, Што нн усыпали тёмные нбчушки, Дажидали мине с вясёлый гулянычки. Ни закрывали аны дашшаные двери, мине дажидали»
(Кун., Гритьково 2404-02).
Подруги, топившие баню, приглашали невесту мыться. В д. Кривцово* (Тороп., 2483-06)13 зафиксирован обрядовый приговор, который произносила боярка, обращаясь к невесте:
«Настасья Пятрбвна,
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44