Общая характеристика традиций деревень
Как на нашей нивке сегодня пожинки: всё поле пожали, снопы поубрали без частого дождя, без шумного ветра. / На нашей на нивке сегодня пожинки: два поля пожали, третье запахали.
Вариант продолжения: …Мишкины жнеи, как лебеди белы, жали-пожинали, в «постать»1 погляда-ли, на «межйчку» сели, песенки запели, домой прибежали, серпы покидали.
Варианты окончания: …Хозяюшка наша, варила ль кашу? — Варила-варила, вам не говорила. / До краю дожнёмся, горелки напьёмся. Хозяйка-тетеря, готова «вечеря»? — Вечеря готова, хозяйка ли стола.
Вариант текста: Чьи это жнеи, что лебёдушки белы? Домой прилетели, по лавкам посели, песенки запели: — Хозяюшка наша, была ль ты дома, топила ли печку, варила ли кашу? — Печку я топила, кашу я варила.
Великолукский район:
Борковская вол.: Бобриково 1751-39; Борки 1697-08,1703-
55 (т.), 56,1706а-14,15; Комша 1731-05,1736-08; Оставец
1725-03.
Купуйская вол.: Белокозово 1827-01, 08, 10, 1828-07-10;
Крупышево 1758-33, 1764-34, 38 (т.). Пореченская вол.: Борок 1706а-42, 1755-15; Есипово*
2433-11; Зайцы 1705-39; Захарове 1705-50, 51, 1747-37;
Никулино 169541, 1696-05, 1706а-30, 1754-47; Осокино
1741-23; Поречье 1703-28, 1730-16. Урицкая вол.: Калдобино 1712-02, 03; Костелево 1720-02,
03; Урицкое 1700-04, 1708а-48, 50; Хребтово 1714-17,
1717-01,02.
Успенская вол.: Медведково* 1771-12. Фёдорковская вол.: Сопки 1796-31. 1 «Постать» — полоса.
70. «Видит-видит око, что край недалечко» (варианты напевов 15, 16, 18)
Видит-видит око («вбчко»), что край недалечко. До краю дожнёмся — горелки напьёмся.
Вариант продолжения: Наш хозяин-селезень за водочкой полетел. Хозяйка наша наварила каши «аржанбю», снопа ярового.
Великолукский район:
Борковская вол.: Бардино 1735-27 (т.), 28 (т.); Бобриково
1751-38; Сорокиио 1736-16, 17 (т.), 28, 29. Купуйская вол.: Крупышево 1758-33, 1760-02, 06, 07. Пореченская вол.: Никулино 1695-12, 1706а-31, 1754-44;
Осокино 1741-21. Куньинский район:
Крестовская вол.: Бурщина 3284-18, 3293-04. Назимовская вол.: Терехи 2496-02 (т.), 05. Пухновская вол.: Пухново 3111-34.
71. «Хозяин-паночек, выйди на дворочек» (вариант напева 15)
Хозяин-паночек, выйди на дворочек, перейми рабочих: бутылку горелки, мёду на тарелке. Хозяюшка наша, ти готова каша?
Горелки напьёмся, мёду «наедёмся» и спать ук-ладёмся.
Великолукский район:
Пореченская вол.: Никулино 1754-23 (т.), 24.
72. «Кто у нас по двору ходит?» (вариант напева 17)
Кто у нас по двору ходит, золоты ключи носит, амбары открывает, всё хозяйство наблюдает?..
Куньинский район:
Крестовская вол.: Гладыши 3283-46.
73. «Ходил козёл по меже, дивовался бороде» / «Чья это борода черным шёлком увита?» / «Вое лето Спорынья с нами на нивушке была» / «Яровая Спорынья сорвалась со корня» / «Ты, Пречистая Мать, ходи бороду обжинать» / «Барашечек чёрненький, на нём волна корчится» (варианты напева 19)
Ходил козёл по меже, дивовался «бороде»: — Чья это «борода» черным шёлком увита, сытой-мёдом полита?- Иванова «борода» чёрным шёлком увита, сытой-мёдом полита.
— Ты, жена, не спи, не лежи, иди «бороду» лижи. — Я не сплю, не лежу, всё «бороду» лижу. / — Ты, Маныса, не лежи, иди «бороду» гляди (оближи).
Варианты продолжения [могут быть и самостоятельными сюжетами]:
а) Всё лето Спорыньи (Яровая Спорынья; Борода) с нами на нивушке была. А сегодня Спорынья свалилась со корня (сорвалась со корня), с белой нивушки долой, со чиста поля домой. К хозяину (к Ивану) в огород, в высокий зарод. Там гнездечушко свила, деток высидела, сытой выпоила.
б) Ты, Пречистая Мать, ходи «бороду» обжинать. Своей правою рукой (ты святой своей рукой), золотым серпом.
в) Барашечек чёрненький, на нём волна корчится, нам горелки хочется. Мы барашка будем стричь, горелку будем пить.
— А ты, Коля, не скупись. Ты открой окошечко, подари немножечко, горелки поднеси. / Он бородкой потрясёт, нам горелки принесёт. Он кудёрками потрясёт, сыты-мёда принесёт.
Куньинский район:
Каськовская вол.: Прилуки 2437-08.
Крестовская вол.: Боровка 3290-28, 3292-06; Боровые
3283-13; Бурщина 3284-17, 3293-06; Гладыши 3283-44,
45,49, 50; Поташня 3289-57, 3291-23, 24; Починки 3286-
66; Пузаново 3287-14; Хухово 3283-08. Морозовская вол.: Курилово 2487-09. Назимовская вол.: Терехи 2496-03,04 (т.). Пухновская вол.: Булавкино 3111-44(т.); Лобазды (Аль-
фимково) 3111-30 (т.), 32 (т.); Пухново 3111-33. Усмынская вол.: Выдрие 3290-57; Усмынь 3288-44.
Раздел 4 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
Сроки проведения свадеб, в основном, совпадали с периодом зимнего «мясоеда» — от Крещения до Масленицы. При этом сам свадебный обряд представлял собой развернутую во времени последовательность обрядовых действий от сватовства до гостевания молодых на Масленицу. Наиболее насыщенными в событийном отношении были три дня — канун, день венчания и следующий день -«отводины». Как правило, эти дни приходились на субботу, воскресенье и понедельник.1
Многосоставность структуры свадебного обряда, его временная продолжительность предопределили логику описания имеющихся экспедиционных материалов. Рассматривая процессуальную сторону свадьбы (собственно ход обряда), выделим несколько основных этапов свадебного действа — периодов, каждый из которых объединяет близкие по содержанию и функциям обрядово значимые эпизоды.
I. Период подготовки к свадьбе («срок») — время от сватовства до кануна свадебного дня. Смысловая направленность обрядов, совершаемых в этот период — знакомство жениховой и невестиной сторон, договор о свадьбе и, вместе с тем, отчуждение девушки-невесты от родительского дома, обретение ею нового статуса «молодухи»:
— сватовство;
— «запойны» («богомоление»);
— поездка в дом жениха («смотрят место»);
— «рукобйтие» («заручины»);
— выкуп приданого;
— приглашение на свадьбу.
П. Период, включающий канун свадьбы и утро свадебного дня, посвящен прощанию невесты с девичеством и сборам к венцу. Этот период в наиболее полном виде состоит из следующих эпизодов обряда:
Канун:
— прощание с деревней;
— баня;
— чесание головы;
— последняя вечерина. Утро свадебного дня:
— надевание венка;
— наделение;
— благословение.
III. Период от выкупа невесты до отправления ее к жениху включает обряды «соединения» жени-
ховой и невестиной сторон, происходящие в доме невесты и развивающиеся по двум различным «сценариям»:
1 вариант:
— отправление к венцу;
— венчание;
— возвращение в дом невесты;
— выкуп;
— застолье у невесты;
— поездка в дом жениха.
2 вариант:
— приезд жениха в дом невесты;
— выкуп;
— застолье;
— поездка к венцу;
— венчание;
— отъезд свадебного поезда в дом жениха.
IV. Заключительный этап первого дня свадьбы, включает обряды, происходящие в доме жениха. По содержанию они продолжают смысловую линию свадебного обряда, связанную с соединением брачной пары:
— встреча молодых;
— застолье у жениха;
— одаривание;
— «завязывание» молодухи;
— отъезд гостей.
V. Послесвадебный период включает обряды второго и третьего дней свадьбы, имеющие функцию окончательного закрепления нового статуса молодых и брачного союза в целом:
— испытания молодой;
— поездка на «перезывки» («отводы»);
— крестная раздает «рбжки».
Особый тип свадебного обряда представляет СВАДЬБА «УБЕГОМ» (свадьба без сватовства). В традиции Великолукского и Куньинского районов встретилось лишь несколько описаний свадеб такого типа.
По одному из рассказов, парень во время ярмарки увез девушку к себе в деревню. На следующий день он с «шаферами»2 приехал к родителям невесты договариваться о свадьбе (В.-Л., Прялово 1752-18). Парень мог увезти девушку (по взаимной договоренности) прямо с посиделки. «С мальцем загуляла на дярёвне — и украл на пасидёлке. <…> Хадйли на па-сидёлки, хто прясть, хто вязать. Вот пришла — и ночью… И я сагласйлась» (Кун., Ольховец 2480-11).
Иногда самовольный уход к жениху происходил по инициативе девушки: по воспоминаниям жительницы д. Хухово, если невесту отдавали за нелюбимого, она вечером накануне свадьбы могла «со своим узелком» уйти к другому (Кун., 3283-01). Далее свадебный обряд совершался по обычному чину, иногда — с сокращением некоторых элементов.
«СРОК» — ПОДГОТОВКА КСВАДЬБЕ
?о- Сватовство
В качестве участников сватовства, приезжавших договариваться о свадьбе, могли быть: родители жениха; жених с «шафером»; сват или несколько сватов; жених с родителями и родней.
Зайдя в избу, сваты начинали разговор в иносказательной форме, произносили ритуальные приговоры. Приведем приговор из д. Березье (В.-Л., 1770-01), имеющий характер диалога между сватами и родителями невесты:
«- Не беда, што ноги лахматы, а мы пришли у сваты. У нас есть дуб, а у вас сасна. Вот эту сасну нужна свалить с места, штобы ана не мешала дубу расти!
-Дуб кряпчёй, а сасна слабже, ну, всё равно сасна дароже цёнитца. Дёшево мы не атдадйм сасну сваю, платите денежки нам за сасну, тагда можете резать далбй».
В случае отказа в сватовстве над женихом смеялись, говорили, что «жених гарбуз повёз» (Кун., Поташня 3289-61).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44