Поиск по сайту

Общая характеристика традиций деревень

Как на нашей нивке сегодня пожинки: всё поле пожали, снопы поубрали без частого дождя, без шумного ветра. / На нашей на нивке сегодня по­жинки: два поля пожали, третье запахали.
Вариант продолжения: …Мишкины жнеи, как лебеди белы, жали-пожинали, в «постать»1 погляда-ли, на «межйчку» сели, песенки запели, домой при­бежали, серпы покидали.
Варианты окончания: …Хозяюшка наша, вари­ла ль кашу? — Варила-варила, вам не говорила. / До краю дожнёмся, горелки напьёмся. Хозяйка-тетеря, готова «вечеря»? — Вечеря готова, хозяйка ли стола.
Вариант текста: Чьи это жнеи, что лебёдушки белы? Домой прилетели, по лавкам посели, песенки запели: — Хозяюшка наша, была ль ты дома, топила ли печку, варила ли кашу? — Печку я топила, кашу я варила.
Великолукский район:
Борковская вол.: Бобриково 1751-39; Борки 1697-08,1703-
55 (т.), 56,1706а-14,15; Комша 1731-05,1736-08; Оставец
1725-03.
Купуйская вол.: Белокозово 1827-01, 08, 10, 1828-07-10;
Крупышево 1758-33, 1764-34, 38 (т.). Пореченская вол.: Борок  1706а-42,   1755-15; Есипово*
2433-11; Зайцы 1705-39; Захарове 1705-50, 51, 1747-37;
Никулино 169541, 1696-05, 1706а-30, 1754-47; Осокино
1741-23; Поречье 1703-28, 1730-16. Урицкая вол.: Калдобино 1712-02, 03; Костелево 1720-02,
03; Урицкое 1700-04, 1708а-48, 50; Хребтово 1714-17,
1717-01,02.
Успенская вол.: Медведково* 1771-12. Фёдорковская вол.: Сопки 1796-31. 1 «Постать» — полоса.
70.  «Видит-видит око, что край недалечко» (ва­рианты напевов 15, 16, 18)
Видит-видит око («вбчко»), что край недалечко. До краю дожнёмся — горелки напьёмся.
Вариант продолжения: Наш хозяин-селезень за водочкой полетел. Хозяйка наша наварила каши «аржанбю», снопа ярового.
Великолукский район:
Борковская вол.: Бардино 1735-27 (т.), 28 (т.); Бобриково
1751-38; Сорокиио 1736-16, 17 (т.), 28, 29. Купуйская вол.: Крупышево 1758-33, 1760-02, 06, 07. Пореченская вол.: Никулино 1695-12, 1706а-31, 1754-44;
Осокино 1741-21. Куньинский район:
Крестовская вол.: Бурщина 3284-18, 3293-04. Назимовская вол.: Терехи 2496-02 (т.), 05. Пухновская вол.: Пухново 3111-34.
71.   «Хозяин-паночек, выйди на дворочек» (ва­риант напева 15)
Хозяин-паночек, выйди на дворочек, перейми рабочих: бутылку горелки, мёду на тарелке. Хозя­юшка наша, ти готова каша?
Горелки напьёмся, мёду «наедёмся» и спать ук-ладёмся.
Великолукский район:
Пореченская вол.: Никулино 1754-23 (т.), 24.
72.   «Кто у нас по двору ходит?» (вариант напе­ва 17)
Кто у нас по двору ходит, золоты ключи носит, амбары открывает, всё хозяйство наблюдает?..
Куньинский район:
Крестовская вол.: Гладыши 3283-46.
73.   «Ходил козёл по меже, дивовался бороде» / «Чья это борода черным шёлком увита?» / «Вое лето Спорынья с нами на нивушке была» / «Яровая Спо­рынья сорвалась со корня» / «Ты, Пречистая Мать, ходи бороду обжинать» / «Барашечек чёрненький, на нём волна корчится» (варианты напева 19)
Ходил козёл по меже, дивовался «бороде»: — Чья это «борода» черным шёлком увита, сытой-мёдом полита?- Иванова «борода» чёрным шёлком увита, сытой-мёдом полита.
— Ты, жена, не спи, не лежи, иди «бороду» ли­жи. — Я не сплю, не лежу, всё «бороду» лижу. / — Ты, Маныса, не лежи, иди «бороду» гляди (об­лижи).
Варианты продолжения [могут быть и самосто­ятельными сюжетами]:
а) Всё лето Спорыньи (Яровая Спорынья; Бо­рода) с нами на нивушке была. А сегодня Спо­рынья свалилась со корня (сорвалась со корня), с белой нивушки долой, со чиста поля домой. К хозяину (к Ивану) в огород, в высокий зарод. Там гнездечушко свила, деток высидела, сытой выпоила.
б) Ты, Пречистая Мать, ходи «бороду» обжи­нать. Своей правою рукой (ты святой своей рукой), золотым серпом.
в) Барашечек чёрненький, на нём волна корчит­ся, нам горелки хочется. Мы барашка будем стричь, горелку будем пить.
— А ты, Коля, не скупись. Ты открой окошечко, подари немножечко, горелки поднеси. / Он бород­кой потрясёт, нам горелки принесёт. Он кудёрками потрясёт, сыты-мёда принесёт.
Куньинский район:
Каськовская вол.: Прилуки 2437-08.
Крестовская вол.: Боровка 3290-28, 3292-06; Боровые
3283-13; Бурщина 3284-17, 3293-06; Гладыши 3283-44,
45,49, 50; Поташня 3289-57, 3291-23, 24; Починки 3286-
66; Пузаново 3287-14; Хухово 3283-08. Морозовская вол.: Курилово 2487-09. Назимовская вол.: Терехи 2496-03,04 (т.). Пухновская вол.: Булавкино 3111-44(т.); Лобазды (Аль-
фимково) 3111-30 (т.), 32 (т.); Пухново 3111-33. Усмынская вол.: Выдрие 3290-57; Усмынь 3288-44.
Раздел 4 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
Сроки проведения свадеб, в основном, совпада­ли с периодом зимнего «мясоеда» — от Крещения до Масленицы. При этом сам свадебный обряд пред­ставлял собой развернутую во времени последова­тельность обрядовых действий от сватовства до гостевания молодых на Масленицу. Наиболее на­сыщенными в событийном отношении были три дня — канун, день венчания и следующий день -«отводины». Как правило, эти дни приходились на субботу, воскресенье и понедельник.1
Многосоставность структуры свадебного обря­да, его временная продолжительность предопреде­лили логику описания имеющихся экспедицион­ных материалов. Рассматривая процессуальную сторону свадьбы (собственно ход обряда), выде­лим несколько основных этапов свадебного дейст­ва — периодов, каждый из которых объединяет близкие по содержанию и функциям обрядово зна­чимые эпизоды.
I. Период подготовки к свадьбе («срок») — время от сватовства до кануна свадебного дня. Смысло­вая направленность обрядов, совершаемых в этот период — знакомство жениховой и невестиной сто­рон, договор о свадьбе и, вместе с тем, отчуждение девушки-невесты от родительского дома, обрете­ние ею нового статуса «молодухи»:
—  сватовство;
—  «запойны» («богомоление»);
—  поездка в дом жениха («смотрят место»);
—  «рукобйтие» («заручины»);
—  выкуп приданого;
—  приглашение на свадьбу.
П. Период, включающий канун свадьбы и утро свадебного дня, посвящен прощанию невесты с де­вичеством и сборам к венцу. Этот период в наибо­лее полном виде состоит из следующих эпизодов обряда:
Канун:
—  прощание с деревней;
—  баня;
—  чесание головы;
—  последняя вечерина. Утро свадебного дня:
—  надевание венка;
—  наделение;
—  благословение.
III. Период от выкупа невесты до отправления ее к жениху включает обряды «соединения» жени-
ховой и невестиной сторон, происходящие в доме невесты и развивающиеся по двум различным «сце­нариям»:
1   вариант:
—  отправление к венцу;
—  венчание;
—  возвращение в дом невесты;
—  выкуп;
—  застолье у невесты;
—  поездка в дом жениха.
2   вариант:
—  приезд жениха в дом невесты;
—  выкуп;
—  застолье;
—  поездка к венцу;
—  венчание;
—  отъезд свадебного поезда в дом жениха.
IV. Заключительный этап первого дня свадьбы, включает обряды, происходящие в доме жениха. По содержанию они продолжают смысловую ли­нию свадебного обряда, связанную с соединением брачной пары:
—  встреча молодых;
—  застолье у жениха;
—  одаривание;
—  «завязывание» молодухи;
—  отъезд гостей.
V. Послесвадебный период включает обряды второго и третьего дней свадьбы, имеющие функ­цию окончательного закрепления нового статуса молодых и брачного союза в целом:
—  испытания молодой;
—  поездка на «перезывки» («отводы»);
—  крестная раздает «рбжки».
Особый тип свадебного обряда представляет СВАДЬБА «УБЕГОМ» (свадьба без сватовства). В традиции Великолукского и Куньинского районов встретилось лишь несколько описаний свадеб тако­го типа.
По одному из рассказов, парень во время ярмар­ки увез девушку к себе в деревню. На следующий день он с «шаферами»2 приехал к родителям невесты договариваться о свадьбе (В.-Л., Прялово 1752-18). Парень мог увезти девушку (по взаимной договорен­ности) прямо с посиделки. «С мальцем загуляла на дярёвне — и украл на пасидёлке. <…> Хадйли на па-сидёлки, хто прясть, хто вязать. Вот пришла — и но­чью… И я сагласйлась» (Кун., Ольховец 2480-11).
Иногда самовольный уход к жениху происхо­дил по инициативе девушки: по воспоминаниям жи­тельницы д. Хухово, если невесту отдавали за нелю­бимого, она вечером накануне свадьбы могла «со своим узелком» уйти к другому (Кун., 3283-01). Да­лее свадебный обряд совершался по обычному чи­ну, иногда — с сокращением некоторых элементов.
«СРОК» — ПОДГОТОВКА КСВАДЬБЕ
?о- Сватовство
В качестве участников сватовства, приезжав­ших договариваться о свадьбе, могли быть: родите­ли жениха; жених с «шафером»; сват или несколько сватов; жених с родителями и родней.
Зайдя в избу, сваты начинали разговор в ино­сказательной форме, произносили ритуальные при­говоры. Приведем приговор из д. Березье (В.-Л., 1770-01), имеющий характер диалога между свата­ми и родителями невесты:
«- Не беда, што ноги лахматы, а мы пришли у сваты. У нас есть дуб, а у вас сасна. Вот эту сасну нужна свалить с места, штобы ана не мешала дубу расти!
-Дуб кряпчёй, а сасна слабже, ну, всё равно сас­на дароже цёнитца. Дёшево мы не атдадйм сасну сваю, платите денежки нам за сасну, тагда можете резать далбй».
В случае отказа в сватовстве над женихом смея­лись, говорили, что «жених гарбуз повёз» (Кун., Поташня 3289-61).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Туры во Францию по доступным ценам
  • Коттеджи посуточно Новосибирске по доступным ценам
  • Районирование и климат
  • Интересное