Общая характеристика традиций деревень
В системе КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА особую значимость имеют песенные формы. Календарно-обрядовые песни составляют одну из ярких страниц музыкальных традиций верховьев Ловати и Куньи. В целом, следует отметить: а) развитость жанровой системы календаря; б) разработанность календарно-песенного цикла в музыкально-типологическом отношении; в) стилевую специфику календарных напевов.
В ряду жанров святочного фольклора ключевое место занимают празднично-поздравительные песни. Среди колядок, зафиксированных в данном регионе, наиболее распространены варианты сюжета «Пошла Коляда вдоль по улице гулять» (Кун., Крестовская волость, В.-Л., Пореченская волость). Единичными записями представлены детская колядка «рождейка» (Кун., Крестовская волость) и колядка с сюжетом «колядовщики и хозяин» (В.-Л., Борковская волость).
Уникальным явлением для фольклорных традиций Псковской области следует считать музыкальные записи подблюдных песен, осуществленные в д. Андроново (Кун., Усмынская волость). Поэтические тексты подблюдных, сведения об обычае «трясти
кольца» получены также в Крестовской и Морозов-ской волостях. Таким образом, можно сделать вывод о распространении традиции гадания с кольцами по течению р. Усвячи. В музыкально-типологическом отношении подблюдные из д. Андроново соотносятся с напевами, зафиксированными экспедициями в районах смоленско-тверского пограничья, что позволяет установить связи усвячской традиции с соседними фольклорно-этнографическими зонами.3
Повсеместное распространение на данной территории имеют масленичные песни. Формульный масленичный напев, бытующий также в Невельском, Локнянском и Новосокольническом районах Псковской области и известный за ее пределами, обладает в традициях верховьев Ловати и Куньи особыми стилевыми характеристиками (напев 5). Поэтические тексты, исполняемые с вариантами данного напева, отличаются большим разнообразием (17 самостоятельных сюжетов).
Весенний период календаря в музыкальном отношении представлен жанром волочебных песен. Эти песни исполняются на типовой напев, варианты которого распространены по всей территории великолукско-куньинской зоны (напев 6). Тексты, исполняемые с данным напевом в верхнеловатской традиции, связаны с двумя основными сюжетами («праздники-работники»; «три радости»). В куньинской и усвячской традициях бытует сокращенный вариант текста волочебных песен, сочлененный из зачинного и конечного сюжетных мотивов (приход волочебников — просьба об одаривании). Сюжет волочебных песен, связанный с мотивом выбора пары, зафиксирован в Борковской волости (В.-Л.) и приурочен к обряду обхода дворов.
С формульным напевом волочебных песен в усвячской традиции также исполняются поэтические тексты, имеющие брачную тематику. Однако особенности поэтики (зачинные мотивы, связанные с призыванием весны), обстоятельства исполнения (период Великого поста) позволяют выделить их в самостоятельную группу «весенних» песеи.
В усвячской традиции (Кун., Крестовская, Морозовская волости) зафиксированы егорьевские песни, исполняемые с самостоятельным напевом (см. напев 7). Немногочисленные записи егорьевских песен, функционирующих с формульным напевом волочебных, сделаны в Пореченской волости (В.-Л.).
Отдельные записи исполнения пасхального тропаря («на церковный голос») выполнены в Крестовской волости Куньинского района.
Специфической чертой верхнеловатских и кунь-инских традиций является активное бытование обрядовых летних песен — иванских, толочных, жнив-ных. При этом северную часть зоны (куньинская традиция) следует считать периферией распространения песенных форм, принадлежащих летнему пе-
риоду — сокращается количество типовых напевов, возникает замена обрядовых песен приуроченными хороводными и плясовыми песнями. Таким образом, северная граница данной этно-культурной зоны является одновременно и границей распространения обрядовых летних песен, поскольку в соседней (с севера) локнянско-ловатской традиции зафиксированы лишь единичные записи петровских и жнивных песен.
Особенностью верхнеловатских и куньинских традиций является исполнение толочных, иванскнх и петровских песен на типологически сходные напевы. Экспедициями выявлено бытование нескольких формульных напевов (образцы 8-14). Один из них распространен повсеместно4 и представлен тремя типологически устойчивыми вариантами (образцы 10-12). Напевы 8, 9, 13, 14 зафиксированы в верхнеловатской и усвячской традициях, при этом усвячские варианты отличаются композиционной самостоятельностью (образцы 9, 14).
Жнивные песни данной местности образуют две стилевые песенные группы. Основу традиции составляют напевы (15-18), по своим музыкально-типологическим свойствам относящиеся к группе «песен-жалоб». Их специфические свойства связаны с такими особенностями интонирования, как уз-кообъемность ладовой основы (терцовая ячейка с субквартой), значимость внутрислоговых распевов, формообразующая роль музыкальной долготы. Центральное место в традиции занимает шестисложный напев с трехстрочной композицией строфы (образцы 15, 16), распространение которого охватывает весь ареал. Специфической чертой этой музыкально-поэтической формы является припев-возглас «а-ё» (в верхнеловатской традиции), в других вариантах заменяемый припевными словами («слава Богу») или повтором последнего слова предшествующей строки. В усвячской традиции этот напев (№ 17) отличается интонационно-ладовым своеобразием, а также имеет самостоятельную композиционную версию (четырехстрочная организация музыкально-поэтической формы). Напев 18 характеризует верхнеловатскую зону.
Иными стилевыми свойствами обладают варианты напева 19, распространенного в усвячской традиции (повсеместно) и в куньинской зоне (две записи в Каськовской и Назимовской волостях). Декламационный характер слогопроизнесения, метроритмическая организация на основе четырехсложного звена, ладовые особенности кадансовой формы (завершение на второй ступени квартового звукоряда) позволяют говорить об императивно-закяинательной природе данного напева.
СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ куньинско-ло-ватской зоны включает развернутый цикл обрядовых действий. В целом, свадебный ритуал имеет об-
щую структурную модель на всей обследуемой территории, на основе которой в системе местных традиций возникают самостоятельные версии хода обряда.
Период подготовки к свадьбе («срок») начинался со сватовства. Обязательными этапами предсвадебного периода были «запойны» (вскоре после сватовства) и «рукобитье» (канун свадьбы), при этом наполнение этих обрядов в местных традициях различалось. Так, в верхнеловатской традиции обряд, имеющий название «запойны», был более развернутым по составу обрядовых действий и включал обряд одаривания жениха. В усвячской зоне основным содержанием «запоин» было богомо-ление, а в день «рукобитья» между жениховой и невестиной сторонами происходил обмен дарами.
Среди обрядов довенечного периода свадьбы локальное распространение имеют обычай посещения кладбища невестой-сиротой (Кун., Крестовская волость) и обряд прощания с деревней в форме ритуального шествия невесты и подруг с украшенной елочкой — «садом» (куньинская традиция).
Канун свадьбы н утро свадебного дня в верхнеловатской и куньинской зонах включают следующую последовательность обрядовых действий: канун — баня; чесание головы; последняя вечерина; утро свадебного дня — надевание венка; наделение и благословение.
В усвячской традиции зафиксирован несколько иной порядок обрядовых действий: чесание головы совершается утром свадебного дня перед ритуалом надевания венка.
В куньинской версии свадебного обряда особо выделенными и разработанными являются невестина баня и обычай чесания головы. Банный обряд представляет собой развернутое действо, включающее ряд компонентов:
— подруги приглашают невесту в баню, старшая боярка произносит приговор;
— подруги ведут невесту в баню «с барабаном» (Ущицкая волость);
— в бане льют пиво, бросают хмель на каменку (Назимовская волость);
— родные встречают невесту на крыльце, невеста благодарит их земным поклоном.
Обряд чесания головы в данной местности характеризуется следующими деталями: сестра расплетает невесте косу, чешет голову, подает ей ленту; невеста ходит по избе с лентой в руках, причитает; сестра успокаивает невесту, опять заплетает косу (Кун., Жижицкая, Ущицкая волости, Тороп., Куд-рявцевская волость). Отметим, что обычай причитания «на ленту», зафиксированный на севере зоны в виде фрагментарных записей, обнаруживает типологическое родство с обрядом шествия с «красой», бытующим в системе локнянско-ловатских
традиций и, возможно, представляет его редуцированный вариант.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44