Поиск по сайту

Общая характеристика традиций деревень

Парни из разных деревень, встретившись на де­ревенской улице, могли затеять драку, бились коль­ями. «Все равно драки были. К вечеру парни начи-нають шуметь и с кбльем насйтца» (Кун., Жижица 2402-11). Готовясь к драке, парни «ломались» — ис­полняли пляску особого, «боевого» характера. «Ла-мались — всивб булб… Идут адйн пйряд адным, пес­ни пают» (Кун., Ольховец 2481-10). «Называлась -ламаютца. С пляскай, с дрббкай адйн пёрид аднйм, пёрид гармошкай. Гармонь играить, а мальцы вдуть и пляшуть. <…> А тада к вечеру и дратца начинають» (Кун., Жижица 2402-11).то
КРЕСТНЫЙ ХОД. В Куньинском районе од­ним из наиболее почитаемых праздников был день святого Николая. По домам носили икону Николая чудотворца: жители деревни и священник заходили в каждую избу, хозяева встречали и угощали при­шедших. Затем процессия отправлялась на ржаное поле, где устраивали молебен. В д. Иваньково совер­шали этот обычай «по завету», чтобы уберечь посе­вы от града. «А у нас на Иванькове всегда, как Ни­кольский день (весенний), то значить бальшая икона
— Никола чудатвбрец — насйли в каждый дом. У до­ме уже стол убран. На столе стайть буханка хлеба, ляжать яички, папу падарки — кто там ржи решётце, вынесуть ему… А патом знясуть [икону], штббы гра­дам хлеб не пабйла, [в то поле], где рожь. Малёбины там. Вся дярёвня сабираетца. Хошь ка мне захбдють
— усе саседи ка мне в дом заходють, батюшка. Я к ним захажу, анй ка мне, у каждый дом» (Кун., Гла­дыши 3283-40). Рассказчица упомянула и о том, что в других деревнях на Николу могли носить и другие иконы. «Вот, на Николу где как — где "Божью Ма­терь" насйли, где и "Спасителя" насйли. А у нас на Иваньково насйли "Николу"» (там же).
Среди других заветных праздников, связанных с переносом иконы, — день Владимирской иконы Бо-
жьей Матери, Иванов день, день Петра и Павла, Маккавей, «Пречистая» (Рождество Богородицы).71
«А там "Ббжию Матерь" нбсють, а там и "Спасите­ля". Нбсють па пасёлкам. Уезжаить, примерна, у ка-кйй день: хто на Владимирскую, хто на Павла, хто на Ивана. Служили малёбин, штббы ни были града-ббйныи годы. Вот на пбля унасйли» (Кун., Глады­ши 3283-40). «Уроди атбйла када-та градым усей хлеб. И сделали этат праздник — этат Маккавей. Штоб ни работать, празнывать. Приязжаить поп, с икбным пайдуть у церкву туды. Народ встрячаить, нясуть народ иконы аттудава. Упускаим мы карбв на пожню, <…> и вот поп ходить кругбм, иконы ня­суть, и ноп служить» (Кун., Кожино 2431-18).
Жительница д. Голубево прокомментировала свой рассказ о заветном празднике следующим об­разом. «Бывала, малёбны служуть. Служили малё­бин, и поп гаварйть: "Вот и туча заходить", — и аг-рбмная градина иму в лоб — хлоп! Так што эта труд­на вь’шалить и тижилб атагнать» (Кун., Голубево 2563-23).
В д. Гладыши в день Петра и Павла священник обходил дома, затем служил молебен на перекрест­ке около кладбища — в данном случае «завет» был связан с несчастным случаем, произошедшим в де­ревне на толоках. «У нас была прйзната насйть ико­ну — "Николу". Бяруть — бальшая икона. Поп хадйл. И значить, с тым папбм вдуть, пають малйтвы. В каждый дом принбсють икону и у тебе служуть ма­лёбны. [Завет дали], кагда у Гладыших парня убила (лет адйнадцеть), как раз на Павла [Петр и Павел], а на Павла были талака… И вот за кладбищем у нас там крясткй назывались, и анй сюда привазйли па­па. И поп служил малёбны. Каждый раз икону вы-насйли пад крясткй — не то што в дом, а на землю на эту вот. Патаму, што они так, гладовцы, решили» (Кун., Гладыши 3283-40).
Иной характер празднования заветного празд­ника имеет обычай ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО КЛЮЧА, связанный с преданием об иконе — «Пя-тенке». «Там абразавалась эта икона на дереве — Бо­жья Матерь у таким вясёлам виде. <…> И вот на кладбище стаяла такая цёркавка, и там ключик был, раднйк такой. И в тым храме усегда шло слу­жение — "Пятенка" называлась. Из года в год деся­тая пятница с Пасхи. Патбм папбв не стала, так женщины старые, граматные, читали книгу, пели, скблька знали. А "Пятенка" эта стаяла как бы у ме­ня в доме, у верующей» (Кун., Гладыши 3283-40). Вода в ключе считалась целебной. «И на этам рад-ничку брали воду. Раньше-та он святил воду (кагда был батюшка), а так патбм уже эта несвящёную брали яё, но всё так принасйли, што ат всяких ба-лёзней» (там же).
Среди жителей Морозовской волости (Кун.) было принято ходить в поле к СВЯТОМУ КАМ-
НЮ (дата, к которой приурочен обычай, не уста­новлена). «Где-та этат каминь был, ну сичас он уж врос в зямлю. А сразу у ниво была двинадцать прй-ступау, а тяпёрь адна приступка асталася. А каминь ляжйть, у камня там такая низйначка, всигда там вада дёржитца. Такёй бальшунный-бальшунный ляжйть, страшный…» (Кун., Мартьяново 2535-09). Приходящие к камню приносили «дары» — цветы, деньги, яички;72 мылись «святой» водой, брали ее для питья. «Бывала, туда ходять, приходить. Ну, как святэй он был, называли так евб. <…> Ну, кто, было, перехрёститца, памолитца. Кто цветок какой паложить, и денежки кидали — ну, пять капёек, дё-сить капёек, кто сколька кидал. <…> Бывала, кто памыитца вадбй этай, кто папьёт — кто што…» (Кун., Мартьяново 2535-09).
ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ
Среди обрядов, совершаемых «по случаю», в местной традиции зафиксированы ритуалы-обере­ги, связанные с тем или иным календарным перио­дом. Один из них был приурочен к зимнему сезону
и выступал в качестве ЗАЩИТЫ ОТ СИЛЬНЫХ МОРОЗОВ. «В марозы лысых считали, пляшйвых. Вот двянадцать пляшйвых сабёришь, сасчитаишь и тагда их — в карабок и в печку. Имя [называли]: тот пляшйвый, тот пляшйвый… Двянадцать надо са-считать, и как будта евб кладёшь — спичку кладёшь — в караббк и — в печку, штоб палёгчил мароз» (Кун., Голубево 2563-23).
Уберечься от болей в спине в предцверьи буду­щей жатвы можно было в ДЕНЬ ПЕРВОГО ВЕ­СЕННЕГО ГРОМА. «Загрямйть — и кулятца када. Эта вяснбй. Первый раз гром услышишь, и нада пе-рекулйтца через спину. Эта тоже, штоб спина ни ба-лёла» (Кун., Рябово 2535-38). По другой трактовке, кувыркание на первый гром могло совершаться для того, «штоб грому ни баятьца» (там же).
С событиями жизненного цикла был связан обычай «ОДАРИВАНИЯ» ИКОНЫ: «Бывала, в церкви… Так гаварять, што вот девушка дблга за­муж не выходить, вот ана дёлаить вот такую пиля-ну. Где распятие Спасителя — принясёть и павёсить. И тот год ана выйдеть замуж» (Кун., Гладыши 3283-40).
1    Также: Кун., Гуляево 2440-07.
2    Об обходах со «звездой»: Кун., Встеселово 2488-10.
3    О детских обходах: Кун., Рябово 2535-36.
4    Например, Кун., Ластовка 2491-10.
5    Также: Кун., Усмынь 3286-35.
6    О ряженых см. также: Кун., Булавкино 2487-19; Быко­во 2493-21; Курово 2484-03; Ольховец 2481-01; Степан-цево 2495-02; Терехи 2496-09.
7    Большой набор ритуальных «шуток» молодежи (в основном, девушек) был приурочен к периоду су­прядок.
8    Например, В.-Л., Борок 1743-06; Кун., Терехи 2496-09.
9    Также: Кун., Боровка 3290-19; Курилово 2487-08; Рябово 2535-36.
10  В Морозовской волости (Кун.) зафиксирован интерес­ный вариант гадания, близкий по характеру действий к подблюдным (см. выше — описание гадания «трясти гребёнки»).
11  Также: Кун., Терехи 2496-09.
12  Также: Кун., Курово 2483-15. •3 Также: В.-Л, Рудня 1720-11.
14  Также: В.-Л, Крупышево 1764-31; Рудня 1720-15.
15  Также: Кун, Гладыши 3283-59.
16  Катания на лошадях были приурочены так же к Ми­хайлову дню: «Осенью, в наябрё, бываеть Михайлав день. Када первый лядок, начинать замерзать озера -вот, бывала, нас тоже возят. <…> Па озеру, тблька этат лёд абламываетца, как лошадь бяжйть» (Кун, Куркино 2536-12).
17  Отмеченная здесь и выше устойчивая связь масле­ничных обычаев с процессом выращивания льна лег­ла в основу некоторых примет. Так, день для посева льна выбирали на масленичной неделе — какой из дней «хороший», в тот и будут сеять лен (Кун, Пету­хи 2559-17).
18  О катаниях в «Кривой понедельник» см. выше.
19  Также: Кун, Назимово 2564-01; Рябово 2535-38.
20  Кун, Задорожье 3285-33.
21   В одном из комментариев к «весенним» песням указа­но, что их начинают петь с Пасхи: «Ну, вяснбй ёта па-ють ишшё, как вясна наЗинаетца, где-нибудь вот с Па­схи наЗинають» (Кун, Усмынь 3285-33).
22  О катании яиц см. также: Кун, Ольховец 2481-06.
23  Также: В.-Л., Оставец 1724-09; Кун, Савченки 2496-22, 2496-24.
24  О действиях с вербой: В.-Л, Борок 1743-24; Рудня 1720-21; Кун, Кладово 2491-01; Ластовка 2491-12.
25  Зафиксированы в Крестовской волости Куньинского района.
26  С названием обычая соотносится текст егорьевской песни: «Я, молодёнька, рас топчу».
27  Крестовская,  Морозовская волости Куньинского района.
28  Пореченская волость Великолукского района.
29  Кун., Быково 2494-02; Куркино 2536-12.
30  Кун, Затурщина 3289-91.
31   В д. Терехи (Кун.) этот обычай был приурочен к Тро­ице (2496-09).
32  Кун, Голубево 2563-23; Мартьяново 2535-16; Назимо­во 2564-01.
33  Кун, Ольховец 2481-10.

Смотрите информацию налоги и налогообложение курсы в москве на сайте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Туры во Францию по доступным ценам
  • Коттеджи посуточно Новосибирске по доступным ценам
  • Районирование и климат
  • Интересное