Поиск по сайту

Общая характеристика традиций деревень

На пожинках особое место занимал ПОСЛЕД­НИЙ СНОП — «Спорынья», «Бабка», «Баба Спо­рынья», «Аржаная Бабка», «Яровая Бабка». Сноп украшали, стремясь придать ему антропоморфный образ «Спорыньи» — главной жиицы. Его обвязыва-
ли разноцветными лентами, надевали платок, под­вязывали пояс, передник.ss «Хахбл Бабе сдёлають, сноп такёй здёлають, ягб абвяжуть и нясуть Спары-нью в двор хазяину ётаму: "Батюшка-гаспадйн, примай на двор эту самую жнею". <…> Платок па-вяжуть — эта Баба Спарынья. Идёть ана ужо в двор» (Кун., Кузьмине 3285-35). «Завязывають ягб лёнтай этай, павйжуть зтат сноп. Лёнтай кругбм там, какие бы ленты были — зялёные или там ба рбзавыи, какие ба. Ну, и нясуть тады сноп. <…> И платочек павя-жуть, ну сдёлають такую, как куклу, сноп этай» (Кун., Усмынь 3286-37).
Очень важным представляется обычай выры­вать колосья для последнего снопа с корнем. «С карня вытянуть — ана ящё наверху, зерно-та. Яё с карня бярёшь. <…> Эта Спарынья сарвалыся с кар­ня, усё лета хадйла, усё полюшка абжинала» (Кун., Кузьмино 3285-35).56 Содержание этого обычая на­шло отражение в текстах жнивных песен (см. под­раздел «Содержание поэтических текстов календар-но-обрядовых песен…», текст 73).
«Спорынью» несли домой (могли нести на голо­ве)57 и ставили в кут. «А тадь’1 ётат сноп абвяжуть и пайдуть ужб к хазяину (к хазяину у двор), да явб [сноп] принясут уже на кут. На кут, на кут. Спа­рынья ёта называетца, Спарынья. И штоб у хызя-ина (ёта раньше) радйуся б хлеб…» (Кун., Бурщина 3284-1 б).58 Женщине, которая несла сноп, подноси­ли горелку: «Женщина нясёть, станбвить у хату. А тады гарёлкай пбют женщину» (Кун., Кузьмино 3285-35). Сноп стоял «на куту» (в красном углу) во время застолья (В.-Л., Оставец 1725-02).
В Купуйской волости (В.-Л.) последний сноп называли «Харитоном». Его приносили домой и ставили посередине избы. Вечером устраивали за­столье. Хозяин, нанимавший жниц, готовил угоще­ние.59 Во время застолья плясали вокруг «Харито-на», разбрасывали сноп по полу. «Такой сноп баль-шбй нажнут, толстой. Принясут явб, пасерёд избы паставют на палу. И кругбм хазяин абнбсит всих жней па рюмки. <…> Там яйшня стайт пасерёдке. Патбм ётава Харитона вдребезги расстягают весь па палу — абь’гаай такой. И эта припевают:
Харитон, Харитон, мой батюшка.
На печке Харитон, на кравати Харитон…
Раскидают всевб явб. Тягаютца, махают бабы. Хазяина всевб пастебают» (В.-Л., Крупышево 1764-22).
«Принясём этава Харитона дамбй и пляшем кругбм этава Харитона. <…> Где абёдаим, там и пляшем. Впярёд пахбдишь, кругбм папляшешь. Па­том (напйуши) — там уже Харитона нет — всё спляса­на, весь разбит и па всей избы! <…> Растягаим, пля-шим да причйтываим, да прибхываим, да пясть с Харитона вытянувши раскидаем весь» (В.-Л., Ко-любаки 1764-12, 14).
По другим сведениям, «Спорынью» вместе с другими снопами увозили на ток: «Увбзють эта всё у ток. Спарынью эту вязуть вмёсси с хлебам и тагда там малбтють. Яё раздяють, рязвязывають и пуска-ють в малатйлки, прамалачивають» (Кун., Поташ-ня 3289-60).
Прежде чем унести последний сноп с поля, жни­цы ГАДАЛИ.60 Девушки гадали на замужество: ки­дали серп, смотрели, куда концом ляжет. «Паслёд-ний сноп — вот, дапустим, уже ниву сжали, всё, — то связывають сноп (эта дявчбнки) и патом бёруть серп за канёц, и махають. Куда он палятйть — куда канцбм, туда замуж выйдешь» (В.-Л., Борок 1743-24). При этом приговаривали:
«Ставлю сноп на сто коп, На тысячу бабак. Туда, сноп, лятй, Куда мне замуж иттй!»
(В.-Л., Борок 1743-24).61
Женщины выясняли количество и пол будущих детей: садились на последний сноп, затем вставали и смотрели — сколько увидишь пауков, а сколько «козявок». «А на паслёдний сноп сядешь — сядйшь-сядйшь, тады встанешь, сноп падымешь, глядишь -чи мнбга там казявак? Стблька и ребят тады будет. Кали павукй там пад тым снапбм — тады мальцы, а кали казявки — тады дёуки будут» (В.-Л., Осокино 1741-23)"
Во время полевых работ звучали жнивные пес­ни — «Жнеи мои, жнеи», «Как летала ярая пчёлка», «На дворе не рано, солнце не высоко». Их пели по пути на поле и с поля домой, во время отдыха и «кагда начинали насйть снапы» (В.-Л., Крупышево 1764-46). «Ну, я дявчонкой небальшёй жала, мне та­ды бь’ша шеснадцать гадбчек, я не умела ещё. Сабе­рутца женщины, и песни пают тагда. Как в дярёвню идти, вот саберутца. Я на аднбй ниве жну… Свай были нивы. Вот саберутца разом идти дамой и пес­ни пают» (В.-Л., Лоскатухино 1718-07). Пели после дождя — ждали, пока обсохнет рожь: «А бываеть, более часть пели тагда, кагда прайдёть дождь. За-мбчить вот ёту рожь, ну пака абвётритца, дождик небальшбй, сабёремся у кучку и паем» (В.-Л., Борок 1743-14).
Особые песни звучали на пожинках, среди них: «Слава Богу, два поля пожали», «Как на нашей нивке сегодня пожинки», «Всё лето Спорынья с на­ми на нивушке была», «Нива, нива, отдай мою си­лу» и др. Эти песни назывались «пожйночными» или «обжйнскими».63 На пожинках пели также и плясовые песни: «Девятое лето мужа дома нету», «Лён мой, леночек», «На улице рамада». м
Жнивные песни различались также по видам полевых работ — существовали песни «льняные»,65 «яровые», «аржаные». По словам исполнителей из д. Данченки, «яровые» и «аржаные» песни различа-
лись по своим музыкальным свойствам. «Два матй-фа — аржаныи и еравыи. Вот я еравую пела — "Жни­те, жните, май жнейки", аржаная — тая ешшб тяжё-ле. Ой, тяжкий [мотив] такёй! Яго как затонуть аднб слова, дак ягб зыбают-зыбают, на живо Бог кбн-чуть — аднб слова. А еравыи — так тут сейчас же и гатбва — и кончили… Была вялйкая разница. <…> Бывала, лёта, жарка. И затяни где-нибудь вот там, килбметрав за пять, и всё слышна. Сильназвукавые такие галасы — аржань’ш. А еравйе — такйи крутыи» (В.-Л., Данченки 1744-11).
-г- Посев озимой ржи
Озимую рожь начинали сеять на первый Спас (в этот же день праздновался и Маккавей),66 предвари­тельно освятив зерна в церкви: «Идуть в Маккавей у церкву, и нясёть ржйцы прысвятйть — рожь, ячмень, гарбх, мак. <…> Кто хбдить у церкву, носить зярно, тот бярёть эта зярнб и идёть сбить. А кто ня хбдить, тот и ня сёить. Так…» (Кун., Терехи 2495-09).б7
ПРЕСТОЛЬНЫЕ И ЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Престольные, заветные и другие годовые празд­ники православного календаря в местной традиции имели важное значение. Среди них — дни памяти святых, некоторые из двунадесятых и богородич­ных праздников. С событийной стороны эти празд­ники существенно различались. Так, в «заветные» дни совершался крестный ход («носили иконы»); в других случаях главным «событием» была ярмар­ка-гулянье.
ЯРМАРКИ («ярмалки», «ярманки», «кирма-шй») устраивались в разных деревнях прихода, при­чем порядок их проведения был строго определен.68 «Раньше были ярмалки. У нас у Белавине был ярма-лак бальшёй у Пятрб, у Иван, у Павил. Зимой была Михаила тут у нас — была в Гарадць’1 ярмалык. У Пухнбви — Багарбдицу. У Маккавей тоже был яр-малык — сабираютца люди» (Кун., Белавино 2430-02). «Наши ярмарки были — Иваиав день и Пакрбв. А так мы хадйли: самая первая ярмарка была в Ваз-нясёння, хадйли в Бараницы, в Троицу хадйли в Ба­рок, Тихвинская — дивятава [июля] — в Сопки. Тро­ица, ана ни в числе бывать, хадйли в Барок, там цёрква (ярмарки были там, где цёрква была). <…> Вот осенью у нас Пакрбв, а патбм даже не знаю. В Барку был Аляксандрав день в синтябрё, наСбпках двадцать васьмбва августа — эта Успенье. Эта все ярмарки наши» (Кун., Назимово 2564-01).69
На ярмарки съезжались жители со всей округи, шла торговля. «На ярманки хадйли. Гуляли, да ма­газины были кругбм. Пажалуста, падхадй, што угбдна бярй. Кругбм ларьки такйи панаёдут. Всивб бь’ша вволю» (Кун., Петухи 2559-17). «…Лауки ста-
ять абшйтыи ётым. Панавезуть гастйнцев усяких» (Кун., Белавино 2430-02).
Парни и девушки собирались группами, гуляли вдоль улицы, играли в гармонь, пели: «Выхбдють на дарогу — [народу] вйдима-нивйдима! Может та­кая калбнна — и на всю дярёвню, может быть и боль­ше. И идут свайм кампаниям. В гармонь играють, танцують, песни разные…» (Кун., Ольховец 2481-10). «Уже идешь и сабираешься, знаешь, что ярма-лык. И тады гуляим папарна, девка адна за адный вот так вот в пару гуляит. Тады парни падайдут — с парнем девушки гуляють» (Кун., Белавино 2430-02).
Ярмарочное гулянье могло предваряться посе­щением церковной службы. «Тут же деревня ни бы­ла в Белавине, а тбльки жильцы три былб. Тут цёрква была бальшая. Вот, была, люди в церкви па-сидят, а тады выйдуть с цёрквы, на улице пасидят. Тады сабираится ярмалык, народу многа-мнбга, и гуляють» (Кун., Белавино 2430-02).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Туры во Францию по доступным ценам
  • Коттеджи посуточно Новосибирске по доступным ценам
  • Районирование и климат
  • Интересное