Поиск по сайту

Общая характеристика традиций деревень

В местной традиции существовали различные варианты полевого обхода. Так, стадо могли обхо­дить женщины-хозяйки: «Пастух у старбнке сидит — так на камушке, чи на чём. <…> А карбв анё аб-хбдят. Все. Каждый хазяин, каждый-каждый. Каж-
дый с икбнай, каждый с вёрбай, с этым, с яичкам. И хбдют кругбм ската, три раза абайдут и всё. Аб-хбдют спакбйна, хрёстютца <…> на карбв. Смбт-рют на карбв и хрёстютца, хрёстютца каждый» (В.-Л., Рудня 1720-01). Однако в большинстве слу­чаев стадо обходил пастух (два пастуха; две жен­щины-пастушки).
В ритуал обхода стада на поле вовлекались те же предметы-символы, которые использовались при обходе скотины на дворе, в том числе икона и верба. Зафиксированы также различные виды об­рядовой еды, с которой обходили коров. К приме­ру, в д. Гламазды пастух держал в руках решето с яйцами, зерном и «балабкой» — булочкой с запе­ченным яйцом (Кун., Гламазды 2532-24). Обходить стадо могли также с яичницей, которую несли в большой сковороде (Кун., Починки 3286-64). В Ве­ликолукском районе встречаются варианты обхо­дов скотины с обрядовой кашей (В.-Л., Лоскатухи-но 1717-18).
При обходе скота в поле могли звучать загово­ры, имеющие форму диалога и сопровождающие обрядовое действо следующего содержания:25 «["Волк"] у средйни живатйнки там. Надёнуть — шу­бу вывернуть, челавёку надёнуть — он и сидйть. А тут кругбм абхбдють жёншшины, спрашивають:
— Вбук, вбук, ти спишь ты? А ён атвечаеть:
— Сплю, сплю.
— Ну, спи всей век, к живатйни ни касайся!
А тады евб абайдёть, тады тут еёчню жарють…» (Кун., Бурщина 3284-22).
Завершающим эпизодом полевого обхода была стрельба из ружья — действие, выполняющее охра­нительную функцию. «Мушчйны стрелйють, штоб уже к стаду нихтб не падхадйу ба, с ружья три раза» (Кун., Бурщина 3284-22). В д. Рябово существовало поверье о том, что стрельбой из ружей во время об­хода отпугивали ведьм (Кун., 2535-38).
После совершения обхода пастуха одаривали яйцами, блинами, «балабками», крупой. «Яички пастуху атдают. Пастух сидит. Я f пёрвага Ягбрия как пагнала у поле, мне наклали вот так — подол це­ликом — подол яичек. Цёлае вядрб мама забрала, ну што я буду с им насйтца там, у поле? Мама забрала у передник да знесла. Пришла я с поля дамбй, абё-дать пришла, дак мама мне паказала: "Во, — гава-рйт, — табё скблька яиц наклали! Цёлае вядрб ста-йт"» (В.-Л., Рудня 1720-21). Жительница д. Мартья­ново отметила, что пастуха одаривали именно тем яичком, которое «подкатывали» под корову: «У по­ля з улицы гонишь, яичкам яё пыдкатываешь три раза сзади. И тады ёта атдаёшь ётаму пастуху — та-кбя яичка» (Кун., 2536-47).
Кульминацией Егорьева дня было ГУЛЯНЬЕ НА ПОЛЕ, которое устраивали сразу после обхода.
Трапезу делали в складчину: «Сабирають крупу, масла, сала — кто што даст. И тада на поле варють кашу, яички варють, сала тоже жарють» (В.-Л., Ло-скатухино 1717-18). «Еётню жарють, и пастухи умести к^шають, выпивають. Полный день так» (Крест., Никулино 3289-43). На поле выпивали: пас­тух подавал хозяйкам водку, налитую в яичную скорлупу. «И наливаишь водку у яйцо, у скарлупку у ёту. Аккуратна ягб сдёлаишь, штоб там была, и всем хызййкам эту водку даёшь» (Кун., Боровка 3290-23).
В д. Лоскатухино рассказывали, что егорьев­скую кашу нужно было варить из разных сортов крупы. «Разные-разные крупы. Хто какие даёт, все у места, и такая каша была. И пшено, и ячная, и там и гречневый, ну, какие кто даёть. И все у места, и варют такую кашу» (В.-Л., 1717-18). После оконча­ния трапезы, в которой принимали участие как пас­тухи, так и женщины-хозяйки, подбрасывали лож­ки. «Брасали ложки кверху. <…> Сюда и падают та­да ложки, их апять же вазьму>» (В.-Л., Лоскатухино 1717-18). По одной из мотивировок, это делалось для того, «штоб каровы были дабры, брыкыли, зы-кыли» (В.-Л., Никулино 1754-50).
В Куньинском районе егорьевские гулянья по­лучили название «росу топтать».26 «Расу таптать -приминать траву нада. Бывала, хбдють расу тап­тать туда. Сабиралися маладёжь, бывала. Жёнш-шины, мужики маладь’ш хадйли. А как аны там её таптали — ну, проста гуляли, да и всё» (Кун., Марть-яново 2536-36). «Расу, бывала, топчут. Эта выпьют, яёчню жарят. Эта называетца — "раса у поле"» (Кун., Войлово 2386-09). Могли устраивать гулянье с плясками под гармошку на ржаном поле. «А па­том сыбирались, [г]де запахана рожь, там рас тып­тали. Эта называли — "рас тыптали", там плисали, музыка, вот. Бяру> гармонь. Ишшё мой хызяин быу у мальцах [гармонистом], ягб дажа жёншшины 66-сага (адйн сапог адёл, а другой — не успел) и стяну­ли, и вот "рас тыптали"» (Кун., Боровка 3290-23).
По воспоминаниям жительницы д. Оставец, об­ход скотины на поле, совместную трапезу и гулянье устраивали также и на Бориса. «Вот пятнадцатава мая [по новому стилю] — Барйс. Тада тоже варють яйшни и гбнють скот у поля всё. Вы — хазяйка, я -хазяйка, тая, пятая, десятая. Бяруть усе прадукты, ну и, канёшна, и без рюмки не вдуть. Вот там уже выганють весь скот на бальш^ю плошадь (там ско­ка он займёт) и тада пёрва абхбд сдёлають, абай-дуть 5?сё чиста. Ой, так красива, как эта таким баль-шйм стадам идуть! Три раза абайду>ь, тада садятца и начинають. И выпить, и закусывать, и вси: "Дай, Бог, штоб всё спакбйна былб, штоб всё в поле ха-рашб…"» (В.-Л., 1724-08).
На поле звучал пасхальный тропарь (на цер­ковный напев), исполняемый женщинами во время
обхода. Затем начинали петь егорьевские песни -«У нас сегодня Юрьев день»,21 «Святой Егорий, где был-пробывал?».2* «Сперва пають "Христос вас-крёсе". Абайд^ть кругом карбу, кругом стады усей, праиграють, "Христос васкрёсе" прапають, а патом начинають ёту вот песню петь ["У нас сегодня Юрь­ев день"]» (Кун., Починки 3286-64).
ВЕСЕННИЕ ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ
В местной традиции СРОКИ НАЧАЛА ПАХО­ТЫ И СЕВА строго не оговариваются. Как прави­ло, указывается временной период, наступающий после Благовещения: «Кагда зямля начинаеть сох­нуть, штоб лошадь ни вязла, и начинают пахать. Кагда раньше, кагда позже. На маем вяку помню -Благавёщиння, после Благавёщиння ещё скблька зима бывать, а тада уже успахана зямля была вся, и каровы в поле» (Кун., Голубево 2563-23).
По другим свидетельствам, пахать начинали на Бориса.29
День недели, благоприятный для начала сева льна, примечали во время Масленицы. «Ну, гава-рят, какой день на Масленице бываеть ясный, в тот день сей семя — вырастит лён харбший» (Кун., Голу­бево 2563-23).
?*? Пахота
Смысл обрядовых действий, совершаемых в день начала пахоты, был обусловлен заботой о бу­дущем урожае. Под первую борозду клали хлеб, приговаривали: «Наша зямля, святися» (Кун., Кур-кино 2536-12).
Перед началом пахоты обкатывали яичком ло­шадь (Кун., Быково 2494-02).
На поле пахарь брал благовещенскую «балаб-ку», разламывал ее на кусочки, скармливал коню: «А мы в Благавёщинья пекли пирог, вот аставляли такую балабку. Вот тагда, кагда едут забрывать [пахать], тагда он этат ламаить хлеб. Всим хоть па крошечке даст, хоть он и заплёснивши. И каню даст, на катбрам пахать ёдить. Вот эта кагда забры­вать, этат хлеб атдывали, благавёщинский» (Кун., Голубево 2563-23).
-»? Сев
Перед началом сева обязательно мылись в бане. «У баню сходють, штоб пака пасёитца — баню ни тапйть. Нада зачанать сёить, штоб памытца и боль­ше не идти, пака пасёють. Патаму што ни так долга сёили. Ну, у нядёлю усё пасёють» (Кун., Ущицы 2562-18).
В д. Терехи засевать шли с хлебом, освященным на Пасху. «Вот как идёт засеватца, [пасхальную] крбмачку хлеба в карман, и пашёл засеватца. <…> Ядят патом этат хлеб» (Кун., Терехи 2496-09).
Процесс посева имел свой порядок. «У нас пёр-ва сёють авёс, патбм гречку сёили и лён. Ну, лён па-пбзже сёився. И картошку папбзже сажали, как сий-час» (Кун., Голубево 2563-23).
?*? «Мнкола»
Николин день почитается в данной местности как конский праздник. Накануне «Микблы» выго­няли коней — ездили с ночлегом, жгли костер, жари­ли яичницу, гуляли. «Перед Микблай, бувала, ёз-дють на нацлёг. Бувала, ёздють на нацлёг, бяруть яицки, развбдють там кастёр и жарють там яёцни. Бяруть и скаварбдку. Там, бувала, съезжаютца: вот, ёдишь на нацлёг-то, там те — с сваей лошадью, другие — с сваей, ну и там съезжаютца, там у места эта уси. Мбжа там целавёк пять, мбжа дёсить. Там яёцню дёлають, песни играють» (Кун., Усмынь 3286-39). В народе существует наименование — «Ми-кола-пьяница».30 «Эта там кто канёй на начлёг ёздиють [пасти], так вот анй тада скинутца да вы-пьють» (В.-Л., Оставец 1724-08).
-«? Вознесение

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Интересные слоты для азартных игроков: казино в режиме онлайн
  • Районирование и климат
  • Обзор сайта PartyTime78
  • Интересное