Поиск по сайту

Образы и темы народных песен

4.15.1а. Молодость моя молодецкая, не видал, когда ты прошла-миновалась… Навязалась жена нехорошая. Ни сбыть мне своей жены, ни продать, ни брату отдать… Я поеду в Нов-город, куплю тёсу нового, срублю нов те-сов корабль… посажу жену, славну барыню… Я выйду на крутую гору, воскликну громким голосом: — Воротись, жена, будем жить лучше прежнего! — Не греет солнце про­тив летнего, не любить мужу жены против прежнего. [П-18;1И-26]
4.15.16. При калине, при малине да два братца гово­рили… / Як у лозе при дороге, там корчомочка стоит, в той же корчомочке два братетки сидят, пьют и гуляют, про женитьбу вспоминают… / Как сидели да два братет­ки в пиру, говорили про женитьбу свою…
— Не удалась, брат, женитьбушка моя, навязалась нелюбая жена. А ни сжить, ни сбыть… Как поеду в Нов­город, куплю своей милой челнок, как спущу на бегучую реку. Взойду я на крутую гору… Высоко ли ясна зорюш-ка взошла, далеко моя милая «сплыла»?.. — Ты вернись, моя милая жена, ты повёк будешь моя!
Варианты окончания [VIII-33]: — Не вернусь, я нелю­бая была. — Хоть не ради меня, ради деточек своих. — Не вернусь я ни ради тебя, ни деток маленьких… / — Натесал-ся ты «трёсочек» (щепочек) с моих беленьких плеч… напу­скался ручейков с моей яркой слезы. — Неправда твоя, на­тесал я «трёсочек» всё с сосновой доски… напускал я ру­чейков всё с быстрой реки. (Заключительный мотив — см. 4.16.1.)
[Vn-44; VIII-33]
4.16.    Жена (девушка) проклинает нелюбого му­
жа (молодца)
4.16.1. Как под дубом-дубом ячмень молочу (Под ду­бом, дубом ячмень молочу), выше дуба соломка летит. Ре­чушка бежит, челнок плывёт. В челночке мой милой си­дит, чешет головку частым гребешком, пускает кудри вдоль по реке. — Плывите, кудри, вдоль по реке, где моя милая водицу берёт (не придёт ли моя милая за водой, та не зачерпнет мои кудерки; спросите её, та добрым я был?) (Начальный мотив «Под дубом, дубом» — см. 3.2.1.)
— Не буду черпать твои кудерки, не буду вспоминать тебя, молодца. / — Пускай тебя леший вспоминает. / — Не пойду я за водой, тесал ты тёски (весельцы) с моих белых плеч, вил ты плётки (верёвки) с моих русых кос, пускал ты реченьку с моих дробных слёз! — Неправда, милая, твоя. Тесал я тёски с белой берёзки, вил плётки с лоша­дей, пускал реченьку со мха, с болота. (Заключительный мо­тив-см. 4.15.16.)
[VI-17; VII-45; VIII-34]
4.17.    Жена мужа зарезала (повесила)
4.17.1. Зимушка-зима, зима холодная, не морозь ме­ня, доброго молодца. (Ты мороз-мороз, ие сморозь меня,
полем едучи, коня ведучи). Как жена мужа ненавидела (жена с мужем не в ладу жила, не в согласии)… Взяла вос­трый нож, мужа зарезала, в сад повесила: — Ты виси, мой муж, навёшайся, всяких пташечек ты наслушайся. (Анало­гичный мотив — см. 4.18.1.)
Вариант развития сюжета [VII-46]: Пришла ко дво­ру, слёзно плакала. Без мужа жена — горька сирота, при муже жена — ровно барыня. Пойду в зелен сад, буду мужа звать…
[1П-19; VII-46]
4.18.    Муж-пьяница — выкуп коня
4.18.1. Берёзушка кудрявая (Берёза моя белявая), за-мужье моё неудалое (моя женитьба несчастная)… / В ого­роде рожь (в поле жито), ие ярица. Сказали, мой муж — не пьяница, а он — горькая пропойца. Пошёл в кабак (в горо­де не был) — пропил коня, домой пришёл — жену набил. — Иди, жена, в новую клеть, возьми намётку, выкупи коня с оброткой. Если выкупишь, так домой веди, а не выку­пишь, так сама не ходи. (Мотив «Муж-пьяница» — см. 3.1.21, см. также Хороводные 6; мотив «Выкуп коня» — см. 3.2.16.)
Варианты окончания: А я, молода, спугалася, в зелё­ный сад забралася. Кукупючка: «Ку-ку, ку-ку», — а я, мо­лода, плачу. Соловьюшки: «Чех-чох, чех-чох», — а у меня слёзы да чох. Соловеюшко — по волюшке, а я молода — с неволюшки… (Сходный мотив — см. 4.5.2а.) I Пошла жена выкупать коня, свое добро за коня снесла. / Жена мужика потешила, острым ножичком зарезала, во зеленом саду повесила. — Виси ты, мой муж, на вйселке, сладких яблоч-ков накушайся, дробных пташечек наслушайся. (Анало­гичный мотив — см. 4.17.1.)
РИ-20; VI-18; VII-47; VIII-35, 35а]
4.19.    Братья пропили коня, казну, молоду жену
4.19.1. Как по полю, полю чистому шли три братет­ки. Зашли они в «корчомочку»… Как малый брат пил, да пропил вороного коня, средний — золоту казну, «боль­ший» — молоду жену. Пришли домой три братетки… Ма­лый играет, средний брат припевает, больший брат да «пригаркавает»: — Люли-люли, моя деточка, у тебя нет
родной маменьки, у меня нет молодой жены. [VII-48] (За­ключительный мотив-см.:4.11.1, 4.14.1.)
4.20.    Солдатка (вдова) н неузнанный муж (сын)
4.20.1. Закатилось красно солнышко за темные леса.
(Ннзко солнышко садилось, закатилось за лесок; И не в поле пыль пылится, да не частый дождь идёт…). Шли солдатики с похода… просилися ночевать.
Вдовушка (хозяюшка) молодая, пусти ночку ноче­
вать. — Соддатушки молодые, не пущу я ночевать — я три
дня печи не топила, не варила ничего… / — Наши ноги со
дороги хотят ночку ночевать. У нас ружья под боками,
сухари — за плечами.
Ты, хозяюшка молодая, о чём плачешь и грус­
тишь? — В двадцать пятом-то годочку моего мужа забра­
ли… и сыночка взяли. — А я муж твой, это сын твой, будем
жить вместе с тобой.
[V-22; VII-49; VIII-36]
4.21.    Молодцы (купцы, казаки) обманом увозят
девушку
4.21.1.    По одной стороне — калина (Над рекой стоит
калина), по другой стороне — малина. Стой, калинушка
(берёзушка), не шатайся. Красна девушка, снаряжайся… /
Что у нашего соседа была вечером беседа. Они шуточки
шутили, шутя девушку подманили… / Понаехали к нам ре­
бята, онн денежны-богаты. Они хвалят-выхваляют свою
милую сторонку: — У нас полюшки широки… у нас речуш­
ки глубоки. (Сходный мотив — см. 1.5.6, см. также Хороводные
4; аналогичный зачин с другим продолжением — см. 2.2.18.)
…Поедем, девка, с нами, с молодыми молодцами (но­воржевскими купцами; со донскими казаками)… С одно­го поля уезжали, второе проезжали, а на третьем станови­лись… Не кукушечки кукуют, не соловушки щебечут, плачет мати по дитяте… Тяжело было носить, тяжелей то­го родить… (Думала — будет замена. Как досталась дитя в чужи люди…) (Сходные мотивы — см.: 1.3.3, 3.2.6.)
[П-7; Ш-21; V-5; VIII-37]
4.21.2.    Как в поле-поле корчомка стояла. Два парня
гуляли, девиц ожидали. — Пойдём, девица, с нами погуля-
ти… Повели девицу по мхам, по болотам. Привязали де­
вицу к сосне плетями, зажгли сосну с корня до макушки…
Закричала девица громким голосочком. — Кто в поле но­
чует, пускай голос чует. Кто дочек имеет, пускай научает,
поздно вечерочком гулять не пускает. [VII-50]
4.22.    Молодец тонет (девушка проклинает реку)
6.182.Пастух мой, пастушочек, миленький дружок,
что ты ходишь прочь от стада на крутой бережок?.. Как
со этого туману «болотиночка» взошла… частый дождик
проливал… быстра речка разлилась… Ехал милый в чел­
ноке. Челнок разломился… вода льётся, мил гребётся ко
крутому бережку. — Подай ручку через речку на свою сто­
ронку. — Ох, моя ручка коротенька, быстра речка широ­
ка. [Ш-6]
6.183.Мамочка, тошно мне… умирать с горя хочу.
— Не умирай, моя дитятка, без духовного попа. — Не надо
духовного попа, а надо мне, кого я люблю… [Мил] сидит
во тереме, чешет кудри частым гребешком… К быстрой
речке подошёл… жёрдочка обломилась… сам в речке уто­
нул. Увидала девица, начала речку бранить: — Кабы тебе,
реченька, с гор песочком занесло. — Кабы тебе, девица, и
саму сюда внесло. [VII-51]
5. ПЕСНИ С ЛИТЕРАТУРНОЙ ОБРАЗНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ
5.1. Девица — молодец: разлук* с милым, обман
5.1.1.    Не для чего в люди тороннтьея. (Что нам в лю­
ди, девочки, торопиться; Нам не надо в люди торопиться;
Нам не для чего домой торопиться). У нас дома хорошо…
(Кого нету, того очень жаль). Куда скрылся, милый, удалился на всё лето от меня… Оставил на прощанье золо­то кольцо. День на рученьке кольцо носила, к ночи в голо­вы клала. (Аналогичный мотив — см. 5.1.2.) Утром рано вста­ла, закипела горяча кровь во мне… верно, кончилась с ми­леньким любовь. (Поутру рано девушка вставала, на праву ручку колечко надевала, про дружка милого вспоминала)…
Вариант окончания [11-21]: Где мы плакали с милень­ким, рыдали, со слёз реченька быстрая протекла… (Сход­ный заключительный мотив — см. 2.2.23.)
[1-17; 11-21; VII-67; VIII-15]
5.1.2.    Сохнет-вянет в поле травка / Вянет-вянет, по-
сыхает в поле травка зелена / Призасохла-нрнзавяла в
поле травка без дождя… Было время веселое, как я в де­
вушках жила. (Замуж вышла, я завяла, как кошеная тра­
ва). …Только думала-гадала в карагод пойти гулять (в бе­
седе посидеть, на милого поглядеть). Все подруженьки по
паре, только я, девушка, одна.
Вариант развития сюжета [11-20]: Было время весе­лое, когда миленький меня любил. Теперь милый-расхо-роший покинул-позабыл, оставил с ручки перстень золо­той. День на ручушке его носила, к ночи в головы клала… (Аналогичный мотив — см. 5.1.1.) Пойду с горя в чисто поле, там не видно никого… стая белых лебедей. Все лебёдуш­ки — по парам, а я, бедная, одна.
[11-20, VII-52]

роллы лазаревское

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • Куда инвестировать свободные средства?
  • Основание кровати – немаловажный фактор
  • Как выбрать торт для ребенка на день рождения?
  • Интересное