Поиск по сайту
На сайте http://www.diplomruss.com купить диплом.

Образы и темы народных песен

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, ОБРАЗЫ, СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИЧЕСКИХ И БАЛЛАДНЫХ ПЕСЕН
1. ПЕСНИ «МОЛОДЕЦКОГО» ЦИКЛА
исторические события, персонажи; рекрутчина; гибель молодца на чужой стороне; мать и сын;
молодец на чужбине, в беде, в неволе; молодецкая гульба, женитьба, разлука с милой
1.1.    Исторические события, персонажи
6.104.Нам ие надо горелки, пива пьяного (Нам ие до­
рого пиво пьяное), а нам надо беседушка весёлая… Соби­
рались на беседу мужья добрые, жёны весёлые. Они пили-
гуляли, разговаривали — отчего Москва-столица загоре-
лася? Вдова сына женила, пиво варивала… зажигала лу­
чинушку, уронила искорку огневую — оттого Москва-сто­
лица загорелася. [VI-5]
6.105.Коль великий русский царь, Николай иаш го­
сударь… иа своих бравых солдатушек посматривает…
—    Хорошо ли вам, ребятушки, на приступеньке стоять, на
камышевой траве? — Как Камышева трава много горя
придала… Как женатого ведут- сзади плачут и ревут, хо­
лостого ведут — сзади песенки поют: — Ох ты, царь ты
иаш, царь, сколько горюшка придал — всех в солдатушки
убрал. [1-1]
1.13. Наш батюшка царь, император-государь по своей славной армеюшке погуливает, солдатикам нака­зывает: — Чтобы были бы ружья стрельные… Хочет гость к нам в гости быть, чем мы будем гостя потчевать?.. Есть у нас сухие сухари, оии в Туле сушены, чёрным маком на­чинены, под француза привезены. [II-1]
6.106.Лопухин ездит в полку, курит трубку табаку…
Выходи, наша армеюшка, на гору на кругу… Бились-ру­
бились три денька, на четвёртые сутки стали силушку
считать… Нашли наших убитых генералов до пяти, пол­
ковников — десяти… Лопухин лежит убит и такие речи го­
ворит: — Потёмкии-генерал всю силушку растерял, кое
пропил-промотал, кое в карты проиграл французскому
королю, лиходею моему. [II-2]
6.107.Как поехал иаш Александр свою армию смот­
реть, он брался-обещался к Рождеству домой прибыть…
Его матушка родная стосковалась по нему… Вот по Пи­
терской дорожке молодой курьер бежит… (Курьер сооб­
щает о смерти Александра I). [II-3]
1.2.    Сон-предзнаменование (рекрутчина)
1.2.1. Мие ие спалось, ие лежалось, какой молодцу
сои пригрезился — свалилась шляпушка с буйной головы.
—    Сударыня матушка, сон мой рассуди. — Ох, милое ди­
тятко, сои твой нехорош — во солдатах быть, всё царю
служить. [II-4]
1.3.    Гибель молодца на чужой стороне; мать и
сын
1.3.1а. Как иа острове иа Васильевском вырастал зе-лёиый дуб, на дубу — «рассизбй» орёл, во когтях держал черна ворона… — Ты скажи, чёрный ворон, где был-про-бывал? — Я был-пробывал в тёмных лесах, в чистом поле,
видел тело белое, молодецкое. К тому телу признавалися три пташечки-касаточки… Ли буйной головы — родна ма­тушка, на белой груди — сестра родная, в скорых ногах -молодая жена. Родна матушка плачет ныне до веку, сест­ра родная — с году до году, молодая жена — с утра до ве­чера. [VI-1]
1.3.16. Эх, вы горы, мои горы, горы Воробьёвские. Ничего горы не огородили, огородили бел горюч камень. Из-под того камня бежит речка быстрая… [П-5] (фрагмент известного сюжета о гибели молодца — см.: 1.3.1а, 1.3.1в.)
1.3.1b. Ты, клеи мой, клеи, ти ие деревце… Мой бра-тетка — ти не молодец, разлил тоску по желтому песку, положил голову на чужой стороне… Прилетели к нему да три ласточки (пташечки, кукушечки)… Мамка села «ли буйной головы», сестра — к ретивому сердцу, жена -«ли скорых» ног. Мамка плачет — реки идут (с веку до ве­ку), сестра плачет — ручьи бегут (с году до году), жена плачет — «калужинки»-пересушенки (день до вечера)… [VIM]
6.108.На заре, на зорюшке, иа восходе тёплого сол-
иышка сера уточка купалася… Синее морюшко всколых-
нулося, молодая жена расплакалась: — Как все полки до­
мой пришли… Одного полка «нет ни слыху, не пбслыху»,
только прислан вороной конь… на седёлышке — рубашеч­
ка, вся пулюшками прострелена, в горячую кровь обмо­
чена, к родной матушке отослана. Я возьму эту рубашеч­
ку на свои белые ручушки, вымою горючими слёзонька-
ми… [VI-2]
6.109.Шла я дорожкой, шла я широкой… Мать у сы­
на пытала: — Скажи всю правду, кого «жалчёй» нету — ли
батьки, ли матки, ли тёщи, ли жёнки? — Тёща — ли совету,
жёнка — ли привету, «жалчёй» мамки нету. Как больно
родила, тяжело носила. [VI-3] (Сходные мотивы — см.: 3.2.6,
4.21.1.)
1.4.  Молодец на чужбине, в беде, в неволе
6.110.Разудалый молодец, чего рано ие встаёшь, коня
не «годуешь»? — Мне на нём не ездить. Есть у меня кры­
лышки, золотые перышки, полечу на родиму сторону, в
зелёненький садок, буду ворковать… Идёт батюшка, про
горе пытает: — Каково, сыночек, на чужой сторонке? — А
чужая сторона горем пахана, слезам поливана. [VII-2].
6.111.Что же ты, мой соловьюшка, невесело сидишь,
в серебряной клеточке песен не поёшь? — Не надо мне кле­
точка, золотой шесток, спел бы я в роще зеленой… Все
друзья-товарищи ходят по [воле], а я, добрый молодец,
сижу взаперти… [Ш-1] (Аналогичный зачин — см. 1.5.3.)
6.112.Ты воспой весной, жаворонок мой («жавраиё-
иок мой»; «жаворобушек»; вороиёиочек; журавлёиочек),
ты подай голос через тёмный лес… в Москву камеину… В
крепости сидел молодец… на десятый год стал письмо пи­
сать… Отец с матерью отказались: — У нас в роду воров не
было…
Вариант окончания [V-1]: Молода жена письмо при­няла: — Мужа выкуплю, келью выстрою. А люди живут,
как цветы цветут, моя голова вянет, как трава. (Последняя строка может являться зачином самостоятельного сюжета — см. 3.1.18.)
[1-3; V-l; VIII-50]
6.113.Гуленька ты мой, голубочек (Голубь-голубо­
чек), за что, гуля, в мой сад не летаешь?.. Мой милый си­
дит во неволе, в тюрьме каменной (в Питере в остроге).
Р-4; П-6]
6.114.Горе мое великое, пойду с горя в чисто поле…
Сорву цветок, сплету венок своему дружку на головушку.
—    Носи, дружок, не сбрасывай, люби меня, не спокйды-
вай. Любить не стал, в тюрьму попал… Одно окно на ро­
дину, ещё окно — в чисто поле. (Не идёт ли моя расхоро-
шая?.. Шла-прошла, не вернулася…) [1-19, Ш-7; VI-22;
VII-59; VIII-23]
1.5. Молодецкая гульба, женитьба, разлука с милой
1.5.1.    Ты рябинушка да кудрявая, ты когда взошла,
когда выросла?.. Под тобою не мак цветёт, не огонь го­
рит. Там горит сердце молодецкое. (Сходные мотивы см.:
1.5.2, 3.2.15, 3.2.16.)
Вариант развития сюжъта [VIII-6]: Ты, девчоночка, глупо сделала, своего дружка распрогневала, назвала его горькой пьяницей. (Данный сюжетный мотив может служить основой самостоятельного текста — см. 6.80.)
[1-2; VIII-6]
6.115.Заболело моё сердце, заболело ретивое… Мил
«писемца» не пишет… — Писари мои, злодеи, разлучить
хотели. Когда имел бы у Бога счастье, голубиные крылья,
«взнялся» б я высоко, полетел далёко… Прилечу я к сво­
ей милке, сяду на ворота, буду «ворковати», свою милу
«выжидати»… [VII-4] (Сходные мотивы — см.: 1.5.1, 3.2.16,
сходный текст от имени девушки — см. 3.2.15; мотив «Писари-
злодеи» — см.: 2.2.18, 5.1.4, Хороводные песни 40.)
6.116.Что ж ты, соловьюшко, невесел сидишь? / Го­
лубчик-голубчик рассизёшенький, чего невысоко ле­
тишь? — Вчера с голубкой летал, а сегодня голубка под­
стреленная, правое «крьшко» подсечённое (убитая ле­
жит). — Что ж ты, молодчик, невесел сидишь?.. — Вчера с
девушкой гулял, а сегодня девчонка обручённая, правая
ручка озолоченная (под венцом с другим). [VI-4; VII-5]
(Текст песни имеет некоторое сходство со стихотворением А. Ф.
Мерзлякова «Ах, что ж ты, голубчик, невесел сидишь», 1806.
Аналогичный зачин имеет песня с другим сюжетом — см. 1.4.2.)
6.117.Как на нашем на поле… там стояла ель тихая…
Под елью генерал своевался, его добрый конь неймался…
Его братец Василий своей силой выхвалялся: — Я добра
коня поймаю… поеду по невестам. Привезу себе невесту
белей снегу зимового… Будет есть хрён да рёдку, да ре­
мённую плётку. [VIII-4]
6.118.Как у нашей беседе проявился умный гость…
—    Кабы мне, молодому, пару коней вороненьких… сел бы
поехал со своей коханою. А моей коханой — колыбель
зыбучую, нянечку певучую, чтоб умела колыхати и дитя
забавляти. [VIII-5]
6.119.Что за красновски ребята — они денежны, бога­
ты… Они шуточки шутили, свои стороны хвалили. — Как
во нашей сторонке девки красивы. — Приезжайте, маль­
цы, в сваты, выбирайте жён сами. [Ш-8] (Сходный зачин с
другим продолжением — см. 4.21.1.)
6.120.Прилетели ворони с чужой дальней стороны,
стали ворковать, про земельку толковать. — Лучше пер-
вая «севба», чем поздняя. Прилетели вороны… стали вор­ковать, про женитьбу толковать. — Лучше первая жена, чем другая. С первой женой детей иметь, а с другою — ра­зогнать. [VIII-Крестьбинские песни 7]
1.5.8.    Не кричите, куры, рано (Вы не пойте, куры, ра­
но)… Я всю ноченьку не спала, своего друга ожидала…
Молодец коня пытает: — Почему, конь, вздыхаешь?..
—    Как поедешь по борочку, привяжешь меня ко сосонке,
сам пойдёшь к чужой жёнке… [V-2] (Мотив «Диалог молод­
ца с конём» — см.: 1.5.9, 1.5.10.)
1.5.9.    Зелёный дубочек на тын (на ель) «похинулся»,

Ассортимент и цены здесь . светодиодные лампы для дома - SmartLamps.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • 20-е годы Западный Берлин.
  • Куда инвестировать свободные средства?
  • Основание кровати – немаловажный фактор
  • Как выбрать торт для ребенка на день рождения?
  • Интересное