Новые данные по исторической топографии пскова
Наиболее раннее из упоминаний улиц в этой части города датируется только 1510 г. и связано с выбором места для строительства по приказу великого князя Василия III церкви преподобной Ксении, в память взятия Пскова 24 января 1510 г. Улица, на которой в саду («саднике») хлебника Ермолки была поставлена церковь, названа в летописи Пустой?, причем дано разъяснение этого названия:«… потому та улица пустая слыла, что меж огородов, а дворов на ней не было»17. Й.К.Лабутина предположила, что позднее улица была застроена и переменила название. Для того чтобы уточнить, где она проходила в начале XVI в., важно указание на ц. Ксении (Аксиньи, Оксиньи), находившуюся, судя по писцовой книге 1585-158718 гг. и летописному сообщению о пожаре 1590 г.19, на Новом Торгу. Н.Ф.Окулич-Казарин писал о том, что этот храм находился вблизи Кутузовского сада и отметил находку на ее месте чугунного колокола, поступившего в музей П АО20.
Луцкая (Лутцкая) улица на Новом Торгу часто упоминается в писцовой книге 1585-1587 гт. Согласно этому источнику, на ней находились не только лавки и пустые лавочные места, но и дворы. Между Петровской и Луцкой улицами традиционно («по старине») отводилось место для проходак «колодезю для пожарново времени»21. В выписи из писцовых книг 20-х годов XVII в. на владения ц. Успения с Пароменья (1643 г.) упоминается «изба харчевня» на Луцкой улице, поставленная на пустом лавочном месте22. Некоторые ориентиры для определения местоположения Луцкой улицы в источниках имеются: к ней выходил конец Большого ряда Торга23; по ней можно было пройти от ц. Покрова (рис. 1:110) в западном направлении—к Луже, и к улице Трупеховке (Трупеховской)24 и к стене Среднего города25. Отметим, что 60-70-ми годами XVIII в. датируются сведения об улице, название которой вполне созвучно рассматриваемой. Это Лучанка (Лучанская) улица в пределах Застенья (Среднего города), которая вела от площади к Куричьим воротам26; именно на этой улице на плане 1740 г. показан воеводский двор27.
При археологических исследованиях близ трассы предполагаемой Луцкой улицы проводились археологические исследования в 1955 и 1987 гг. (рис. 2:11, 61). В 1955 г. был открыт перекресток двух улиц Нового Торга, причем ширина деревянного замощения в северной части раскопа превышала 6,5 м. По предположению руководителя работ Г.П. Гроздилова, одна из исследованных улиц шла от рва и стены Среднего города, от Лужских (Куричьих) ворот, в направлении укреплений Окольного города, с запада на восток. Замощение состояло из трех мощных бревенчатых лаг, уложенных по ходу движения и опиравшихся на них подтесанных сверху и тщательно подогнанных друг к другу бревен. На мостовой, в щелях настила, а также на площади лавки и близ нее, плотным слоем залегали несколько тысяч коровьих челюстей и осколков костей. На местах поперечных бревен, снятых в древности, также плотно укладывались кости. Г.П. Гроздилов отметил, что в Новгороде сходная картина наблюдалась при раскопках торга XV в., и привел мнение А.В. Арциховского об использовании костей в качестве подкладок под мостовые для большей устойчивости и для того, чтобы уберечь дерево от гниения28. Т.Е. Ершова высказала предположение о том, что продолжением открытой в 1955 г. мостовой был настил, выявленный в юго-восточной части раскопа 1987 г.29
Как представляется, эта замощенная улица, ведущая от стены Среднего города и Лужских (Луцких) ворот в восточном направлении, может быть отождествлена с Луцкой улицей, известной по описанию Торга 1585-1587 гг. К середине XVIII в. она была, вероятно, спрямлена и проходила несколько иначе. Так, на плане 1740 г. показан участок ведущей к ц. Покрова (рис. 1:110) улицы, которая не прослеживается до Куричьих ворот (рис. 1:78), теряясь в незастроенном пространстве; судя по результатам адаптации
плана к современной топографической основе, предпринятой Б.Н.Харлашовым, раскопками трасса улицы середины XVIII в. затронута не была (ср. рис. 1 и рис. 2:11,61).
В писцовой книге 1585-1587 гг. много упоминаний владельцев лавок на Торгу, которые жили на улице Смолиговке (Смолиговской), близ ц. Покрова. А.Е. Мусин, анализируя сотенную структуру Пскова30, необоснованно локализовал Смолиговское сто писцовой книги 1585-1587 гг. в Застенье, вблизи ц. Бориса и Глеба на Петровской улице31 (рис. 1:100). Между тем указанный источник свидетельствует о том, что дворы, входившие в состав этой сотни, по Смолиговке (Смолиговской) улице находились в Окольном городе, в Петройском конце32. В выписи из писцовых книг И.Я. Вельяминова (20-е годы XVII в.) на владения разных псковских церквей и монастырей, опубликованной АЛихтерманом, при описании дворовых мест и огородов на улице Смолиговке в качестве устойчивых ориентиров указываются Пятницкий монастырь, Пятницкие ворота и ц. Богоявления в Бродах33 на берегу р. Псковы; храмы были засыпаны при сооружении батарей в начале XVIII в., но вполне надежно локализуются34. Купчие грамоты XVIII в. позволяют точно определить местоположение улицы. Располагавшиеся на ней дворы входили в состав Никольской и Петенная (Пятенной) сотен, а их владельцы были прихожанами цц. Николы от Торга (рис. 1:109) и Иоанна Милостивого с Солодовников (рис. 1:108). Улица Смолиговка вела от ц. Покрова от Торга и монастыря Зачатия Св. Анны35 к ц. Богоявления в Бродах на берегу Псковы36. Она проходила почти параллельно линии укреплений Среднего города, а также современной улице Красных партизан (рис. 1). В одном из документов приведено второе название улицы — Батанова37; это название известно уже с 1739 г.38
Можно согласиться с А.Е. Мусиным в том, что название Смолиговки и Смолигов-ского ста происходит от мужского нехристианского имени Смолиг, известного по новгородской берестяной грамоте № 603 (третья четверть XII в.), а также по «Повести о Довмонте» и псковской рядной грамоте второй половины XIV в.39 В то же время попытки исследователя связать название сотни с конкретным лицом, носившим это имя, неубедительны. От имени могло происходить название окологородского сельского поселения, а от него, в свою очередь, — название улицы и сотни в Окольном городе. Отметим, что при археологических исследованиях на этой территории между Петровской улицей40 и берегом р.Псковы на материке неоднократно фиксировались следы распашки. В 1991 г. при исследованиях на Никольском раскопе (рис. 2:87) был открыт участок древней дороги, существовавшей, по мнению С.В.Степанова и Е. А-Яковлевой, одновременно с сельским поселением XII—XIII вв.41 Второе название улицы (Ботано-ва, Ботановская, Батанова) связано с фамилией или прозвищем одного из владельцев дворов, жившего в XVIII в.
Название известной с 1585-1587 гг. Михайловской улицы*1, а также одноименной сотни и башни и ворот Окольного города, несоменно, связано с Михайловским монастырем с Песок (см. рис. 1:20, 21,107). Эта улица шла от ц. Покрова (рис. 1:110) мимо задних монастырских ворот к воротам в крепостной стене43 и хорошо прослеживается на плане 1740 г. В «Повести о течении слез от иконы Николая чудотворца» (конец XVII в.) рассказывается о знамении от иконы, происшедшем 30 января 1676 г. в деревянной церкви Параскевы Пятницы44 «иже от Петровскаго конца близ Торгу, на исходе Михайловской улицы»*5. В честь этого события на месте деревянного храма была построена ныне существующая каменная церковь Николы от Торга (рис. 1:109) с приделом во имя Параскевы Пятницы46. Участок улицы от ц. Покрова до поворота к Михайловскому монастырю носил также другое название — Никольская (Большая Никольская); от поворота эта улица вела к монастырю Николы в Песках47; остатки монастырской церкви ныне скрываются под насыпью Песитского бастиона (Лапиной горки)48 -см. рис. 1:18,19. Никольская улица называлась также Полухновкой*9.
Улии&Ермаковка, которая в середине XVIII в. называлась Докалова (Дакалова,Да-колова, Даколовская)50, проходила по соседству со Смолиговкой и вела от земляного вала (фортификационных сооружений начала XVIII в.) на берегу Псковы к ц. Николы от Торга51. Второе название улицы, вероятно, связано с тем, что она выходила кКалову (Каловскому) переулку (заулку), проходившему, вероятно, близ берега Псковы, за крепостной стеной32. В документах XVIII в. дворы по этому переулку (заулку) значатся в Никольской сотне, в приходе ц. Николы Явленного от Торга53.