Поиск по сайту

Несколько слов о положении г. Порхова, как центра промышленной деятельности

(По поводу проведения через Порховскнй уезд железной дороги)Прежде чем делать сводку данных по интересующему нас вопросу, считаем необходимым сказать несколько слов вообще о промышленности Порховского уезда.Промышленность всякой местности, а в том числе и Порховского уезда, зависит от многих факторов, основу которых составляет экономическое положение населения этой местности. Чем выше это положение, чем благоприятнее условия жизни населения, тем промышленность скорее находит себе почву и прогрессирует. Порховский уезд в этом отношении не из лучших. Главный элемент землевладельцев, крестьяне, хотя и привязаны к земле, но, ие имея средств правильно эксплуатировать ее, беднеют и экономический их упадок с каждым годом делается яснее. Поэтому и промышленность уезда не может похвалиться своим развитием, как бы это должно быть, при иных условиях по географическому положению уезда.Под давлением нужды крестьяне стараются приискать средства, более или менее обеспечивающие их существование, и таким средством явился лен. Вот почему Порховский уезд, в отношении льняной промышленности, стоит выше остальных уездов Псковской губернии. Занимая пространство в 5144 кв.версты (577513 десят., из которых пахотных 211046), уезд засевает льном 20441 дес., или около 10% всего посева.Посмотрим сведения, относящиеся к общему состоянию уезда и имеющие связь, хотя и относительную, к промышленности. Населения уезда к 1 января 1894 г., без города и посада, насчитывалось 161011 чел. об, пола, в г. Порхове — 4582 чел. и в посаде Сольцах — 5566 чел., всего, следовательно, 171159 душ. Наиболее населенными волостями считаются: Сухловская (около 9 тыс.), Дорогостицкая (с лишком 8), За-полянская (тоже), Дновская (тоже), Михайловская (около 9 тыс.), Вельская (с лишком 8), Сорокинская (тоже), северная часть уезда (считая волости: Горскую, Ручьевскую, Богоро-дицкую, Бешковицкую, Сухловскую, Дорогостицкую, Н.-Шр-лонскую, Дновскую, Михайловскую и Дубенскую) с населением до 79 т. и южная (остальные волости) до 82 т.Скота в уезде с городом исчислено: лошадей 46681 (из них в Порхове, 317, пос. Сольцах — 494 и северной части уезда до 20 тыс. голов); волости с наибольшим количеством голов: Вельская — 2725, Михайловская — 2616, Бешковиц. — 2567; крупного рогатого скот* — 62731 (в северной части уезда, — 30556, мелкого — 51811 (в северной части уезда — 25431); в.городе Порхове: коров •*¦ 690 и Сольцах —.1300; мелкого скота: в Порхоре, —. 3Q3, вое-аде^-* <200„ Из общего количества земли (577513 дес.) принадлежит частным владельцам -~, 3^4664 дес. (из них дворянам 182416 дес., купцам — 37650 д. и мещанам — 14195 дес), казне, — 10914 д., церквам и монас-тыр. — 10002 д., городу и посаду — 7193, разным учреждениям — 5 д. и крестьянам (надельной) — 244735 дес.Переходя к промышленности, нужно заметить, что самое первое место занимает льняное производство, почему мы и начнем обзор с него, «По всей Псковской губ. высевается льна на 82 тыс. с лишком десятинах; ,из них в уездах: Псковском — 19 тыс., Островском — 14 тыс.» Опочецкрм — 16 тыс., Пор-ховском 20 тыс. и остальное количество в 4 остальных уездах. Как видно, Порховский уезд по производству льна занимает первое место в губернии. Считая средний урожай в 2 берковца на десятину, что составит около 40 тыс. берковцев и, определяя цену берковца (трепаного) в 40 руб., получим 1600000 руб., цифру внушительную для столь бедного населения, как Порховское, на которую собирается ежегодно льна в Порхов-ском уезде. Максимальными производителями льна являются волости: Дорогостицкая, Нижне-Шелонская, Городовицкая, Шевницкая, Дубенская и Сорокинская, т. е. волости, большинство которых лежит ближе к Порхову, чем к Сольцам. Льномяльных машин насчитывается свыше 2500; вол.: Михайловская, Нижне-Шелонская и Дубенская обладают наибольшим количеством их по сравнению с другими.   *    " r  КгСбор хлебов в уезде представляется в следующем виде:Ржи — до 36 тыс. четвер., за посевом остается свыше 2 1/2 миллионов пуд. или 18 пуд. на 1 душу сельского населения; овса — до 26 тыс. четвер., за посевом остается свыше 900 тыс. пуд., или 6 на одну душу сельского населения; сена получается всего свыше 5 миллион, пуд.Фабрики и заводы занимают следующее положение: всех исчислено в 1892 г.: в гор. Порхове — 11, с производительностью в 161000 р., в п. Сольцах — 33, с производительностью в 426175 р., а в уезде — 259 на 785454 руб. Наибольший % дают льняные склады (шофы), коиХ насчитывается: в г. Порхове — 3, с производительностью 145 тыс. руб., в п. Сольцах — 24, с производит, в 416230 руб. и уезде — 36, с производительностью в 458760 руб.                                                         -¦’¦Промыслы незначительны. Самый распространенный из них — трепка льна, но это занятие домашнее и, как состоящее в непосредственной связи с главным продуктом земли, не может считаться отдельно взятое подспорьем в хозяйстве. Можно сказать, что промыслы занимают менее 10 /о всего числа наличных душ уезда. Наиболее развит отхожий промысел; кре-стьяне отправляются преимущественно из волостей: Сухловс-кой, Пажеревицкой, Тишинской, Богородицкой и Заполянс-кой. Паспортов средним числом выдается ежегодно 6340; возможная сумма заработка немного выше ста тысяч рублей. Отходящие идут бол. частью в С.-Петербург и поступают на фабрики чернорабочими.Значение гор. Порхова, как пункта экспорта льна для всего района уезда, довольно значительно, даже в настоящее время, когда здесь не имеется удобных путей сообщения. Производимый в уезде лен вывозится за пределы его через пункты: Порхов, Сольцы и частью прямо на Псков и Остров. Только из волостей: Н.-Шелонской, Сухловской, Дорогое -тицкой, Михайловской (1/2), Дновской (1/2), Заполянской (1/3) и Бешковицкой (1/4) лен вывозится через Сольцы, а из волостей: Городовицкой, Сорокинской и Вышегородской на Псков и Остров; для всего остального района Порхов служит центром отправки льна. Всего из Порхова вывозится 15-20 т. берков. (в 1894 году к августу месяцу продано льна на Пор-ховском рынке 132536 пуд.). Да и действительно, географическое положение города таково, что он должен служить складом этого главного в уезде продукта. Незначительность льняных складов в городе объясняется тем, что Порховские скупщики льна — преимущественно люди мелкой торговли; несколько десятков берковцев, не требуя большого помещения, не^ залеживаются в амбаре скупщика и при первой возможности отправляются далее. А упорядочению торговли льном, постановкою дела в обширных размерах и на рациональных началах мешает отсутствие удобного пути. Закупив массу продукта и употребив время на его обработку, торговцу остается очень мало времени на перевоз льна по зимнему пути в пункты сбыта, так как льняной рынок устанавливается с половины января, и, очевидно, отправка товара при настоящем положении Пор-ховских путей сообщения возможна только до распутицы. Только этим и можно объяснить незначительность крупных деятелейпо льняной торговле в Порхове. Доказательство этому пос. Сольцы. Он имеет преимущество перед Порховом; там водный путь, хотя и эксплуатируемый в известное время года, но зато удобный и дешевый в сравнении с грунтовыми дорогами. Главное удобство заключается в том, что путь этот годен в такое время, которое вполне согласуется с интересами торговцев. Что Сольцы — серьезный противник Порхову по льну, то это можно видеть из цифр промышленности, изложенных выше; производительность промышленных оборотов посада чуть ли не в четыре раза превышает Порхова. Интересно поэтому посмотреть, насколько Сольцы опередили Порхов в жизненном отношении.Торговых и промышленных заведений в 1887 г. насчитывалось:Удобством пути посад обязан тем развитием, которым он обладает в настоящее время, и если бы Порхов находился в равных с ним условиях в атом отношении, то давно бы превзо*шел его; на стороне Порхова центральность расположения, не имеющаяся у Солец. Если дать Порхову железную дорогу, то вправе ожидать, хотя* конечно, и не сразу* развития города значительнее посада. Волости: Михайловская, Дновская, Сух-ловская, Заполянская и Дубенская, вывозящие теперь лен частью в Сольцы (первые — 4) и Псков (последняя), всецело изберут тогда своим рынком Порхов, как наиболее выгодный для них пункт. А Городовицкая, Сорокинская и Вышегородская никогда не повезут свои произведения в Сольцы, хотя бы там и была чугунка, и район торговой льняной, деятельности Солец, с проведением там дороги, немного более увеличится, чем теперь, да и Шелонь тоже не может совершенно утратить свое значение и при существовании железнодорожной линии и будет экспортировать, хотя и не в, таком размере, как в настоящее время. Не то в Порхове: прорезывая весь уезд посредине, дорога должна вызвать оживление в южных волостях уезда и прилив льна в Порхов, а устройство, кроме того, льняной станции в Пажеревицкой волости (в имении Дирины-Горки) разовьет улучшенную обработку льна

Подробное описание международная перевозка товара у нас.

Страницы: 1 2

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Общественный банк Жукова.
  • Сборник дореволюционных публикаций
  • А как же выглядел в ту старину Порхов?
  • Евгений Александрович Лебедев
  • Интересное