Не только на воде, но и под водой
Частью «морской души» Пскова является подшефная большая атомная подводная лодка (БАПЛ) «Псков» Северного флота России. При постройке она получила название «Окунь», предыдущие подводные лодки этого проекта в серии назывались «Карп», «Краб», «Зубатка». По классификации НАТО эти лодки называются «Сиерра».
Учитывая, что ранее в составе Балтийского флота находилась дизельная подводная лодка «Псковский комсомолец», с которой в городе были установлены прочные шефские связи, в 1995 г. командование БАПЛ обратилось к губернатору Псковской области с просьбой ходатайствовать перед главнокомандующим Военно-Морским флотом о присвоении подводной лодке почетного наименования «Псков».
В апреле 1995 г. приказом ГК ВМФ БАПЛ «Б-336» «Окунь» была переименована в БАПЛ «Псков». Для вручения атрибутов почетного наименования в место базирования п. Видяево Мурманской области прибыла первая делегация псковичей во главе с заместителем губернатора Ю. А. Демьяненко и 1-м заместителем мэра М. Я. Хороненом. Так было положено начало дружбе подводников-североморцев и псковичей.
Что же представляет из себя атомная подводная лодка «Псков»? Прежде всего, корпус лодки выполнен из титанового сплава. Крепость стали, легкость алюминия — так говорят о титане, кстати, он не ржавеет в морской воде. Россия является единственной страной в мире, освоившей технологию строительства титановых подводных лодок. Атомная энергетическая установка позволяет подводной лодке развивать ход в подводном положении до 36 узлов (70 км/час) и находиться в море длительное время, ограниченное только физическими возможностями человека и запасами продовольствия. При этом надо учитывать, что за один ав-
тономный поход (боевую службу) лодка может совершить кругосветное плавание в подводном положении.
Вооружение подлодки состоит из средств обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника, а это гидроакустический комплекс и аппаратура обнаружения подводных лодок по кильватерному следу и средств поражения обнаруженных целей, универсальных электрических торпед и противолодочных ракет.
В годы войны связь с подводными лодками осуществлялась только тогда, когда лодка всплывала в надводное положение на сеанс связи, при этом она лишалась своего главного преимущества — скрытности. Ее легко мог обнаружить самолет или надводный корабль. БАПЛ «Псков» может принимать информацию даже в подводном положении.
Сложнейшая техника требует грамотных людей, и поэтому экипаж подводной лодки на 85% состоит из офицеров и мичманов, 15% экипажа — матросы и старшины, проходящие службу по призыву и контракту.
БАПЛ «Псков» была построена на заводе «Красное Сормово» в г. Нижний Новгород. В специальном доке по внутренним водным путям ее транспортировали в г. Северодвинск, где она была достроена. 17 декабря 1993 г. на большой атомной подводной лодке «Псков» был поднят военно-морской флаг и лодка была принята в боевой состав Военно-Морского флота России. Первым ее командиром стал капитан 1 ранга Виктор Анатольевич Ковалев, ныне проживающий в Пскове.
В год 300-летия Военно-Морского флота России атомную лодку «Псков» посетила представительная делегация города, которая вручила экипажу подводной лодки автобус, выпущенный на заводе «Псковавто», и передала собранную Морским собранием города, Областной детской библиотекой им. В. А. Каверина библиотеку научной и художественной литературы в 2000 томов и 100 кассет с видеофильмами. С этого момента делегации г. Пскова ежегодно посещают подшефную БАЛЛ, а представители экипажа приезжают на день города. Вспоминает бывший старший кок-инструктор БАПЛ «Псков» старший мичман Геннадий Волощук: «Период 1985-1986 гг. был очень тяжелым
для экипажа, как, впрочем, и для всех военнослужащих России. Многомесячные задержки заработной платы, резкое сокращение всех видов снабжения, отсутствие средств для проведения нормальной боевой подготовки — все это негативно сказывалось на моральном состоянии подводников. Разочарование в службе привело к массовым увольнениям молодых офицеров и мичманов. Приехавшая на празднование 300-летия Военно-Морского флота делегация псковичей Привезла с собой не только автобус, оргтехнику, но и большое количество продуктов, производимых на предприятиях города. На тот момент это было, пожалуй, самым ценным подарком. Каждый принес домой «паек», которым можно было прокормить семью несколько недель. Мэр города произнес слова искренней благодарности за нашу службу, готовность помочь в решении многих бытовых проблем экипажа. Все свои обещания администрация города в последующем выполнила. Не зря в экипаже сложилась традиция добавлять к уставному «Служу России» слова «и городу Пскову».
Тесная связь экипажа с Псковским региональным отделением Российского Морского собрания, городским и областным военкоматами позволили укомплектовать личный состав срочной и контрактной службы на 100% псковичами. Вспоминает отец старшины 1 статьи Марата Васильева, Виталий Васильевич: «Мне дважды в составе делегации псковичей довелось побывать в п. Видяево, я своими глазами увидел условия службы и жизни подводников, беседовал с нашими псковскими ребятами. Хорошо, что на именной подводной лодке все матросы из Пскова и области. Многие, как и мой сын, продолжили службу по контракту. Когда все увидишь сам, нам, людям сугубо гражданским и знающим о службе на подводных лодках лишь по кино, становится спокойней за своих детей, и возникает чувство гордости за них».
В 1998 г. БАПЛ «Псков» под командованием первого коман-‘ дира капитана 1-го ранга В. А. Ковалева вышла на свою первую боевую службу в Норвежское море. Результатом службы явилось самое длительное непрерывное слежение за американскими атомными подводными лодками типа «Лос-Анджелес» за всю
историю подводных сил России. Это серьезное достижение наших подводников, ведь главное свойство подводных лодок -это скрытность, и обнаружить самую «тихую» подлодку США крайне трудно. Прибывшую с моря БАПЛ «Псков» встречали командующий Северным флотом, губернатор Мурманской области, мэр г. Пскова и архиепископ Мурманский и Архангельский. По итогам этой боевой службы 26 членов экипажа были награждены орденами и медалями, в том числе 4 человека орденами Мужества. Вспоминает бывший командир БАПЛ «Псков» капитан 1 ранга Виктор Анатольевич Ковалев: «Выход на боевую службу — всегда большое событие в жизни экипажа. Для того чтобы экипаж мог провести автономно несколько месяцев в море, необходимо тщательно готовить и технику, и, в первую очередь, людей, ведь в море может сложиться такая ситуация, когда помочь некому. К сожалению, как показала гибель «Курска», это может произойти даже у родных берегов. Поэтому в течение нескольких месяцев экипаж многократно отрабатывает вопросы борьбы за живучесть, проводятся многочисленные учения и тренировки, проверяются во всех режимах системы и механизмы. Все это, конечно же, выматывает людей. На флоте сложилась шутливая поговорка: «Любовь к морю прививается созданием невыносимых условий на берегу».
В первые дни после выхода на боевую службу командование подводной лодки старается дать возможность экипажу немного отдохнуть, прийти в себя. Для впервые вышедших в море проводится ритуал посвящения в подводники. В центральном посту «номинируемым» на звание «подводник» вручается диплом, плафон от аварийного освещения, наполненный морской водой, набранной на глубине погружения ПЛ, который необходимо выпить, после чего моряк считается принятым в братство подводников.
Всегда хочется, чтобы силы и средства, потраченные на подготовку к выходу на боевую службу, были оправданы. Поэтому первое обнаружение американской атомной подводной лодки «заметно взбодрило экипаж, а когда на 10-е сутки слежения от командующего Северным флотом пришло поздравление с успехом, все поняли, что готовились не зря и хлеб едим не даром.
Я очень рад и горд за свой корабль. После моей демобилизации в 1999 году командиром лодки стал бывший старший помощник капитан 1 ранга Игорь Николаевич Хрипунов.
На очередной боевой службе БАЛЛ «Псков» продолжила традицию длительного слежения за современными американскими лодками. В 2001 г. БАПЛ «Псков» завоевала приз главнокомандующего Военно-Морским флотом «За длительное слежение».
Меня иногда просят рассказать про самый запоминающийся, экстремальный случай из службы. Известный английский адмирал Горацио Нельсон сказал: «Не тот хороший моряк, кто успешно и стойко преодолевает трудности, а тот — кто их не создает». Поэтому самое запоминающееся в моей 17-летней службе на атомных подводных лодках — это то, что у меня экстремальных случаев не было.
Один из самых известных подводников времен Великой Отечественной войны Магомет Гаджиев сказал: «Нигде нет такого равенства перед судьбой, как на подводной лодке, где все либо погибают, либо выживают».
Так дай Бог, чтобы корабли всегда «из далекого моря возвращались к родным берегам».
Страницы: 1 2