Поиск по сайту

Наш край псковский

токов. Великая из всех рек области самая многоводная. Она имеет около трехсот притоков, наиболее крупные из них: Сороть, Череха (правые), Синяя, Утроя, Исса (левые). В верхнем течении Великая протекает через множество озер, которые регулируют сток воды в реке.
Больше всего озер встречается в южной части облас­ти, которую не зря называют озерным краем. Боль­шинство озер невелики по размеру, некоторые из них не имеют стока, поэтому они быстро зарастают водной растительностью и, заболачиваются. Питаются озера в основном атмосферными осадками.
Самое крупное озеро в области — Псковско-Чудское. По величине оно занимает четвертое место в Европе. В озеро впадает много рек и речек, вытекает же из него одна река Нарва.
Крупные озера имеют промысловое значение — в них вылавливается рыба Особенно славится рыбными бо­гатствами Псковско-Чудское озеро, где ежегодно добы­вают сотни центнеров рыбы (снетка, судака, леща, ря­пушки, чудского сига, щуки, окуня и др.). На озерах много водоплавающей дичи. По Псковско-Чудскому во­доему ходят теплоходы, которые перевозят пассажиров и различные грузы.
Богата наша область и подземными водами. В виде источников они выходят на поверхность по склонам глубоких речных долин, оврагов. Особенно живописной является группа Славянских ключей в Старом Избор-ске (Печорский район). Подземные пресные воды являются основным источником водоснабжения дере­вень, поселков и городов области, колхозных и совхоз­ных животноводческих ферм.
Есть в области и минеральные подземные воды, их используют для лечения.
ПОПУЛЯРНЫЙ   КУРОРТ
Местные жители давно заметили, что возле речки Черной, которая протекает через Хилово, постоянно ощущается сильный запах тухлых яиц, а поверхность воды покрывается беловатыми пленками. Было выска­зано предположение о существовании источника на дне реки. Русло речки отвели в сторону и открыли место выхода минеральной воды и газа. Так в 1865 году были открыты хиловские серные воды,
Хиловским источником заинтересовались в Петербур­ге. Тщательное исследование минерального источника поручили провести А. П. Бородину — известному химику и знаменитому русскому композитору. Он очень высоко оценил лечебные качества хиловской воды.
Приступили к строительству курорта. Было сооруже­но небольшое здание, поставлены паровые ванны. Од­нако размеры курорта были малы, а его медицинская оснащенность недостаточна. И хотя хиловский источ­ник в газетах того времени называли «жемчужиной Севера», популярность его из года в год падала из-за низкого качества обслуживания.
Новую жизнь курорт начал после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Сейчас Хи-лово — один из популярных курортов республики. Из всех областей России приезжают сюда люди отдохнуть и поправить свое здоровье. Курорт продолжает строить­ся. Теперь ежегодно здесь получает лечение около де­сяти тысяч человек.
ПСКОВСКИЙ    СНЕТОК
Псковский снеток еще в старину имел большую из­вестность. Он находил спрос не только у местного насе­ления, но и вывозился в другие города и за границу. Снеток шел в Петербург, Москву, Ярославль, а также в Польшу, Австрию, Германию.
Снеток — озерная рыба из семейства корюшек. Дли­на его обычно не превышает 10 сантиметров, вес—12 граммов. Питается снеток главным образом планктоном (мелкими рачками). Распространен в озерах бассейнов Балтийского моря и верховьев реки Волги.
Снеток особенно вкусен в сушеном виде. Сушат его мастера в специальных печах.
Уловы снетка по годам колеблются в зависимости от планктона и потребления его теми или иными рыба­ми. Нерест снетка происходит ранней весной у берегов на песчаных грунтах с прошлогодней растительностью. Сильное зарастание береговой зоны лишает снетка мес­та нереста.
В Псковской области снеток сохранился в 10 озерах: Псковском, Чудском, Жижицком (Куньинский район), Алё (Бежаницкий район), Городновском, Каменском, Локно, Петровском (Дедовичский район), Синовце (Опочецкий район), Усвече (Пустошкинский район).
?ГОЛУБОЙ   ПАТРУЛЬ»
С марта 1970 года ё нашей стране начали действо­вать отряды «голубых патрулей». Что это за отряды, ка­кую они выполняют работу?
«Голубой патруль» — объединение школьников, лю­бителей и защитников природы, которые помогают охранять и умножать рыбные богатства страны. Членом такого объединения может стать каждый пионер, ком­сомолец, школьник.
«Голубой патруль» следит за чистотой водоемов, озе­леняет и укрепляет их берега, спасает мальков, разъяс­няет ребятам и взрослым правила рыбной ловли, сле­дит за тем, чтобы эти правила не нарушались. Под ру­ководством ученых и специалистов ребята наблюдают за развитием различных видов рыб, выполняют задания рыбоводных хозяйств.
Во главе отряда «Голубой патруль» стоит коман­дир. Отряд может делиться на дозоры. Если в школе действует несколько отрядов, создается штаб «голубых патрулей».
Ежегодно в нашей стране проводится операция по охране рыбы под девизом «Живое серебро». Руководит ею Министерство рыбного хозяйства СССР. В День ры­бака подводятся итоги этой операции. Лучшие отряды, звенья и наиболее отличившиеся школьники награжда­ются ценными подарками, им вручается нагрудный зна­чок «Голубой патруль».
Вопросы и задания:
1.  На карте европейской части СССР найдите истоки рек Вели­кой и Ловати.  Где эти реки  берут свое начало?  Куда впадают?
2.  Почему   южиую  часть   нашей   области   называют   озерным краем?
3.  Побывайте на берегу ближайшей к школе ‘реки. Какую ши­рину   имеет   пойма   реки?   Проследите,   как   происходит   весеннее половодье  на  реке, высоко  ли  поднимается  уровень  воды  в  это время по сравнению с ее уровнем в летние месяцы.
4.  Когда замерзает река в вашей  местности? Какой толщины достигает речной лед к весне?
5.  Составьте описание своей экскурсии на  ближайший водоем (реку, озеро, пруд).
ПОЧВЫ
Верхний слой поверхности земли, в котором разрас­таются корни растений и который обычно темнее и рых­лее лежащих под ним слоев, называется почвой.
В нашей местности встречаются различные почвы. В северных и восточных лесных районах преобладают песчаные почвы, в других местах чаще всего встречают­ся глинистые почвы. Верхний, дерновый слой этих почв слабо окрашен перегноем в серый цвет. Он очень неболь­шой толщины — лишь несколько сантиметров. Под ним лежит совсем светлый, почти белый слой, не содержа­щий перегноя. Такие почвы называются дерново-подзо­листыми, потому что по своей окраске они напоминают древесную золу. Дерново-подзолистые почвы наиболее характерны для нашей области, они распространены по­всеместно, где отсутствует избыточная влага.
Во всех наших почвах мало перегноя. Чтобы полу­чить на них хорошие урожаи, нужно обязательно удоб­рять эти почвы навозом, торфонавозным компостом и минеральными удобрениями.
Во многих пониженных местах встречаются бурые и черные торфянисто-болотистые почвы (вязкие). Для их использования в сельском хозяйстве приходится про­водить осушительные работы.
Чтобы изучить состав и строение почвы, вам придет­ся вырыть лопатой в окрестностях школы яму глуби­ной до метра или даже немного глубже и шириной 75—80 сантиметров. Лучше располагать яму так, чтобы одна стена ее была направлена на юг и хорошо осве­щалась солнцем. Эту стенку можно сделать отвесной. Противоположную, северную стенку для удобства лучше сделать ступенчатой. На отвесной стенке почвенной ямы хорошо будут видны цвет и строение слоев почвы, по­степенно переходящей в лежащие под нею слои глины и песка. Можно взять образцы почвы из различных сло­ев почвенной ямы и изучить в классе их состав, а "также описать строение различных почв ближайшего колхоза или совхоза, получив для этого задание и советы агро­нома.
Почвы являются одним из главных природных бо­гатств, и нужно научиться правильно ухаживать за ни­ми, чтобы они не теряли своей способности давать бо­гатые урожаи. С этой целью почвы обрабатывают и удобряют. Приходится ежегодно разрыхлять почвы и заботиться об их увлажнении или осушении.
По совету агронома в некоторые почвы для их улуч­шения вносят известь, торф и другие вещества. Для удобрения почв используют навоз, химикаты, а также
птичий помет и древесную печную золу. В сборе этих удобрений школьники также должны принимать актив­ное участие.
Вопросы и задания:
1.  Узнайте,   какие   работы   по   уходу   за   почвой   проводятся в ближайшем колхозе или совхозе. При помощи каких сельскохо­зяйственных машин ведется обработка почвы?
2.  Какие удобреяия применяются для улучшения качества почвы в вашей местности? Примите участие в сборе местных удобрений — золы, птичьего помета и т. п.
3.  Соберите образцы разных почв в окрестностях школы.
4.  Соберите коллекцию удобрений, которые используются в ва­шем колхозе Или совхозе, узнайте, как и для каких почв они при­меняются.
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Посмотрите на карту природных зон СССР. В какой цвет окрашена территория, где расположена наша об­ласть? Какие древесные растения встречаются в окрест­ностях вашей школы?
Много леса — не губи, Мало леса — береги, Нету леса — посади.
(Народная мудрость)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Северный регион.
  • Северо-восточный регион
  • Нижневеликорецкий регион.
  • Роль снежного покрова
  • Интересное