На стыке цивилизаций
Смоленско-полоцкие кривичи сформировались несколько позже в результате смешения псковских кривичей с балтским населением и, вероятно, с потомками первых славянских поселенцев, обосновавшихся в верховьях Западной Двины и Днепра. Они стали носителями более поздней археологической культуры, называемой культурой длинных курганов смоленско-полоцкого типа. На этих землях, кроме «венедских» топоформантов -ово, -ево, -ино, представлены также «вельбарские»топоформанты -ье, за-+-ъе, -ск, -ско (-цк, -цко), а также пока неизвестный нам топо-форм ант-i^i/ня.
Полоцко-смоленские кривичи и «банцеровский» топоформант -щипа
В VIII-IX веках, по причине активного расселения словен новгородских в северо-западном регионе, началась миграция отдельных групп носителей культуры псковских длинных курганов в южном направлении. Вытесняемые из своего первоначального ареала обитания носители культуры длинных курганов стали обосновываться на территориях Полоцкого Поозерья и Смоленского Поднепровья, входящих в ареал тушемлинско-банцеровской археологической культуры. Живущие на этих землях днепровские балты незадолго до того уже были разбавлены немногочисленным славянским населением — носителями археологической культуры браслетообразных сомкнутых височных колец [35].
В ареал тушемлинско-банцеровской культуры почти полностью укладывается район с повышенной концентрацией топонимов с формантом -щина. Особенно часто встречаются топоназва-ния с данным формантом (от 5 до 10% от их общего числа) в западной части этого ареала, соответствующей концентрации археологических древностей типа Банцеровщины, а в дальнейшем рассматриваемой как территория полоцких кривичей (рис. 11).
В результате миграций носителей культуры псковских длинных курганов на юг, в Полоцком Подвинье и Смоленском Под-непровье формируется новая археологическая культура-смолен-ско-полоцких длинных курганов. Ареалы смоленско-полоцких длинных курганов и псковских длинных курганов вместе составляют территорию, заселённую, согласно древнерусским летописям, кривичами — самой крупной этнографической единицей восточного славянства [35].
Согласно археологическим данным, в Полоцком Подвинье пришедшие с севера кривичи достаточно мирно уживались с родственным населением банцеровской культурной общности [14]. С другой стороны, генетическая связь между населением тушемлинс-кой культуры и пришлыми кривичами выражена в меньшей степени или даже отсутствует [43]. Вероятно, именно данным обстоятельством можно объяснить сохранение большего количества топонимов с формантом -щина именно в западной части ареала расселения смоленско-полоцких кривичей, чем в его восточной части.
С другой стороны, формирование второго крупного массива топонимов с формантом -щина, расположенного на левобережье Днепра (в бассейнах рек Сулы, Псёла и Ворсклы), вполне объяснимо переселением вниз по Днепру значительной части носителей тушемлинской археологической культуры.
Единичные топонимы с формантом -щина (или -щизна) встречаются в Польше, откуда они могли быть занесены на современную территорию Белоруссии ещё с первой волной славянского переселения. В дальнейшем этот формант, вероятно, стал использоваться для топонимообразования славянской частью населения тушемлинско-банцеровской культуры, позже превратившись в региональный вариант топонимической окраски кривичских земель. Картографирование памятников с находками сомкнутых височных колец в ареале тушемлинско-банцеровской культуры, датируемых серединой I тысячелетия н.э., показывает тесные пространственные связи с современным распространением топонимов с формантом -щина.
При этом сами смоленско-полоцкие кривичи, будучи потомками псковских кривичей, являлись носителями топонимических
формантов -ово, -ево, -ино (а также частично -ье, за-+-ье), что чётко прослеживается и в господствующей топоокраске заселённой ими территории, археологическими маркерами которой являются смоленско-полоцкие длинные курганы и браслетообразные завязанные височные кольца.
Дреговичи и «дулебский» топоформант -ичи
Известным славянским топонимическим формантом является -ичи, образованный от суффикса -ич-. Как отмечал В.А. Никонов, суффикс -ич- является одним из старейших у славян. Этот суффикс издавна вошёл в славянскую ономастику, образуя патроним (именование по имени отца, предка), очень рано расширил значения, образуя этнонимы (наименования племён -лютичи, радимичи, кривичи, вятичи и др.) и многочисленные топонимы [21].
Впрочем, топонимам с формантом -ичи нельзя приписывать исключительно патронимическое происхождение, многие из них просто указывают на место обитания и произошли подобно этнониму племени дреговичей от дрегва — «болото». Изучая географию данного топонимического форманта, В.А. Никонов почти полвека назад констатировал: «Если удастся датировать образование ареала -ичи или ареалов других главных суффиксов славянской топонимии, это даст в руки исследователю ключ к решению многих, пока загадочных вопросов древнего расселения славян, межславянских связей, а может быть, даже происхождения и «прародины» славян» [20, с. 33].
Однако сейчас, опираясь на достижения археологической науки за последние полвека, с полной уверенностью можно заявить, что суффикс -ичи является далеко не самым древним топонимическим формантом славян. Массовое использование суффикса -ичи в качестве топонимического форманта в славянском мире ограничено в основном территорией Республики Беларусь и смежных областей России и Украины. Таким образом, данный топонимический формант следует скорее считать не общеславянским, а региональным (рис. 12).
Район наибольшей концентрации топонимов с формантом -ичи приходится на ареал расселения древнерусского племени
дреговичей, а также в меньшей степени родственных дреговичам племён дулебской группы: волынян, древлян и полян. Отсюда данный формант, по всей видимости, распространился на смежные территории (земли радимичей и смоленско-полоцких кривичей) благодаря более поздним переселениям из данного ареала. То есть данный топонимический формант с полным основанием можно назвать «дулебским» или даже «дреговичским», датируя его образование периодом формирования отдельных дулебских племён (т.е. не ранее VIII века).
Впрочем, судя по всему, у топоформанта -ичи, родившегося в восточной части ареала пражско-корчакской культуры, имелся более древний предшественник — пражский формант -ице (или -ща/-щы). С другой стороны, на севере и северо-западе Европейской России могла легко происходить и обратная замена этих формантов: от -ичи к -ицы. Объясняется это специфической особенностью ряда севернорусских говоров — «цоканьем», т.е. заменой звука «ч» на «ц» (последнее вполне может быть наследием финно-угорского субстрата на этих землях).
Словене ильменские и «пражские» топоформанты -ица, -ицы
С конца VI — начала VII века в Европе наступает потепление, что привело к значительному уменьшению увлажнённости, понижению уровней озёр и рек, усыханию и сокращению болот. Соответственно, складываются благоприятные условия для земледельческого освоения речных пойм [29]. В этот период в Псков-ско-Новгородском регионе формируется новая археологическая культура, получившая название — культура сопок Приильменья (новгородских сопок). Для обозначения потомков носителей культуры сопок в последующем закрепился этноним словене ильменские (или словене новгородские).
Носители культуры сопок выбирали для мест своего обитания участки, наиболее привлекательные для пашенного земледелия. Так, на северо-западе Европейской России районы концентрации сопок привязаны к дерново-карбонатным почвам, или к плодородным аллювиальным землям речных и озёрных долин [28, 35].
Согласно современным представлениям В.В. Седова, предки словен ильменских прибыли в Псковско-Новгородский реги-
он в результате миграционного передвижения славян в середине I тысячелетия [37]. И хотя культура новгородских сопок сформировалась несколько позже, она имела местные корни. Как и носители культуры псковских длинных курганов, данная группа славян вышла, предположительно, из земель Среднего Повисле-нья, и продвигалась почти теми же путями и направлениями [33]. Некоторые археологические наблюдения, подтверждённые антропологическими данными, указывают на связи Приильменья с Польским Поморьем [3, 9, 27].
Ареал расселения носителей культуры сопок частично на-ложился на территории, ранее заселённые носителями культуры псковских длинных курганов. Первоначально славяне культуры сопок проживали чересполосно с предшествующим им славянским населением, но со временем носители культуры длинных курганов были вынуждены принять культуру сопок [37]. Кроме того, в этногенезе словен новгородских приняли участие местные фин-ноязычные племена, особенно по мере расселения словен далеко за пределы ареала культуры длинных курганов.
Купить прямые офисные столы недорого.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56