На стыке цивилизаций
Приведём ещё один пример. Историки, работающие с летописными источниками, знают, что поляне считаются родственными ляхам-полякам. Из того же рода ляхов вышли летописные братья Радко и Вятко, якобы, давшие имена славянским племенам радимичей и вятичей. Однако, квази-патронймический формант -ичи широко применяется в древнерусских источниках для обозначения самых разных народов (например, русичи, немчи-чи, мордовичи и др.), и совсем не является свидетельством о происхождении названия племени от имени родоначальника.
Как считают археологи, в действительности же вятичи родственны северянам и вышли из антской среды. Готы, как и другие германцы, называли антов венедами [37]. Последнее означает, что не исключено происхождение племенного названия вятичей от этнонима «венеды», о чём, например, писала Мария Гим-бутас [7J. Согласно другой версии, это название произошло от праславянского слова vet — «мокрый, влажный» [25].
«Вельбарские» топоформанты за-, -ье (-ьи) в Восточной Европе
Вместе с рассмотренными нами ранее формантами -ск, -ско (-цк, -цко) в пределах ареала вельбарской культуры достаточно распространёнными являются форманты -ье, -ьи. Пояс повышенной концентрации топонимов с формантами -ье, -ьи (5-8%) протянулся по северу Польши от устья реки Одры (Одера) через всё Польское Поморье в Мазовию, и далее закручивается в Малую Польшу и Верхнюю Силезию (рис. 10).
Вне Польши эти форманты встречаются нередко в названиях селений Хорватии (до 8-10% топонимов) и на юге Болгарии (до 6-7%). Однако наибольшей концентрацией топонимов с формантами -ье, -ьи (6-10%) в пределах собственно ареала вельбарской культуры отличается Западное Полесье (как белорусское, так и украинское). Причём, в Западном Полесье данные топонимические суффиксы наиболее часто сопровождаются префиксом за-, который едва можно считать часто используемым в польской топонимии (исключением является лишь более-менее популярное название Zalesie).
Западное Полесье послужило началом для нового пояса топонимов с формантами за-+-ье и -ье, протянувшегося на северо-восток Белоруссии вдоль возвышенностей Белорусской гряды. Не исключено, что славяне вельбарской культуры, являющиеся носителями данных топоформантов, появились здесь уже в середине I тысячелетия н.э., т.е. в период первой волны славянского переселения. Вполне вероятно, что данные славяне впервые занесли на эти земли предметы среднеевропейского происхождения, заимствованные до того в Римской империи.
На северо-востоке Белоруссии доля топонимов с формантами -ье, -ъи достигает своего максимума в Полоцком Поозерье, к югу от Западной Двины (до 12-15% от всех топоназваний). В соседнем Смоленском Поднепровьедоля аналогичных топонимов достигает только 7-10%. Возможно, что названный район повышенной концентрации данных топонимов сформировался в более позднее время, например, в эпоху формирования культуры смоленско-полоцких длинных курганов, т.е. с VIII века.
Следующий район концентрации топонимов с формантами за-+-ье и -ье приходится на Псковско-Новгородский регион, причём охватывает преимущественно северную и восточную часть ареала культуры псковских длинных курганов, где в дальнейшем произошло становление культуры новгородских сопок.
Пока лишь можно предположить, что носители данных топоформантов обосновались здесь вместе с венедами в результате первой волны славянского переселения в середине I тысячелетия н.э. Доказательством этому могут послужить обнаруженные на северо-западной и северо-восточной окраинах ареала псковских длинных курганов предметы провинциально-римского происхождения. Таким образом, потомки вельбарского населения могли не только вместе с венедами принять участие в формировании культуры псковских длинных курганов, но и стать «благодатной почвой» для становления возникшей на этих землях в VIII веке культуры новгородских сопок.
В заключение отметим такой интересный факт. В центре Причудского ареала топонимов с «вельбарскими» формантами расположен город Гдов, в названии которого можно обнаружить
тот же корень, что и в имени польского города Гданьск. Вместе с тем, такая же основа характеризует большое количество топонимических названий Пруссии, Литвы и Латвии. Ряд учёных ранее видели в этом корне имя германского народа «готы» (или «гуды»). Однако сейчас наиболее признанной является точка зрения, что данная топооснова имеет балтийское происхождение, и вероятно происходит от прусского слова gudde — «кустарник», «лес» (или, возможно, «болото») [40, с. 45].
Глава 4. МЕЧЕНЫЕ АТОМЫ СЛАВЯНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНИЙ
Псковские кривичи и «венедские» топоформанты -ово, -ево, -ино
Л.Н. Гумилёв предполагал, что кривичи появились в Восточной Европе в результате второй славянской переселенческой волны с берегов Лабы (Эльбы) на рубеже VIII-IX веков. Об этом, по его мнению, свидетельствуют этнонимы: имена старых славянских племён оканчиваются на -яне (поляне, древляне, северяне), а вновь прибывших — имеют формант -ичи (кривичи, радимичи, дреговичи) [10].
Вопрос о происхождении названия «кривичи» не является решённым, и до сих пор вызывает споры в научных кругах. В начале XX века русский историк А. Нечволодов констатировал, что «в Волковском лесу, на возвышенной местности, откуда берут начало почти вес великие Русские реки, было расселено племя Кривичей, так называвшееся по причине большой кривизны рек, на которых они жили» [19, с. 78].
Имя «кривичи» соответствует латышскому названию русских (krievs), или же всех восточных славян, в частности, белорусов (baltkrievs). В Латвии существуют древние местные названия, связанные с этим именем, например, высшая точка Курземе-гора Криеву-калнс («Русская гора») [22, с. 41]. Этот этноним свидетельствует о давнем соприкосновении балтеких племён (предков латышей и литовцев) с кривичами. Белорусские источники предлагают ещё одну версию, связывающую этноним «крыв1чы» со словом «крэуныя» («близкий по крови») [18].
Существует даже балтекая версия происхождения племенного названия «кривичи» — от имени балтекого бога или легендарного родоначальника Креве (или же от языческого литовского жреца Криве-Кривейте). При этом историки иногда обращают внимание на отсутствие кривичей в летописном списке славянских племён, якобы пришедших с Дуная. К тому же кривичи не попали ни в перечень племён, чей язык «словенск есть», ни в список племён, говорящих «на своих языках» [1, с. 96].
Впрочем, В.В. Седов, который категорически выступает против неславянской (балтской) принадлежности кривичей, не отрицает смешения их с балтским населением. Дело в том, что предки кривичей в ходе своего переселения из Центральной Европы (с территории современной Польши или даже востока Германии) прошли через земли, заселённые балтскими племенами, и даже частично осели на ранее балтских территориях.
Археологи выделяют две группы кривичей — псковскую и смоленско-полоцкую, что соответствует различиям в этническом субстрате, т.е. населению, проживавшему на этих землях до прихода славян. Псковские кривичи — потомки носителей культуры длинных курганов, смешавшиеся в бассейнах озёр Ильмень и Псковско-Чудского с местным финно-угорским населением.
Ареал концентрации псковских длинных курганов южнее Псковского озера в полной мере соответствует обширному массиву топонимов с «венедскими» формантами -ово, -ево, -ино, где их доля сейчас превышает 50-60%. Этот массив охватывает Бе-жаницкую возвышенность, запад Судомской возвышенности и почти полностью бассейн реки Великой. Понижение доли топонимов данной группы до 30-40% в других частях ареала псковских длинных курганов (в северной части Псковской области, в бассейне Меты и на Валдайской возвышенности в Новгородской области) вполне увязывается с более поздними перемещениями на эти земли другой группы славян. Данные славяне, являющиеся носителями культуры сопок, не только создавали свои собственные поселения на этих землях, но и, как свидетельствуют археологи, вытесняли местное население — носителей культуры псковских длинных курганов.
Северная граница господства «венедских» топоформантов -ово, -ево, -ино на территории Псковской области является одновременно и лингвистическим рубежом — между «окающими» гдов-скими и новгородскими говорами к северу и «акающими» псковскими — к югу. Вероятнее всего, севернорусское «оканье» было занесено на север современной Псковской области новгородскими словенами — потомками носителей культуры сопок. С другой стороны, говоры к югу от Пскова отличаются не только наличи-
ем южнорусских и белорусских черт, но и обладают древнейшими чертами, связывающими их с диалектами Польского Поморья. Это, например, произношение форм типа вегли вместо вели, жагло вместо окало, неразличение шипящих и свистящих, переход звука съхъ словах спрахывать, мяхо [13].
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56