На стыке цивилизаций
В результате первой волны славянского миграционного передвижения крупные массы выходцев из Повисленья расселились в Полоцком Подвинье, Смоленском Поднепровье и далее на востоке в Волго-Клязьминском междуречье. Западную часть этих обширных пространств охватывал ареал тушемлинско-банцеров-ской культуры, ранее заселённый днепровскими балтами [31]. Считается, что здесь пришлые славяне не создавали собственных поселений, а подселялись к уже существующим, основанным местным балтским населением [35].
Тем не менее, всё же существует переходный «венедский мостик» между Польшей и Центральной Россией, протянувшийся с юго-запада на северо-восток Белоруссии, где доля топонимов с «венедскими» формантами составляет от 10 до 20%. Причём этот «мостик» почти строго соответствует возвышенностям Белорусской гряды, что подтверждает отмеченный археологами характер миграции славян первой волны (т.е. на рубеже IV-V веков).
Доля топонимов с формантами -ово, -ево, -ино вновь повышается в Белорусском Поозерье (особенно в Витебском Поозерье -до 30% и выше), которое в ранее средневековье являлось западной частью ареала формирования археологической культуры брасле-тообразных сомкнутых височных колец, а в дальнейшем — культуры смоленско-полоцких длинных курганов. Обе данные археологические культуры отождествляются нами с данными топонимическими формантами. Однако славяне почти до конца I тысячелетия н.э. не составляли большинства на этих землях, чем и объясняется пониженная доля топонимов с данными формантами.
Иная ситуация сложилась в восточной части данного региона (Верхневолжье и Москворечье), ранее заселённого носителями позднедьяковской археологической культуры. Пришлое славянское население здесь было более многочисленным, и стало активно распространять свою культуру на восточную часть Волго-Окско-го междуречья и Среднего Поволжья, заселённого волжско-финс-кими племенами (меря, мурома и др.). В итоге славянское население, осевшее в Верхневолжье и Волго-Окском междуречье, постепенно славянизировало местные финно-угорские племена и стало ядром древнерусского населения Северо-Восточной Руси. В IX-X
веках данная группа славян (т.н. Ростово-Суздальской ветви) расселяется к северу, вплоть до южных берегов Белого озера [35].
Поэтому неслучайно, что доля топонимов с «венедскими» формантами достигает максимума (до 70% и выше) в восточной (ранее — Ростово-Суздальской) части своего ареала. Ареал, где топонимы с данными формантами составляют более половины географических названий, охватывает почти полностью Московскую, Ярославскую и Владимирскую области, южные части Псковской и Тверской областей, восточную часть Смоленской области, западные части Костромской и Ивановской областей, а также смежные части прилегающих областей.
Также в середине I тысячелетия н.э. крупные массы славянского населения оседают в бассейнах озёр Псковского и Ильмень, ранее заселённых прибалтийско-финскими племенами. Район расселения данной группировки славян соответствует хорошо изученному археологами ареалу культуры псковских длинных курганов [31, 36]. Археологи нашли аналогии между древностями псковских длинных курганов и памятниками суковско-дзедзицкой культуры [35]. Миграционные волны славян прошли через земли западнобалтс-ких племён, и втянули в себя группы неславянского населения, чем объясняется наличие в ареале псковских длинных курганов гидро-нимии и прочих атрибутов балтского происхождения [2,30]. В формировании культуры псковских длинных курганов приняло участие и местное прибалтийско-финское население [32].
Таким образом, значительная часть ареала расселения носителей культуры псковских длинных курганов (особенно в бассейне р. Великой), а также славян — носителей археологической культуры браслетообразных сомкнутых височных колец, соответствует району наибольшей концентрации топонимов с формантами -ово, -ево, -ино. Исходя из этого, можно сделать предположение, что среднерусские форманты -ово, -ево, -ино были занесены славянскими переселенцами первой волны и стали служить для топонимо-образования на этих землях с V века, т.е. являются самыми ранними в Центральной России. Очевидно, что распространение этих топонимических формантов на соседних (первоначально неславянских) территориях происходило параллельно с расширением Московского княжества вплоть до последней четверти XV века.
Однако после включения в состав Московского Великого княжества Новгородской земли, а затем и южнорусских территорий, форманты -ово, -ево, -ино перестали быть единственными в топонимии расширившегося государства, хотя эти форманты и сумели создать к этому времени колоссальный массив топонимов почти без присутствия иных формантов. Тем не менее, данный формант распространялся и позже вследствие миграций населения за пределы собственно московских земель.
Гуды — это готы-германцы или славяне?
Известно, что литовцы долгое время называли своих южных соседей славян-белорусов гудами (лит. Gudas — «белорус») -именем, производным от этнонима «готы». Связано это с тем, что в течение столетий юго-западными соседями предков литовцев было население вельбарской культуры Ойума, которое по главенствовавшему этносу именовалось готами, хотя в его составе всё же доминировали славяне. И когда собственно готы-германцы покинули Мазовию, Подлясье и Волынь, предки литовцев перенесли этноним готы на коренных жителей — славян [34, 37].
Известный литовский археолог и этнограф Мария Гимбутас [7] приводит многочисленные примеры заимствования в славянские (в т.ч. в русский) языки слов готского происхождения: xyza -дом, hlevu — конюшня, загон для скота (вероятно, от готского слова «hlaiv» — могила), hlebu — хлеб, буханка, bljudo — блюдо, kotitu -котелок, dulgu — долг, lihva — доход, penedzi — деньги, монеты (например, в польском языке), meci — сабля, vitedzi -рыцарь, витязь, troba — труба и др. От готов, живших вдоль Дуная, на территории современной Болгарии, славяне переняли слова vino — вино, vinogradu — виноградник, smoky — смоковница, инжир и др.
Археолог В.В. Седов [37] полагает, что переселение готов в северное Причерноморье происходило в два этапа. Первая волна переселения пришлась на последние десятилетия II века н.э., вторая волна — на середину III века н.э. Обе переселенческих волны способствовали формированию и развитию Черняховской археологической культуры, локализованной в северном Причерноморье. Дело в том, что вместе с германцами-готами в этой миг-
рации участвовали и многочисленные славяне — потомки носителей пшеворской культуры Повисленья, позже от готов принявшие множество элементов вельбарской культуры.
Рассказывая о переселении готов к Понтийскому морю, историк Иордан говорил о двух ветвях готов — везеготах и острого-тах. Большинство исследователей до сих пор полагает, что это был результат географического размежевания. Так, везеготы осели к северу от нижнего Дуная, и отсюда, якобы, произошло их название — «западные готы», т.е. вестготы. Остроготы поселились в восточных землях северного Причерноморья, от чего получили название «восточные» — остготы.
Однако В.В. Седов считает, что везеготами назывались носители вельбарских древностей первой волны миграции готов. Они поселились в последних десятилетиях II века на правобережье Днестра и несколько западнее и заложили основы Готии. Вандалы называли везеготов «трулами», то есть «днестровцами» (Трул — одно из древних названий Днестра). Согласно Иордану, остроготы принадлежали к другому племени — они вышли из знатнейшего рода Амалов, в то время как везеготы происходят из рода Балтов. Вероятно, остроготы составили основу второй волны миграции вельбарского населения. Готы второй миграционной волны, по-видимому, смешались с везеготами и подчинились им [37].
Незадолго до того А.И. Попов обратил внимание на другие названия остроготов и визиготов. Остроготы также назывались грейтунгами, т.е. «степными жителями» (то же, что и «поляне»), а визиготы — тервингами, т.е. «лесными жителями» (то же, что и «древляне»). Известный топонимист подчеркнул, что такое деление «совершенно совпадает с разделением спустя несколько столетий обитавших примерно на этих же приднепровских землях славянских племён (поляне и древляне русской Начальной летописи)». Он считал, что это «показывает силу воздействия географических обстоятельств на образование наименований различных по происхождению племенных групп, попадающих в одинаковые природные условия одной и той же местности» [22, с. 25]. Но, может быть, это является примером не только географической, но и этнической преемственности?
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56