На стыке цивилизаций
Таким образом, можно сделать вывод о становлении топонимических формантов -ки, -ка в ареале волынцевской культуры. Данные топоформанты мы вправе назвать «волынцевскими», а также «древнерусскими», что должно напоминать о связи региона формирования волынцевской культуры с первоначальной (летописной) территорией Русской земли.
Глава 3. РАННИЕ МИГРАЦИИ СЛАВЯН: ВЕНЕДЫ И ГУДЫ
Кто такие венеды?
В.В. Седов называет славянское население пшеворской археологической культуры «венедами», соглашаясь с античными авторами, фактически отождествляющими славян и венедов. В качестве одного из аргументов известный археолог приводит название славян, которым до сих пор пользуются в Германии — венды. В частности, именно так немцы называют сохранившийся до сих пор небольшой славянский народ, проживающий в федеральных землях Бранденбург и Саксония -лужицких сербов (или сорбов). Кроме того, в Германии нередко перед названием селения нередко приписывают Wendish, Windish. Это значит, что первоначальными жителями здесь были славяне, впоследствии онемечившиеся [22].
Но оказывается, что таким же названием славян пользуются прибалтийско-финские народы. Например, эстонцы называют русских «vene, venelane, venelainen», а Россию — «Venemaa» (а в фольклоре иногда даже «Venedemaa»). Аналогичное название русских используется и в финском языке — «venaja» или «venalainen».
Венеды (венды, венеты, энеты) — это этноним одного из древнейших племён европейской цивилизации. До сих пор не выяснено окончательно, кто именно были они, кто из современных народов ближе всего к венедам в генетическом отношении. Право родства пытаются оспорить многие: и славяне, и кельты, и итальянцы, и германцы. Каждая из сторон приводит свои аргументы. Например, словенский учёный и писатель Матей Бор сумел расшифровать древние венедские надписи и тем самым доказал их славянское (словенское) происхождение [41]. Каждому учёному хотелось бы внести решающий вклад в изучение этой спорной проблемы.
Начиная с Гомера (VIII в. до н.э), название энеты (enetoi) связывается с легендарным Энеем, «предводителем троян» в годы Троянской войны [8]. Согласно «Энеиде» римского поэта Вергилия, жившем в I веке до н.э., вождю троянцев было суждено после долгих странствий приплыть в Италию, где он основал город Рим (названный именем его жены Ромы) и куда перенёс богов из Трои. Сын Энея Юл был основателем династии Юлиев, к которой при-
наддежал Юлий Цезарь [4]. Более популярной является другая версия, что Рим был основан намного позже, но всё равно потомками троянца Энея — братьями-близнецами Ромулом и Ремом.
Существует и такая легенда, что внук Энея Брут с группой соплеменников высадился на острове Альбион. В честь своего предводителя троянцы нарекли остров Британией, а себя — бриттами. Вскоре на реке Темзе был основан прекрасный город -Новая Троя, который впоследствии стал называться Лондоном [6]. По другой легенде, нынешнюю Венецию также основали эне-ты, после Троянской войны переселившиеся в Иллирию и назвавшие основанный ими город по имени своего старейшины — «храброго Венета», павшего под Троей [17].
Венеды описываются в «Гетике» летописца готского происхождения Иордана (VI в. н.э.). Они же называются им славянами и антами, так как вес они, по его мнению, произошли из одного корня [12]. Комментарии Иордана легли в основу многовековой традиции, считающей венедов предками славян.
Так, например, В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) разделял мнение о происхождении славян от «генетов», пришедших в Европу после разгрома Трои. С ними же он связывал происхождение дунайских славян и основателей города Новгород, которых соседи-финны прозвали «венеляйн» [39].
Прибалтийские венеды
Таким образом, известно несколько ареалов проживания венедов (венетов, энетов) в разные исторические эпохи: энеты на северном побережье Малой Азии (ныне — Турция) и по нижнему течению Дуная (современная Болгария), венеты на полуострове Бретань (ныне — Франция) и на побережье Адриатического моря (область Венето в Италии), и, наконец, венеды на южном побережье Балтийского моря.
Вероятнее всего, собственно к славянам имеет отношение только имя «венеды» (Venedi), которое использовали римские историки, опираясь на германские источники. Но, находясь под влиянием созвучных ему названий народов, проживающих по соседству (Veneti на Адриатическом побережье и в северо-западной Галлии), латинские авторы несколько видоизменили его, и с тех пор названия «венеды» и «венеты» воспринимаются как равнозначные [22].
Соответственно, особый интересу нас должны вызывать именно те венеды, которые проживали на южном побережье Балтийского моря, которые с большой вероятностью могут быть отнесены к славянам (или праславянам). Эти венеды упоминаются ещё римскими историками Тацитом и Плинием, а ареал их проживания впервые показан на карте Европейской Сарматии в «Географии» Птолемея. На той же карте нанесены Венедский залив и Венедское нагорье (примерно на северо-востоке современной Польши) [42, с. 20].
Так же известно, что в Х-ХП веках на южном побережье Балтики (в то время Венедского моря), где проживали поморяне, варии и руги, получила развитие венедская цивилизация, где процветали торговые города Волин (Винетта), Старград, Щецин, а весь этот регион известен под названием Виндланд. Поморские венеды вели постоянные войны с германцами, но последние одерживали победу и разрушили славянские города.
О «пребогатом купеческом городе и пристани Винетта», «от венедов созданный и проименованный» упоминал также М.В. Ломоносов. Этот славянский город, расположенный в устье реки Одры «превосходил величием все иные города европейские». Он процветал до тех пор, пока его не разрушили датчане, давние конкуренты славян на Балтике. И, наконец, известный русский историк Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.) собрал все известные факты о венедах, живших на Одре и Висле, о Венедском море и городе Винетте [41].
Частью этих прибалтийских славян могли быть племена, оставившие на территории современной Латвии название реки Вента (в средневековых источниках — Венда) и схожие гидронимы и топонимы на соседних территориях (например, Венден — старое название города Цесис). В.В. Седов считает, что переселение славян-венедов в бассейн реки Венты произошло в VI-VII веках, и здесь (в северной части Курземе) вплоть до XIX века сохранялась этнографическая группа латышей, называвшаяся «вентинами». Но с XI века под давлением куршей венеды должны были переселиться в северо-восточном направлении — в район современного Цесиса. Здесь они были ассимилированы местными балтскими племенами, и произошло это предположительно в XIII веке [35].
«Венедские» топоформанты -ово, -ево, -ино в Восточной Европе
Ещё во время существования пшеворской культуры наметились диалектно-племенные различия между северной и южной группами ранних славян, проявившиеся в полной мере в эпоху раннего средневековья [37]. Расположенные к северо-западу от пражско-корчакской культуры земли суковско-дзедзицкой культуры (протянувшиеся к западу от среднего течения Вислы вплоть до устья Эльбы), судя по всему, стали первоначальным очагом для распространения топонимических формантов -ово, -ево, -ино.
Так, поныне на территории Польши чётко прослеживается граница между господством топонимических формантов -ово, -ево, -ино (на севере страны, где доля топонимов с этими формантами составляет от 20 до 35%) и -ов, -ев, -ин (в южной части Польши), которую можно считать основным рубежом в польской топонимии (рис. 9).
Первая миграция славян из бассейнов Одера и Вислы датируется рубежом IV и V веков или первой половиной V века. В.В. Седов относит славянских переселенцев, вышедших из Среднего Повисленья в середине I тысячелетия н.э., к венедской группе, т.е. ведущих своё происхождение от «венедов» позднеримского времени (славян пшеворской культуры) [37]. Поэтому топонимические форманты -ово, -ево, -ино можно вполне назвать «венедскими».
Причиной массового передвижения славян стало длившееся более века похолодание, начавшееся в конце IV века и сопровождающееся увеличением осадков. Изменение климата вызвало трансгрессию Балтийского моря, повышение уровня рек, озёр и разрастание болот. Затопление плодородных пойм, с одной стороны, и относительная перенаселённость в бассейнах Вислы и Одера, с другой стороны, вызвало массовые миграции славянского населения из Среднего Повисленья в северо-восточном направлении [35, 37].
Данная миграция происходила по возвышенным местам (не ниже 150 м над уровнем моря), т.е. по наиболее сухим и недоступным для наводнений территориям [35]. Соответственно, не трудно проследить маршрут передвижения славян первой волны — это ледниково-озёрные гряды (Балтийская, а затем Белорусская), тянущиеся от Польского Поморья до Валдайской и Смоленско-Московской возвышенностей.
Грузчики в могилев gruzowoz.by.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56