Поиск по сайту

На стыке цивилизаций

Таким образом, можно сделать вывод о становлении топо­нимических формантов -ки, -ка в ареале волынцевской культу­ры. Данные топоформанты мы вправе назвать «волынцевскими», а также «древнерусскими», что должно напоминать о связи реги­она формирования волынцевской культуры с первоначальной (летописной) территорией Русской земли.
Глава 3. РАННИЕ МИГРАЦИИ СЛАВЯН: ВЕНЕДЫ И ГУДЫ
Кто такие венеды?
В.В. Седов называет славянское население пшеворской архе­ологической культуры «венедами», соглашаясь с античными ав­торами, фактически отождествляющими славян и венедов. В каче­стве одного из аргументов известный археолог приводит название славян, которым до сих пор пользуются в Германии — венды. В частности, именно так немцы называют сохранившийся до сих пор небольшой славянский народ, проживающий в федеральных зем­лях Бранденбург и Саксония -лужицких сербов (или сорбов). Кро­ме того, в Германии нередко перед названием селения нередко при­писывают Wendish, Windish. Это значит, что первоначальными жителями здесь были славяне, впоследствии онемечившиеся [22].
Но оказывается, что таким же названием славян пользуются прибалтийско-финские народы. Например, эстонцы называют русских «vene, venelane, venelainen», а Россию — «Venemaa» (а в фольклоре иногда даже «Venedemaa»). Аналогичное название рус­ских используется и в финском языке — «venaja» или «venalainen».
Венеды (венды, венеты, энеты) — это этноним одного из древ­нейших племён европейской цивилизации. До сих пор не выясне­но окончательно, кто именно были они, кто из современных наро­дов ближе всего к венедам в генетическом отношении. Право род­ства пытаются оспорить многие: и славяне, и кельты, и итальян­цы, и германцы. Каждая из сторон приводит свои аргументы. На­пример, словенский учёный и писатель Матей Бор сумел расшиф­ровать древние венедские надписи и тем самым доказал их славян­ское (словенское) происхождение [41]. Каждому учёному хотелось бы внести решающий вклад в изучение этой спорной проблемы.
Начиная с Гомера (VIII в. до н.э), название энеты (enetoi) свя­зывается с легендарным Энеем, «предводителем троян» в годы Троянской войны [8]. Согласно «Энеиде» римского поэта Верги­лия, жившем в I веке до н.э., вождю троянцев было суждено после долгих странствий приплыть в Италию, где он основал город Рим (названный именем его жены Ромы) и куда перенёс богов из Трои. Сын Энея Юл был основателем династии Юлиев, к которой при-
наддежал Юлий Цезарь [4]. Более популярной является другая вер­сия, что Рим был основан намного позже, но всё равно потомками троянца Энея — братьями-близнецами Ромулом и Ремом.
Существует и такая легенда, что внук Энея Брут с группой соплеменников высадился на острове Альбион. В честь своего предводителя троянцы нарекли остров Британией, а себя — брит­тами. Вскоре на реке Темзе был основан прекрасный город -Новая Троя, который впоследствии стал называться Лондоном [6]. По другой легенде, нынешнюю Венецию также основали эне-ты, после Троянской войны переселившиеся в Иллирию и назвав­шие основанный ими город по имени своего старейшины — «храб­рого Венета», павшего под Троей [17].
Венеды описываются в «Гетике» летописца готского проис­хождения Иордана (VI в. н.э.). Они же называются им славянами и антами, так как вес они, по его мнению, произошли из одного корня [12]. Комментарии Иордана легли в основу многовековой традиции, считающей венедов предками славян.
Так, например, В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) разделял мне­ние о происхождении славян от «генетов», пришедших в Европу после разгрома Трои. С ними же он связывал происхождение ду­найских славян и основателей города Новгород, которых сосе­ди-финны прозвали «венеляйн» [39].
Прибалтийские венеды
Таким образом, известно несколько ареалов проживания венедов (венетов, энетов) в разные исторические эпохи: энеты на северном побережье Малой Азии (ныне — Турция) и по нижнему течению Дуная (современная Болгария), венеты на полуострове Бретань (ныне — Франция) и на побережье Адриатического моря (область Венето в Италии), и, наконец, венеды на южном побе­режье Балтийского моря.
Вероятнее всего, собственно к славянам имеет отношение толь­ко имя «венеды» (Venedi), которое использовали римские историки, опираясь на германские источники. Но, находясь под влиянием со­звучных ему названий народов, проживающих по соседству (Veneti на Адриатическом побережье и в северо-западной Галлии), латинс­кие авторы несколько видоизменили его, и с тех пор названия «ве­неды» и «венеты» воспринимаются как равнозначные [22].
Соответственно, особый интересу нас должны вызывать имен­но те венеды, которые проживали на южном побережье Балтийско­го моря, которые с большой вероятностью могут быть отнесены к славянам (или праславянам). Эти венеды упоминаются ещё римски­ми историками Тацитом и Плинием, а ареал их проживания впер­вые показан на карте Европейской Сарматии в «Географии» Пто­лемея. На той же карте нанесены Венедский залив и Венедское наго­рье (примерно на северо-востоке современной Польши) [42, с. 20].
Так же известно, что в Х-ХП веках на южном побережье Балтики (в то время Венедского моря), где проживали поморяне, варии и руги, получила развитие венедская цивилизация, где про­цветали торговые города Волин (Винетта), Старград, Щецин, а весь этот регион известен под названием Виндланд. Поморские венеды вели постоянные войны с германцами, но последние одер­живали победу и разрушили славянские города.
О «пребогатом купеческом городе и пристани Винетта», «от венедов созданный и проименованный» упоминал также М.В. Ло­моносов. Этот славянский город, расположенный в устье реки Одры «превосходил величием все иные города европейские». Он процве­тал до тех пор, пока его не разрушили датчане, давние конкуренты славян на Балтике. И, наконец, известный русский историк Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.) собрал все известные факты о венедах, живших на Одре и Висле, о Венедском море и городе Винетте [41].
Частью этих прибалтийских славян могли быть племена, ос­тавившие на территории современной Латвии название реки Вен­та (в средневековых источниках — Венда) и схожие гидронимы и топонимы на соседних территориях (например, Венден — старое название города Цесис). В.В. Седов считает, что переселение сла­вян-венедов в бассейн реки Венты произошло в VI-VII веках, и здесь (в северной части Курземе) вплоть до XIX века сохранялась этног­рафическая группа латышей, называвшаяся «вентинами». Но с XI века под давлением куршей венеды должны были переселиться в северо-восточном направлении — в район современного Цесиса. Здесь они были ассимилированы местными балтскими племена­ми, и произошло это предположительно в XIII веке [35].
«Венедские» топоформанты -ово, -ево, -ино в Восточной Европе
Ещё во время существования пшеворской культуры намети­лись диалектно-племенные различия между северной и южной группами ранних славян, проявившиеся в полной мере в эпоху раннего средневековья [37]. Расположенные к северо-западу от пражско-корчакской культуры земли суковско-дзедзицкой куль­туры (протянувшиеся к западу от среднего течения Вислы вплоть до устья Эльбы), судя по всему, стали первоначальным очагом для распространения топонимических формантов -ово, -ево, -ино.
Так, поныне на территории Польши чётко прослеживается гра­ница между господством топонимических формантов -ово, -ево, -ино (на севере страны, где доля топонимов с этими формантами состав­ляет от 20 до 35%) и -ов, -ев, -ин (в южной части Польши), которую можно считать основным рубежом в польской топонимии (рис. 9).
Первая миграция славян из бассейнов Одера и Вислы датиру­ется рубежом IV и V веков или первой половиной V века. В.В. Се­дов относит славянских переселенцев, вышедших из Среднего Повисленья в середине I тысячелетия н.э., к венедской группе, т.е. ведущих своё происхождение от «венедов» позднеримского вре­мени (славян пшеворской культуры) [37]. Поэтому топонимичес­кие форманты -ово, -ево, -ино можно вполне назвать «венедскими».
Причиной массового передвижения славян стало длившееся более века похолодание, начавшееся в конце IV века и сопровожда­ющееся увеличением осадков. Изменение климата вызвало транс­грессию Балтийского моря, повышение уровня рек, озёр и разрас­тание болот. Затопление плодородных пойм, с одной стороны, и относительная перенаселённость в бассейнах Вислы и Одера, с дру­гой стороны, вызвало массовые миграции славянского населения из Среднего Повисленья в северо-восточном направлении [35, 37].
Данная миграция происходила по возвышенным местам (не ниже 150 м над уровнем моря), т.е. по наиболее сухим и недо­ступным для наводнений территориям [35]. Соответственно, не трудно проследить маршрут передвижения славян первой волны — это ледниково-озёрные гряды (Балтийская, а затем Белорусская), тянущиеся от Польского Поморья до Валдайской и Смоленско-Московской возвышенностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Изменение границ Псковской земли
  • Демографические процессы: численность, миграция, половозрастная структура
  • Самые известные исторические места Пскова
  • Интересное