На стыке цивилизаций
14. Манаков А.Г., Иванова Т.М. Политические субкультуры Псковской области // Социологические исследования («СОЦИС»), 2000, № 8. С. 48-53.
15. Манаков А.Г. Кузнецова Е.В., Яцеленко И.В. Некоторые особенности политической культуры населения Себежского района Псковской области // Социальные и экологические проблемы Балтийского региона. Часть 2. Псков: Изд. ПГПИ при содействии ОЦНТ, 2001. С. 103-114.
16. Манаков А.Г. Нечаева М.Н.. Никифорова И.А. Идентичность и культурные границы: результаты исследования в Гдовском районе Псковской области // Северо-Запад России: взаимодействие общества и природы. Часть 2. Псков: Изд. ПГПИ при содействии ОЦНТ, 2001. С. 15-23.
17. Орачева О.И. Региональная идентичность: миф или реальность? // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. М.: МОНФ, 1999. С. 36-43.
18. Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердников К.В., Кравцова А.Р., Осино-ва B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000.
19. Русская диалектология / Под ред. Аванесова Р.И., Орловой В.Г. М.: Наука, 1964.
20. Русская диалектология /Под ред. Касаткина Л. Л. М.: Просвещение, 1989.
21. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.
22. Смирнягин Л. В. Территориальная морфология российского общества как отражение региональною чувства в русской культуре // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. М.:МОНФ, 1999. С. 108-115.
23. Хоруженко КМ. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этнокультурные рубежи нередко служат в качестве основы для установления политических границ. С другой стороны, бывшие государственные рубежи часто превращаются в административные границы, которые ещё долго могут играть заметную роль в территориальной организации общества. Но даже «разжалованные» государственные и административные границы обычно прекрасно выражены в культурном и политическом ландшафте, а иногда их даже можно визуально различить на местности. Такие культурные рубежи имеют шанс вновь когда-нибудь приобрести статус официальной границы.
Таким образом, политические (государственные, административные) границы очень тесно переплетаются с этнокультурными рубежами, и проследить данное переплетение можно с помощью изучения территориальной самоидентификации населения. Вероятно, именно стабильное «воспроизводство» территориальной идентичности населения (на уровне своего поселения, региона, этнической и государственной территории) играет ведущую роль в устойчивости культурных и политических границ.
Наиболее контрастные этнокультурные рубежи обычно закрепляются в форме государственных границ. Но такие границы в современной Европе уже редко предстают в виде непреодолимого барьера. Намного чаще государственные границы выступают в качестве контактной оси, организующей территорию приграничных районов. То есть приграничные территории можно рассматривать как особый тип пространства, характеризуемый разной интенсивностью взаимодействия между соседними странами, в том числе интенсивностью трансграничных потоков.
Приграничное пространство обладает такими морфологическими характеристиками, как протяжённость, ширина и насыщенность. При этом приграничные территории отличаются общими проблемами и интересами местного населения. Так, например, гуманитарные интересы заключаются в облегчении режима
пересечения границы для жителей приграничья. Экономические интересы связаны с установлением специального налогового и таможенного режима для предприятий, традиционно взаимодействующих с партнёрами на приграничной территории соседней страны. Поэтому приграничные районы нередко имеют в своих странах особый статус.
Богатый опыт приграничного сотрудничества накоплен в Западной Европе. Здесь почти полвека назад были образованы первые «еврорегионы»-трансграничные районы, объединяющие приграничные территории двух или нескольких стран. Позже еврорегионы появились и на рубежах стран Центральной и Восточной Европы. Их сейчас насчитывается уже более ста. Трансграничное сотрудничество в пределах еврорегионов рассматривается как стабилизирующий фактор в отношениях между странами. Первый из российских еврорегионов -Баренцрегион -был создан на базе координации экономической деятельности в Северной Европе по инициативе России, Финляндии и Норвегии.
Еврорегионы являются, в первую очередь, одной из форм сотрудничества региональных и местных властей соседних стран. Но для тех территорий стран Восточной Европы, которые совсем недавно стали пограничными с Европейским Союзом, еврорегионы становятся одновременно и средством гармоничной интеграции в экономические структуры современной Европы.
Главными задачами трансграничного сотрудничества в ев-рорегионах являются: модернизация хозяйства, развитие местного самоуправления, поддержка культурных связей, решение проблем этнических меньшинств, ликвидация организационных и ментальных барьеров, создание эффективной системы передачи информации, совместное решение экологических проблем и т.п. Важно отметить, что создание еврорегионов не угрожает территориальной целостности соседних государств, а лишь организует на региональном уровне взаимоотношения между территориальными сообществами. К тому же, договор о трансграничном сотрудничестве должен исключать зависимость от всех возможных перемен во внешней политике соседних государств.
В перспективе может возникнуть ещё более крупное транснациональное региональное объединение, охватывающее страны и территории, находящиеся в бассейне Балтийского моря. В настоящее время, благодаря постепенному отмиранию государственных границ в их традиционном понимании и созданию «Европы регионов» на федеративных принципах, появилась идея возрождения в Северной Европе «Ганзейского союза», утратившего свои позиции в начале XVI века, в период становления в Европе централизованных национальных государств. Данная региональная группировка должна охватить Скандинавские страны (Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия), страны Балтии (Эстония, Латвия, Литва), прибалтийские земли Германии и Польши, а также ряд северо-западных регионов России (Санкт-Петербург, Республика Карелия, Ленинградская, Новгородская, Псковская и Калининградская области).
Долгосрочная политика, направленная на экономическое, социальное и культурное развитие стран и территорий бассейна Балтийского моря, должна стать своеобразным противовесом периферийному экономико-географическому положению Балтийского региона относительно Западноевропейского экономического ядра. В Балтийском регионе ожидается резкое оживление торговли и промышленного сотрудничества, развитие туризма, рост контактов в области науки, образования, культуры, рекреации и т.п.
В современной «Европе регионов» одним из основных богатств и ресурсов развития признаётся историко-культурное разнообразие её территорий. Расширяясь и одновременно углубляя интеграцию, Европейский Союз стремится избежать региональной уравниловки. «Пробуждение» регионов внутри европейских государств — это одно из наиболее надёжных противоядий для всех форм культурной и социальной унификации в современном обществе. Пришло время, когда в этот процесс должны включиться самые западные регионы России, которым судьба предоставила очередной шанс «прорубить окно…», но теперь уже — в «Европу регионов».
Научное издание
Андрей Геннадьевич МАНАКОВ
НА СТЫКЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ
ЗАПАДА РОССИИ И СТРАН БАЛТИИ
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56