На стыке цивилизаций
В первой половине XX века из-за постоянных изменений в административном делении ареал использования прозвища скобарь стал размываться. Формально в 1944 году, и в последующем в 1957 году, с образованием Псковской области и приобретением ею современных границ, обозначились новые административные «зацепки» для применения этого регионального названия. Постепенно слово скобарь стало распространяться по всей территории Псковской области, выходя даже за культурные рубежи, ранее определённые губернскими границами. Так губернская идентичность постепенно стала сменяться современной региональной идентичностью в рамках Псковской области.
Но лишь ближе к концу XX века, когда слово скобарь стало утрачивать в среде местного населения свой негативный оттенок из-за ухода из жизни поколений — реальных носителей этого прозвища, слово стало чаще использоваться в качестве собственно регионального самоназвания. Причём явно обозначился позитив-
ный оттенок в применении данного самоназвания: оно стало своеобразным символом местного патриотизма. Приведём отрывок из одного интервью на эту тему: «Псковичи скобарями себя называют. Но многие не знают, что такое скобарь. Однажды спросил я человека: "Что такое скобарь?". И он ответил, что это нация. На самом деле скобарь — это гордость! Даже Александр Невский считал себя скобарём! Он этим гордился!».
Современное использование самоназвания «скобарь»
Вопрос «Называете ли Вы себя скобарями?» задавался нами при проведении двух общеобластных социологических опросов — ё 2002 и 2003 годах. Эти опросы дали очень близкие результаты. Так, примерно половина жителей Псковской области достаточно часто использует самоназвание «скобарь», а треть — не использует его совсем (остальные употребляют это слово крайне редко или затруднились с ответом на этот вопрос). В частности, данным региональным самоназванием пользуется около 60% уроженцев Псковской области и четверть тех, кто родился за пределами области. Интересно, что скобарями называют себя от 5% до 10% жителей соседних с Псковской областью районов Ленинградской, Новгородской, Тверской и Смоленской областей. Среди них особенно выделяются Солецкий район Новгородской области и Торопецкий район Тверской области, ранее входившие в состав Псковской губернии.
Основной массив респондентов, назвавших себя скобарями, проживает в средней части Псковской области, которую можно назвать «псковским культурным ядром». Культурный ареал с максимальным использованием данного регионального самоназвания (до 80% и более от коренного населения) протянулся с северо-запада (от Пскова, где скобарями называет себя около 70% местных уроженцев) до Опочки на юго-западе и до Порхова и Дно на северо-востоке области (рис. 32).
Продолжая изучение современного распространения самоназвания «скобарь» на территории Псковской области, заметим, что полувекового периода существования новых административных границ оказалось недостаточно, чтобы это региональное
самоназвание стало применяться на всей территории области в равной степени. В качестве яркого примера может послужить приграничная территория на западе области (Печорский район и юго-запад Палкинского района), которая в период с 1920 по 1940 годы входила в состав независимых государств — Эстонии и Латвии. В северо-восточных частях Печорского и Палкинского районов, расположенных ближе йсего к Пскову, скобарями сейчас называет себя уже почти две трети коренных жителей. Но на западной и южной окраинах Печорского и Палкинского районов, примыкающих к границам с Эстонией и Латвией, как и в городе Печоры, скобарями называет себя лишь от трети до половины местного населения.
Также несколько^реже называют себя скобарями коренные жители северной чисти области, с 1781 по 1927 годы входившей в состав Санкт-Петербургской (в началеXX века — Петроградской, Ленинградской) губернии, а с 1927 по 1944 годы — в состав Ленинградской области. Так что «псковский» административный период этой территории длится чуть более полувека на фоне полутора векового «петербургско-ленинградского» периода. Тем не менее, близ бывшей губернекой границы скобарями называет себя уже две трети коренных жителей, ii лишь дальше к северу эта доля уменьшается до половины, а на наиболее отдалённых от Пскова участках Псковско-Чудского приозерья — даже до 40%.
Ещё реже отождествляют себя со скобарями жители южной части Псковской области, до 1924 года входившей в состав Витебской губернии, «псковский» административный период которой начался только в 1957 году. Например, в Себежском районе, расположенном на стыке границ с Латвией и Белоруссией, скобарями называет себя только 35-40% местных жителей, т.е. в два раза меньше, чем в пределах «псковского культурного ядра». Важно отметить, что самоназвание скобарь постепенно начинает закрепляться на юге области в небольших горрдах-райцентрах и их ближайшем окружении, где скобарями сейчас называет себя уже около половины опрошенных местных уроженцев. С другой стороны, в сельской местности слово скобарь в качестве самоназвания здесь использует немногим более четверти коренных жителей.
Также можно отметить пониженную долю называющих себя скобарями (менее 60%) в юго-восточной части области, расположенной за пределами «псковского ядра» и в 30-50-е годы XX века входившей в состав Калининской, а затем Великолукской области. Именно здесь расположен второй по величине город области -Великие Луки (скобарями назвали себя треть уроженцев города).
Таким образом, изменение смыслового значения регионального названия «скобарь», ранее служившего для культурной (псковские «цокающие» говоры) и губернской идентификации, а сейчас выступающего в качестве символа местного патриотизма, придало ему новационный характер, что позволило проникнуть ему на исторически «нескобарские» территории, перешагнув через формировавшиеся веками культурные границы. Получив политический оттенок, региональное название псковичей приобрело новую жизнь, яркую, но не исключено, что достаточно скоротечную.
Адаптация мигрантов к псковской среде
Частота использования самоназвания «скобарь» среди людей, родившихся за пределами Псковской области, зависит от длительности их проживания на территории области и от региона выбытия. Так, например, чаще всего скобарями называют себя выходцы из северных регионов России, а также из Белоруссии и Украины, наиболее давно обосновавшиеся в Псковской области. Реже всего скобарями называют себя недавние переселенцы (в основном после распада СССР) из стран Балтии, среднеазиатских государств и Казахстана. Также достаточно редко называют себя скобарями уроженцы южной части России, хотя и имеют не менее длительный период адаптации на псковской земле, чем выходцы с Севера России.
Хотя бы изредка называет себя скобарями примерно треть мигрантов, проживших в Псковской области менее 5 лет. Среди уроженцев других регионов, проживших в Псковской области свыше 10 лет, доля использующих самоназвание «скобарь» достигает 40%, а свыше 20 лет-даже 50%. Вероятно, двадцатилетний период проживания в Псковской области можно считать вполне достаточным для полной адаптации к местным условиям. Более длительное
проживание на псковской земле уже почти не сказывается на росте местного самосознания. При этом отметим, что в полной мере коренным населением ощущают себя только люди, прожившие на псковской территории свыше 60 лет: в быту они пользуются самоназванием «скобарь» не реже, чем уроженцы Псковской области.
Глава 22. УСТОЙЧИВОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ГРАНИЦ
Культурно-географическое положение Псковской области
Псковская область является уникальным объектом исследования с позиции молодого направления географической науки — культурной географии. Этому способствует ряд обстоятельств, которые были разобраны нами в предшествующих главах. Пришло время подвести итоги и вспомнить все данные обстоятельства.
Во-первых, Псковская область граничит сразу с тремя государствами, и политические границы почти в полной мере соответствуют этническим. К тому же граница с Эстонией и Латвией является культурным рубежом метаэтнического (суперэтнического) уровня, так как отделяет культурные миры, отличающиеся, в первую очередь, преобладающей религиозной принадлежностью населения (Россия — православие, Эстония -лютеранство, восточный край Латвии — Латгалия — католичество), и вследствие этого, господствующими стереотипами поведения и ментально-стью в целом (страны Балтии — ментальность западноевропейского типа, Россия и Беларусь — восточноевропейского типа [5]).
Во-вторых, по Псковской области проходит сразу две наиболее значимые культурные границы Европейской России, вычленяющие пояс среднерусской культуры (протянувшийся далее на восток — в сторону Москвы), являющийся переходной зоной между двумя основными культурными зонами России: северорусской и южнорусской. В результате этого северная часть Псковской области попадает в сферу влияния северорусской культуры, а южная часть области — южнорусской культуры.
Этнокультурные границы прошлых эпох
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56