На стыке цивилизаций
Как показало наше исследование, на формирование и последующую динамику территориальной идентичности разных уровней влияет характер политико-административных и этнических границ, в частности соотношение их барьерных и контактных функций в различные исторические периоды. Так, например, преобладание барьерной функции государственной границы ведёт к формированию «оппозиционной» модели идентичности («это мы, а это — они»). И в этом плане очень показателен пример Псковской области, которая не только граничит с тремя молодыми государствами, но и располагает множеством историко-культурных границ, оставленных в наследство бывшими политико-административными и этническими рубежами.
Динамика административных границ в пределах региона исследования выглядит следующим образом. Псковская область была создана в 1944 году, но в этом году оформились только её северные и северо-восточные современные границы (с Ленинградской и Новгородской областями). Остальные границы (с нынешними Тверской и Смоленской областями) определились только в 1957-1958 годах после ликвидации Великолукской области. В средней части области в первой половине XX века появлялись кратковременные административные границы, наиболее значимой из которых с точки зрения формирования региональной идентичности можно считать границу просуществовавшей в течение 13 лет Великолукской области.
Кроме того, по территории области проходит два ощутимых культурных рубежа, повторяющих существовавшие около полутора веков границы Псковской губернии. Северная часть области до 1927 года была частью Санкт-Петербургской (Пет-
роградской, Ленинградской) губернии. К тому же, в этих районах в течение полувека (с конца XIX века по 1943 год) просуществовала русско-эстонская этноконтактная зона (на протяжении всего этого периода доля эстонцев держалась на уровне не ниже 10% от всего населения).
Южная часть области вплоть до 1924 года входила в состав Витебской губернии (а ранее- Полоцкого наместничества, Речи Посполитой, Великого княжества Литовского и т.д.). Причём южная граница Псковской губернии в то время играла роль одновременно и этнической (русско-белорусской) границы. Век назад доля белорусского населения здесь заметно превышала долю русских, и вплоть до середины XX века на юге области существовала русско-белорусская этноконтактная зона.
И, наконец, наиболее древний культурный рубеж, соответствующий границе средневековой Псковской земли, вычленяет в западной части бывшей Псковской губернии собственно «псковское культурное ядро».
Глава 20. НА СТЫКЕ КУЛЬТУРНЫХ МИРОВ
Информационная база этой главы включает результаты серии социологических опросов, проведённых в 1999-2003 годах в пределах региона, представляющего «новое российское порубежье» почти на всём протяжении границы России с Эстонией и Латвией. Данный этнокультурный рубеж в XX веке только в течение 30 лет выступал в качестве государственной границы, однако, в предшествующие семь веков наблюдалась обратная пропорция: в течение пяти веков граница была политической, и только два столетия (XVIII-XIX века) имела административный статус.
Приграничность как социокультурная характеристика
Пограничность Псковской области накладывает отпечаток на жизнь населения в пределах всего региона, чему способствует форма территории области, вытянутость которой с севера на юг в значительной степени определяется существующей в течение многих столетий этнической границей, неоднократно принимающей форму политического рубежа. При этом вдоль современной государственной границы сформировались зоны непосредственного социокультурного влияния соседних стран, выраженные в тесноте родственно-дружеских связей и интенсивности трансграничных контактов. В первую очередь, социокультурное воздействие соседних стран испытывают собственно пограничные районы, во вторую очередь — прилегающие к ним внутренние районы области, называемые нами приграничьем второго порядка.
Таким образом, можно говорить о существовании в Псковской области трёх достаточно разных по социокультурным характеристикам зон контакта с соседними странами: эстонского, латвийского и белорусского приграничья. Также внутри каждой из этих зон чётко выделяются пояса собственно пограничных районов, отличающихся наибольшей интенсивностью контакта с соседними странами, и пояса приграничных районов второго порядка, также втянутых по некоторым критериям в социокультурное поле зарубежных соседей.
Вне зон наиболее ощутимого контакта с соседними странами оказалось несколько районов области, расположенных на её северо-востоке и востоке: Порховский, Дновский, Дедовичский, Бежаниц-кий, Новоржевский и Локнянский. Эти районы, не испытывающие очевидного тяготения ни к одной из соседних стран, названы нами внутренними районами области. Также специфическую позицию в области занимают большие города (Псков и Великие Луки), выполняющие функции внезональных центров межгосударственного взаимодействия, т.к. их население почти в равной степени участвует в интенсивных контактах со всеми тремя соседними странами (табл. 14).
Этносоциальную специфику приграничных районов Псковской области определяют замегные родственные или дружественные связи местных жителей с населением соседних государств. Так, например, каждый третий житель районов, прилегающих к Эстонии, имеет в этой стране своих родственников, и ещё каждый третий — друзей или знакомых. Аналогичная картина наблюдается в районах, пограничных с Белоруссией. Каждый четвёртый из опрошенных на крайнем юге области имеет среди своих родственников белорусов. При этом почти каждый пятый житель районов, прилегающих к Белоруссии, может говорить по-белорусски, и более половины местного населения понимает этот язык.
Цивилизационный разлом «Запад» — «Евразия»
Особенности национальной идентификации были выявлены нами с помощью серии вопросов, посвященных стереотип—ным представлениям о России по сравнению с соседними странами (Эстонией, Латвией и Белоруссией). В целом образ России складывается из таких характеристик, как сильная, миролюбивая, духовная и независимая. На этом фоне Эстония и Латвия видятся как более богатые, развитые страны. Однако при сравнении России с Белоруссией за первой сохраняются только три характеристики (сильная, независимая и духовная), в то время как Белоруссия награждается такими качествами как миролюбивая, развитая и богатая. Тем не менее, разрыв между этими стереотипами (за исключением двух контрастных характеристик: сильной России и миролюбивой Белоруссии) становится минимальным, что свидетельствует о близости образов этих двух славянских стран в противовес государствам Балтии (табл. 15).
Следует отметить, что образы Эстонии и Латвии в представлении россиян фактически ничем не отличаются, скорее соответствуя образу любой из «западных стран». Другими словами, стереотипное представление о России по сравнению с Эстонией и Латвией является отражением более высокого уровня территориальной идентичности, чем национальная идентичность. Фактически в данном случае мы имеем дело с наднациональной -цивилизационной идентичностью, что подтверждается ответами респондентов на вопрос, касающихся этнических стереотипов русских по сравнению с эстонцами, латышами и белорусами.
Стереотипные представления о соседних народах
По сравнению с эстонцами и латышами русские награждаются такими чертами характера: весёлый, общительный, добрый, дружелюбный, терпеливый, свободный, веротерпимый. Минимальный перевес в пользу русских получили такие характеристики, как патриотичный и счастливый. Следует отметить, что на формирование данных этностереотипов не влияет ни пол, ни возраст опрошенных, что приводит к мысли о господствующей роли в этнической идентификации населения сложившейся в течение длительного времени культурной традиции, и только о вторичной роли -.современных средств массовой информации и прочих факторов.
Различия между этностереотипами эстонцев и латышей, как и в случае с государственными стереотипами, минимальны. Типичный представитель этих народов при сравнении с русскими видится как аккуратный, культурный, воспитанный, сдержанный, рациональный, деловой, богатый и законопослушный. Причём заметно чаще такими качествами награждали эстонцев и латышей респонденты с более высоким уровнем образованности. Единственной чертой характера, не получившей явного перевеса в пользу русских или народов стран Балтии, оказалось трудолюбие (табл. 16).
Этностереотипы эстонцев и латышей в полной мере укладываются в образ «человека западной культуры», который, как отмечает Л.Д. Гудков, складывается из соединения значений деятельности, независимости и самодостаточности. Он же подчёркивает, что этот образ «западного человека» в целом должен очень мало разниться не только между представителями западноевропейских государств, но и соответствовать образу «ближнего европейца», т.е. представителя стран Балтии [1]. Наше исследование подтвердило данное предположение.
Купить паромасляный диффузионный вакуумный насос.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56