На стыке цивилизаций
Псковская область является единственным регионом Европейской России, пограничным сразу с тремя государствами. Причём две из соседних стран (Эстония и Латвия) чётко ассоциируются местным населением с западным культурным миром, а одна (Республика Беларусь) в культурном плане видится жителями области очень близкой России. Но что следует из самого факта пограничного положения региона? Могут ли влиять соседние страны на культуру населения приграничных территорий? Если да, то каковы индикаторы этого влияния?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, в июле 2003 года нами был проведён социологический опрос населения Псковской области и прилегающих к ней районов соседних областей России. Социологическое исследование проводилось методом формализованного интервью. Всего было опрошено 3152 респондента, в т.ч. 2569 — в Псковской области (в среднем около 100 человек на одну административную единицу). В пределах каждого административного района и в обоих городах областного подчинения выдержана репрезентативность выборки по полу и возрасту. Ниже представлены основные результаты проведённого нами социологического исследования в сравнении с полученными ранее выводами пилотажных социологических опросов по аналогичной тематике, проводившихся в период с 1999 по 2002 год [5,8, 14,15, 16].
Национальная и региональная идентичность
Одной из задач наших исследований было выявление роли этнических, историко-культурных, политических и современных административных границ в формировании и динамике национальной и региональной идентичности.
Региональную идентичность традиционно относят к одному из уровней территориальной идентичности. В то же время национальная идентичность в бытовом представлении обычно ассоциируется с этнической идентичностью. Однако научная категория «национальная идентичность» лишь на первый взгляд располагается в иной плоскости с понятием «региональная идентичность».
С появлением в европейской науке XIX века концепции «нация-государство» зародилась ставшая теперь уже классической политико-географическая триада «государство -нация -территория» [1], не только связавшая национальную и политическую идентичности, но и поставившая национальную идентичность на «верхний этаж» в иерархии территориальных идентичностей (табл. 12).
В условиях ослабления или кризиса национальной идентичности региональная идентичность может составить ей конкуренцию, и, получив политический оттенок, поставить под угрозу единство страны. Считается, что в стабильном обществе с устойчивой национальной идентичностью региональная идентичность не выходит на первый план в иерархии территориальных идентичностей. В обычных условиях региональная идентичность проявляется в формировании определённой системы ценностей и норм поведения жителей региона. Её можно обнаружить также в местном фольклоре, преданиях, мифах, местной интерпретации истории страны и т.п. [17].
Однако, как показывают результаты нашего исследования, даже в условиях политической стабильности приоритет локальг ной и региональной идентичности над национальной (государственной) — вполне типичное явление не только для глубинных территорий России, но и даже для её «нового порубежья», и в особенности для сельского населения приграничья.
«Свои» и «чужие» в представлении сельских жителей приграничья
Согласно результатам проведённых нами исследований-, яв-> ный приоритет среди всех уровней территориальной идентичности сельское население приграничных районов Псковской области отдаёт локальной идентичности (табл. 13). Второе место занимает региональная идентичность и лишь третье место национальная идентичность, при этом примерно равные позиции занимают государственная (гражданство России) и собственно этническая идентичности. Причём региональная и национальная идентичности для опрошенного населения оказались менее значимыми, чем, например, идентичность по возрасту и профессии. Также отметим, что при приближении к границе с Эстонией и Латвией для местного населения несколько возрастает значимость этнической идентичности, которая отодвигает государственную идентичность на более низкую ступеньку.
Важнейшими составляющими национальной идентификации сельские жители приграничных районов считают, во-первых, язык, а во-вторых, родную землю и природу. То есть даже в национальной идентификации, понимаемой достаточно широко, значительное место отводится именно территориальной (локальной и региональной) идентичности. Третье и четвёртое место в структуре национальной идентичности заняли культура и историческое прошлое. Далее следуют такие признаки, как обычаи и обряды, черты характера, внешний облик, религия. Общая государственность заняла последнюю позицию в ряду составляющих национальной идентификации, что в целом подтверждает вывод о заниженной роли гражданства в общей структуре идентичности сельского населения, проживающего вблизи1 сравнительно молодой государственной границы.
Отметим, что в ходе нашего исследования предпринималась попытка более детального изучения локальной идентичности. Около половины опрошенных нами сельских жителей приграничных районов считает, что местное население имеет какие-либо отличительные особенности. Уроженцы Псковской области полагают, что население местности, где они проживают, отличается в первую очередь спецификой говоров. Данный ответ был наиболее популярен вблизи очевидных культурных границ (например, около государственной и одновременно этнической границы, или между «окающими» говорами на севере области и «акающими» — на её остальной территории). Второе место занял ответ, что местные жители отличаются поведением (характером). Менее значимыми для уроженцев области оказались такие отличительные признаки, как культура (обычаи, праздники и т.п.) и внешний вид.
Различия в идентичности коренного населения и мигрантов
В отличие от сельских жителей, городское население Псковской области заметно выше ставит этническую идентичность. Но этническая идентичность не просто вытесняет региональную идентичность на третью позицию. В большинстве приграничных райцентров, а также в Пскове и Великих Луках, она становится более значимой, чем локальная идентичность. То есть нацио-
нальная принадлежность становится для городских жителей приграничных земель настолько существенной, что принадлежность к определённой территории (государства, региона или города) уходит на этом фоне на второй план.
Как и у псковичей, почти во всех категориях недавних мигрантов в Псковскую область в иерархии территориальных иден-тичностей лидирует локальная идентичность. Однако она зачастую уступает идентификации по возрасту и профессии, особенно для переселенцев из бывших союзных республик. Локальной идентичности лишь немного уступает этническая идентичность. А для выходцев из ряда регионов России, стран Балтии, Закавказья и Казахстана этническая идентичность выходит на первое место. Объяснить это можно лишь тем, что данной категории мигрантов, вероятно, ранее пришлось столкнуться с проблемами, связанными с их национальной принадлежностью.
Региональная идентичность в большинстве групп мигрантов занимает третью позицию, а государственная идентичность — четвёртое место. Исключение составляют выходцы из стран Балтии и Закавказья, которые ставят государственную идентичность выше, чем региональную. С другой стороны, для уроженцев Украины и некоторых российских регионов региональная идентичность конкурирует на равных с этнической идентичностью.
В отличие от уроженцев Псковской области, переселенцы из других регионов России, а также бывших союзных республик, чаще отмечают специфику поведения и особенности культуры псковичей. Однако диалектные особенности псковичей в качестве их отличительного признака занимают всё же первое место, причём независимо от категории мигрантов. Культурную специфику населения Псковской области чётче осознают переселенцы из европейских стран СНГ и Балтии.
Таким образом, в повседневной жизни население сельской местности Псковской области отдаёт приоритет локальной идентичности и, вследствие этого, выстраивает иерархию территориальной идентичности «снизу вверх»: от локальной и региональной к национальной и наднациональной (цивилизационной) идентичности. Только покидая своё поселение, человек осознанно пе-
редаёт приоритет более высоким уровням территориальной идентичности (региональной или национальной в зависимости от дальности и характера перемещения, типа пересекаемых политико-административных и этнокультурных границ). Данный вывод подтверждён результатами опроса переселенцев в Псковскую область из других регионов России и бывших союзных республик.
Фактор устойчивости административных границ
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56