На стыке цивилизаций
Для создания названий населённых мест в славянском мире наиболее часто используются суффиксы -ов- и -ев-, служащие для выражения притяжательности или принадлежности. Для основ с концовкой на -а этим суффиксам соответствует -ин- (например, папин от папа, но отцов от отец).
Примечательно, что суффиксы -ов- (-ев-) и -ин- распространены в пределах всех земель, заселённых славянами. Они выступают или в качестве самостоятельных формантов -ов, -ев, -ин, или в составе формантов, включающих несколько суффиксов (-овец, -инец; -овцы, -пнцы; -овка, -инка; -овщина и т.п.), а также вместе с окончаниями (-ово, -ино; -ова, -ина; -овы, -ины и т.п.). Разданные суффиксы послужили основой для создания формантов топонимов, рассыпанных по всем славянским землям, вероятно, именно они являются древнейшими в славянском мире.
Заметим, что в «чистом» виде суффиксы -ов, -ев, -ин стали служить топонимическими формантами в самом центре Европы, на территории современных Польши, Чехии, Словакии и западной Украины. Причём наибольшая концентрация топонимов с этими формантами приходится на южную половину современной Польши. Именно здесь к началу II века до н.э. сложилась древнейшая славянская культура, получившая в археологии название — пшеворская. Первоначальный ареал пшеворской культуры — от правобережья Одера на западе до верховьев Западного Буга на востоке (рис. 3).
К концу IV века н.э. пшеворская культура прекратила своё существование, но она стала основой для формирования новых археологических культур. При этом, судя по географическому распространению топонимических формантов -ов, -ев, -ин, они сумели сохранить ведущую позицию в ареале археологической культуры, являющейся основным преемником пшеворской культуры. Эта культура, называемая археологами пражско-корчакс-кой, занимала срединное положение в славянских землях, раскинувшись от верховий Эльбы и Одера на западе до верховьев Днестра и Киевского Поднепровья на востоке.
А с юго-востока к ареалу пражско-корчакской культуры в раннем средневековье примыкали земли пеньковской культуры, протянувшиеся от среднего течения Прута и Днестра на западе до верховий Северского Донца на востоке [35]. На этих территориях до сих пор господствуют производные топонимические суффиксы, такие как -овец, -инец; -овцы, -инцы; -овка, -инка. При этом очевидно, что топонимические суффиксы -ое-, -ев-, -ин- проникли на эти земли ещё в позднеримский период вместе с переселявшимися сюда славянами пшеворской культуры. Именно данные группы славян способствовали формированию с Северном Причерноморье черняховской археологической культуры (существовавшей с рубежа П-Ш веков до конца IV века), впоследствии ставшей основой для становления пеньковской культуры.
Форманты -ск, -ско (-цк, -цко) и вельбарскан культура
Также на современной территории Польши находится ареал повышенной концентрации топонимов с формантами -ск, -ско (от 3% до 5% топонимов), в общем-то, достаточно редко использующимися для названия сельских поселений. Принято считать, что суффикс -ск (-цк) выражает неличную принадлежность, которая часто перестаёт ощущаться как принадлежность.
В.А. Никонов [20] предполагал, что в польской топонимии данный суффикс закрепился к началу II тысячелетия, а в восточнославянской топонимии стал распространяться предположительно с верховьев Днепра. Достаточно вспомнить названия древних русских городов: Смоленск, Полоцк, Витебск, Изборск и др. В Польше ареал повышенной концентрации топонимов с формантами -ск, -ско протягивается в виде пояса от междуречья Вар-ты и Одры через Польское Поморье и Мазовию в Подлясье и Малую Польшу. Через Мазовию и Подлясье этот пояс выходят на Волынь и Припятское Полесье (рис. 4).
Если проследить соответствие этого топонимического пояса и древних славянских археологических культур, то обнаруживается связь с ареалом вельбарской культуры, существовавшей почти в то же время, что и пшеворская культура. Следует отметить, что славяне пшеворской культуры приняли участие в формировании вель-
барской культуры, неславянской в своей основе, но оказавшей заметное влияние на этногенез славян. При этом этническим ядром этой культуры были германские племена готов, которые очень хорошо известны в Европе своими походами на Римскую империю.
Формирование вельбарской культуры произошло так. Готы — одно из племенных образований восточных германцев. Их прародиной, как сообщает готский историк VI века Иордан, была Скандза, то есть Скандинавия. Оттуда готы под предводительством короля Берига на «трёх кораблях» переселились на континент, на южное побережье Балтийского моря, дав этой местности название Готискандза [12, с. 70].
Появление готов в Польском Поморье фиксируется археологическими памятниками первой половины I века н.э. Здесь они встретились с местным населением, совместно с которым создали новую археологическую культуру — вельбарскую. К концу II века н.э. готы начали переселение в Северное Причерноморье, постепенно продвигаясь по правобережью Вислы и Западному Бугу. Эти земли в то время были плотно заселены славянами пшеворской культуры. Готы подчинили себе эти территории, и передали местным славянам свою культуру.
Так готы обосновались в ныне польских землях Мазовии и Подлясья, в украинской Волыни и белорусском Полесье. Готы называли эти земли Ойум, то есть «желанная земля». Также готское слово Aujom (Oium) обозначает страну, изобилующую водой. Вельбарская культура господствовала здесь в течение двух столетий, до последних десятилетий IV века [37].
При дальнейшем движении к Причерноморью готам пришлось покорить спалов — в общем-то, малоизвестный народ. Однако, как считают некоторые исследователи, именно от названия этого народа произошло славянское слово «исполин», т.е. великан. От этого имени народа могли произойти и названия проживавших по соседству славянских племён — полян в Киевском Приднепровье и даже поляков (вопреки господствующей точке зрения, что эти названия произошли от слова «поле»).
И, наконец, на рубеже И-Ш веков готы, вместе с пшеворс-кими славянами, достигли земель северо-западного Причерноморья, т.е. «крайней части Скифии, соседящей с Понтийским
морем», если следовать тексту историка Иордана. Здесь они приняли участие в формировании ещё одной славянской культуры, названной археологами черняховской.
Потерпев в IV веке поражение от гуннов — кочевников, пришедших из Азии, готы были вынуждены искать для поселения новые земли. Именно тогда начинается их движение на земли Римской империи, закончившееся расселением готов почти по всей западной и южной Европе, включая современную территорию Франции и Испании, Италии и Австрии, Греции и Болгарии, и др. На землях бывшей Западной Римской империи готы создавали свои государства. Не исключено, что вместе с готами в этих походах участвовали отряды славян, так как известно, что готами в то время называли не только германцев, но и все подчинённые им племена.
Форманты -цы, -ци и пеньковская культура
Суффикс -ци/-цы (в т.ч. в формах -овци, -ищи, -овцы, -инцы) В.А. Никонов называл «дунайским», отмечая при этом, что «он част от Словакии на севере до Македонии на юге, от Помурья на западе до левобережья Днепра на востоке, хотя не всюду равномерно, а образуя сгущения, например, на северном склоне Ста-рой-Планины…, в Славонии между низовьями Дравы и Савы, правых притоков Дуная, особенно силён в Словакии» [20, с. 28].
Эти форманты представлены также на северо-западе Украины (в Галичине, Подолии) и далее на востоке (в Среднем Под-непровье). Регион максимальной концентрации топонимов с суффиксом -цы в пределах всего славянского’мира (20-30% от всех топоназваний) приходится на верховья Днестра (рис. 5).
Верхнеднестровский регион в I-II веках н.э. был заселён славянами — носителями пшеворской культуры, а с конца II века стал частью ареала формирующейся при участии пшеворских славян черняховской культуры. В IV веке, вследствие вторжения в Северное Причерноморье племён гуннов, черняховская культура прекратила своё существование. Однако потомки черняховских славян, проживавшие в обширном Подольско-Днепровском регионе, создали новую археологическую культуру, называемую пеньковской. Известно этническое название славянских племён пеньковской культуры — это анты [37].
Из-за нашествия в середине VI века в Северное Причерноморье кочевых племён аваров, значительная часть антского населения была вынуждена покинуть Подольско-Днепровский регион. Этим объясняется тот факт, что ныне топонимы с формантами -цы здесь не столь многочисленны и сконцентрированы в основном в северной части региона. Большие группы антов, вместе с аварами, переселились в Центральную Европу, на земли среднего Дуная, придав значительный славянский компонент аварской культуре Среднедунайского региона. Таким образом, повышенная концентрация топонимов с суффиксом -цы на при-дунайских землях Болгарии, Сербии, Хорватии, Словакии, а также в Македонии и Словении, является свидетельством раннего антского заселения этих территорий.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56