Поиск по сайту

На стыке цивилизаций

Для создания названий населённых мест в славянском мире наиболее часто используются суффиксы -ов- и -ев-, служащие для выражения притяжательности или принадлежности. Для основ с концовкой на -а этим суффиксам соответствует -ин- (например, папин от папа, но отцов от отец).
Примечательно, что суффиксы -ов- (-ев-) и -ин- распростра­нены в пределах всех земель, заселённых славянами. Они высту­пают или в качестве самостоятельных формантов -ов, -ев, -ин, или в составе формантов, включающих несколько суффиксов (-овец, -инец; -овцы, -пнцы; -овка, -инка; -овщина и т.п.), а также вместе с окончаниями (-ово, -ино; -ова, -ина; -овы, -ины и т.п.). Разданные суффиксы послужили основой для создания формантов топони­мов, рассыпанных по всем славянским землям, вероятно, именно они являются древнейшими в славянском мире.
Заметим, что в «чистом» виде суффиксы -ов, -ев, -ин стали слу­жить топонимическими формантами в самом центре Европы, на территории современных Польши, Чехии, Словакии и западной Украины. Причём наибольшая концентрация топонимов с этими формантами приходится на южную половину современной Польши. Именно здесь к началу II века до н.э. сложилась древнейшая славян­ская культура, получившая в археологии название — пшеворская. Первоначальный ареал пшеворской культуры — от правобережья Одера на западе до верховьев Западного Буга на востоке (рис. 3).
К концу IV века н.э. пшеворская культура прекратила своё существование, но она стала основой для формирования новых археологических культур. При этом, судя по географическому распространению топонимических формантов -ов, -ев, -ин, они сумели сохранить ведущую позицию в ареале археологической культуры, являющейся основным преемником пшеворской куль­туры. Эта культура, называемая археологами пражско-корчакс-кой, занимала срединное положение в славянских землях, раски­нувшись от верховий Эльбы и Одера на западе до верховьев Дне­стра и Киевского Поднепровья на востоке.
А с юго-востока к ареалу пражско-корчакской культуры в раннем средневековье примыкали земли пеньковской культуры, протянувшиеся от среднего течения Прута и Днестра на западе до верховий Северского Донца на востоке [35]. На этих террито­риях до сих пор господствуют производные топонимические суф­фиксы, такие как -овец, -инец; -овцы, -инцы; -овка, -инка. При этом очевидно, что топонимические суффиксы -ое-, -ев-, -ин- проник­ли на эти земли ещё в позднеримский период вместе с переселяв­шимися сюда славянами пшеворской культуры. Именно данные группы славян способствовали формированию с Северном При­черноморье черняховской археологической культуры (существо­вавшей с рубежа П-Ш веков до конца IV века), впоследствии став­шей основой для становления пеньковской культуры.
Форманты -ск, -ско (-цк, -цко) и вельбарскан культура
Также на современной территории Польши находится аре­ал повышенной концентрации топонимов с формантами -ск, -ско (от 3% до 5% топонимов), в общем-то, достаточно редко исполь­зующимися для названия сельских поселений. Принято считать, что суффикс -ск (-цк) выражает неличную принадлежность, кото­рая часто перестаёт ощущаться как принадлежность.
В.А. Никонов [20] предполагал, что в польской топонимии данный суффикс закрепился к началу II тысячелетия, а в восточ­нославянской топонимии стал распространяться предположи­тельно с верховьев Днепра. Достаточно вспомнить названия древ­них русских городов: Смоленск, Полоцк, Витебск, Изборск и др. В Польше ареал повышенной концентрации топонимов с фор­мантами -ск, -ско протягивается в виде пояса от междуречья Вар-ты и Одры через Польское Поморье и Мазовию в Подлясье и Малую Польшу. Через Мазовию и Подлясье этот пояс выходят на Волынь и Припятское Полесье (рис. 4).
Если проследить соответствие этого топонимического пояса и древних славянских археологических культур, то обнаруживается связь с ареалом вельбарской культуры, существовавшей почти в то же время, что и пшеворская культура. Следует отметить, что славя­не пшеворской культуры приняли участие в формировании вель-
барской культуры, неславянской в своей основе, но оказавшей за­метное влияние на этногенез славян. При этом этническим ядром этой культуры были германские племена готов, которые очень хо­рошо известны в Европе своими походами на Римскую империю.
Формирование вельбарской культуры произошло так. Готы — одно из племенных образований восточных германцев. Их пра­родиной, как сообщает готский историк VI века Иордан, была Скандза, то есть Скандинавия. Оттуда готы под предводитель­ством короля Берига на «трёх кораблях» переселились на конти­нент, на южное побережье Балтийского моря, дав этой местнос­ти название Готискандза [12, с. 70].
Появление готов в Польском Поморье фиксируется архео­логическими памятниками первой половины I века н.э. Здесь они встретились с местным населением, совместно с которым созда­ли новую археологическую культуру — вельбарскую. К концу II века н.э. готы начали переселение в Северное Причерноморье, постепенно продвигаясь по правобережью Вислы и Западному Бугу. Эти земли в то время были плотно заселены славянами пшеворской культуры. Готы подчинили себе эти территории, и передали местным славянам свою культуру.
Так готы обосновались в ныне польских землях Мазовии и Подлясья, в украинской Волыни и белорусском Полесье. Готы называли эти земли Ойум, то есть «желанная земля». Также готс­кое слово Aujom (Oium) обозначает страну, изобилующую во­дой. Вельбарская культура господствовала здесь в течение двух столетий, до последних десятилетий IV века [37].
При дальнейшем движении к Причерноморью готам при­шлось покорить спалов — в общем-то, малоизвестный народ. Однако, как считают некоторые исследователи, именно от на­звания этого народа произошло славянское слово «исполин», т.е. великан. От этого имени народа могли произойти и названия проживавших по соседству славянских племён — полян в Киевс­ком Приднепровье и даже поляков (вопреки господствующей точке зрения, что эти названия произошли от слова «поле»).
И, наконец, на рубеже И-Ш веков готы, вместе с пшеворс-кими славянами, достигли земель северо-западного Причерно­морья, т.е. «крайней части Скифии, соседящей с Понтийским
морем», если следовать тексту историка Иордана. Здесь они при­няли участие в формировании ещё одной славянской культуры, названной археологами черняховской.
Потерпев в IV веке поражение от гуннов — кочевников, при­шедших из Азии, готы были вынуждены искать для поселения но­вые земли. Именно тогда начинается их движение на земли Римс­кой империи, закончившееся расселением готов почти по всей за­падной и южной Европе, включая современную территорию Фран­ции и Испании, Италии и Австрии, Греции и Болгарии, и др. На землях бывшей Западной Римской империи готы создавали свои государства. Не исключено, что вместе с готами в этих походах уча­ствовали отряды славян, так как известно, что готами в то время называли не только германцев, но и все подчинённые им племена.
Форманты -цы, -ци и пеньковская культура
Суффикс -ци/-цы (в т.ч. в формах -овци, -ищи, -овцы, -инцы) В.А. Никонов называл «дунайским», отмечая при этом, что «он част от Словакии на севере до Македонии на юге, от Помурья на западе до левобережья Днепра на востоке, хотя не всюду равно­мерно, а образуя сгущения, например, на северном склоне Ста-рой-Планины…, в Славонии между низовьями Дравы и Савы, правых притоков Дуная, особенно силён в Словакии» [20, с. 28].
Эти форманты представлены также на северо-западе Укра­ины (в Галичине, Подолии) и далее на востоке (в Среднем Под-непровье). Регион максимальной концентрации топонимов с суф­фиксом -цы в пределах всего славянского’мира (20-30% от всех топоназваний) приходится на верховья Днестра (рис. 5).
Верхнеднестровский регион в I-II веках н.э. был заселён сла­вянами — носителями пшеворской культуры, а с конца II века стал частью ареала формирующейся при участии пшеворских славян черняховской культуры. В IV веке, вследствие вторжения в Се­верное Причерноморье племён гуннов, черняховская культура прекратила своё существование. Однако потомки черняховских славян, проживавшие в обширном Подольско-Днепровском ре­гионе, создали новую археологическую культуру, называемую пеньковской. Известно этническое название славянских племён пеньковской культуры — это анты [37].
Из-за нашествия в середине VI века в Северное Причерно­морье кочевых племён аваров, значительная часть антского на­селения была вынуждена покинуть Подольско-Днепровский ре­гион. Этим объясняется тот факт, что ныне топонимы с форман­тами -цы здесь не столь многочисленны и сконцентрированы в основном в северной части региона. Большие группы антов, вме­сте с аварами, переселились в Центральную Европу, на земли среднего Дуная, придав значительный славянский компонент аварской культуре Среднедунайского региона. Таким образом, повышенная концентрация топонимов с суффиксом -цы на при-дунайских землях Болгарии, Сербии, Хорватии, Словакии, а так­же в Македонии и Словении, является свидетельством раннего антского заселения этих территорий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Изменение границ Псковской земли
  • Демографические процессы: численность, миграция, половозрастная структура
  • Политическая культура региона: историко-теоретический и прикладной аспекты
  • Интересное