На стыке цивилизаций
тные различия между северо-востоком (Ростово-Суздальской землёй) и северо-западом (Новгородом и Псковом). В дальнейшем, вплоть до рубежа XIV-XV веков, развитие великорусского языка происходило за счёт взаимодействия только двух названных диалектов. Формирование диалектной структуры русского языка, включающей акающие говоры южной территории, начинается лишь с начала XV века [39].
С точки зрения исторического развития языковые образования, выделенные на территории Северной Руси для рубежа XIV-XV веков, в науке получили названия: ростово-суздальский, новгородский и близкий к нему псковский диалекты [1]. При этом росто-во-суздальский и новгородский диалекты были достаточно самостоятельны, обособлены и были способны при благоприятных исторических условиях развиваться в самостоятельные языки. В то время ещё нельзя было говорить о господствующей, центральной роли диалекта Ростово-Суздальской земли [39]. А.А. Зализняк считает, что, если бы древненовгородское государство продолжало самостоятельное существование, этот процесс должен был бы привести к формированию ещё одного восточнославянского языка, подобного, например, белорусскому или украинскому [16].
Однако выделенные на конец XIV века диалекты рассматриваются ещё как диалекты древнерусского языка. В XV веке началось формирование новой диалектной структуры, характеризующей собственно русский (великорусский) язык в отличие от древнерусского. С конца XV века ростово-суздальский диалект становится ведущим диалектом языка великорусской народности. На протяжении XVI-XVII веков формируется старомосковское просторечие — живая основа нормализованной формы русского языка [39].
На основе новгородского диалекта в дальнейшем складываются группы периферийных говоров северновеликорусского наречия: новгородская, поморская (архангельская), олонецкая, во-логодско-вятская. Некоторые различия между указанными группами говоров наметились уже в XV-XVI веках [1]. Таким образом, диалектная структура русского (великорусского) языка складывалась первоначально как диалектная зона центра на базе ве-
дущего ростово-суздальского диалекта и диалектная область периферийных северных говоров на основе новгородского диалекта. Вхождение акающего диалекта в состав русского языка значительно усложнило диалектную структуру русского языка [39].
Диалектологические карты русского языка
В 1914 году была создана первая карта диалектного членения русского языка. Карта, составленная членами Московской диалектологической комиссии Н.Н. Дурново, Н.Н. Соколовым и Д.Н. Ушаковым, называлась «Опыт диалектологической карты русского языка в Европе». Создатели карты опровергли распространённое в то время мнение о том, что в языке реальны только границы отдельных диалектных явлений и нет целостных территорий языковых общностей. В 1915 году те же авторы опубликовали «Диалектологическую карту русского языка в Европе с приложением очерка русской диалектологии».
Украинский и белорусский языки в соответствии с взглядами того времени были показаны на карте в виде наречий русского языка. Территория русского языка была представлена достаточно широко, включая земли позднего заселения, в т.ч. северные и прочие регионы, где русское население перемежалось с иноязычным. Недостатком карты было проведение границы северного наречия исключительно по одной черте — оканью. Такое членение русских говоров отрывало акающие московские говоры от окающих владимирско-поволжских, хотя и те, и другие имели одну основу — ростово-суздальский диалект.
Между северновеликорусским и южновеликорусским наречиями на карте 1914 года показаны акающие среднерусские говоры, которые считались «переходными», имеющими северновеликорус-скую основу и южновеликорусское наслоение. Группы говоров выделялись внутри наречий на основе лишь одного признака, разного для каждого из наречий, что существенно упрощало реальное соотношение территориально-диалектных объединений.
На карте 1914 года северновеликорусские говоры были разделены на пять групп: поморскую, олонецкую, западную, восточную и владимирско-поволжскую. В пределах территории средне-
великорусских говоров выделено три группы: псковская, западная и восточная. При этом говоры псковской группы обозначены как переходные к белорусским на северновеликорусской основе. На территориях, соседних с современным Северо-Западом России, представлены белорусские говоры, делящиеся на севернобелорус-ские (северо-восточные) и южнобелорусские (юго-западные), а также говоры переходные к южновеликорусским на белорусской основе [50, 68] (рис. 29).
Через полвека была создана новая карта диалектного членения русского языка, которая охватывала говоры только на территории исконного восточнославянского заселения, где и сформировались русские диалекты и национальный язык. Данная карта была составлена К.Ф. Захаровой и В.Г. Орловой и впервые опубликована в книге «Русская диалектология» под редакцией Р.И. Аванесова и В.Г. Орловой [49]. Достижения в лингвистической географии позволили выделить три типа территориальных объединений, существующих в русском диалектном языке, и рассмотренных нами выше (рис. 28).
Глава 15. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ СЕВЕРО-ЗАПАДА ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ
Историко-культурные (этнолингвистические) зоны
Историко-культурное районирование относится к разновидности интегрального культурного районирования. Соответственно, историко-культурные районы должны выделяться по всей совокупности признаков, используемых в разных видах культурного районирования. Система этих признаков может охватывать: физико-географическую основу, этногенез и политическую судьбу территорий, этническую и религиозную принадлежность населения, диалекты и традиционную культуру, региональную и локальную идентичность населения.
Близкая точка зрения сложилась в этнолингвистике — пограничной дисциплине, лежащей на стыке языкознания и этнографии, в которой предлагается также интегрировать достижения целого ряда естественных и гуманитарных наук (геологии, археологии, исторической географии, социологии, психологии и др.). В представлении этнолингвистов народный язык, говоры, народные обряды и вся народная духовная культура, вместе с элементами материальной культуры, представляют собой единое целое и с научной точки зрения, и в представлении носителей этой культуры [60].
В этнолингвистике используется понятие историко-культурная зона, под которой понимается ареальное единство, которое выделяется по данным этнографии, археологии, геологии, палеогеографии, антропологии, языкознания, истории, фольклористики, музыковедения и ряда других наук о человеке [10].
Здесь, с опорой пока что преимущественно на археологические и языковые данные, было предложено выделить четыре устойчивые историко-культурные зоны северо-запада Европейской России: восточно-новгородская (к востоку от рек Волхов и Ловать), западно-новгородская (западное Приильменье и Верхнее Полужье), днепро-ловатско-двинская (верховья Великой, Ловати и Западной Двины) и «псковское ядро» (нижнее и среднее течение реки Великой) [11].
Преемственность этнокультурных границ
Известный археолог В.В. Седов не отрицает преемственности этнокультурных границ раннего средневековья и ряда диалектных границ, выявленных лингвистами в начале XX века. Так, ядром формирования северноукраинских (полесских) говоров он называет регион пражско-корчакской культуры (летописных дулебов). Вышедшие из среды дулебов волыняне и дреговичи, смешавшись с местными балтами, заложили основу южнобелорусских (юго-западных белорусских) говоров [55, 56].
Ареалы смоленско-полоцких кривичей и радимичей соответствуют в значительной мере территории севернобелорусских (северо-восточных белорусских) говоров. Хотя эти две славянских группировки были этнически не родственны, на общность их говоров в последующем повлияло местное субстратное (балтское) население. Собственно на территории северо-запада Европейской России прослеживается преемственность между территориями: культуры псковских длинных курганов (псковских кривичей) и псковских говоров; культуры сопок (словен ильменских) и западной группы северновеликорусских говоров; ранних славян Волго-Клязьминского междуречья и владимирско-поволжских говоров.
Границы наречий и групп говоров на карте 1964 года уже не повторяют границы племенных группировок восточных славян, сложившиеся к концу I тысячелетия н.э. Тем не менее, можно обнаружить преемственность между более поздними этнографическими, а также государственными рубежами и некоторыми современными диалектными границами. Так, например, ареал расселения словен ильменских (новгородцев) в XI-XIII веках примерно соответствует территориям ладого-тихвинской группы говоров севернорусского наречия, среднерусским окающим говорам гдовской группы и новгородским. Данную связь подтверждают исследования, проведённые в области лексики западных среднерусских говоров [9].
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56