На стыке цивилизаций
Более многочисленной была вторая этнографическая группа переселенцев из восточной Финляндии — савакот (выходцы из исторической области Саво и из других частей Финляндии). По подсчётам П. Кеппена в середине XVIII века из 72 тыс. финнов-ингерманландцев почти 44 тыс. были савакот. Эвримейсет считали всех остальных финнов поздними пришельцами и воздерживались от браков с ними [38].
Предки будущих савакот и эвримейсет проживали в зоне карело-финских этнических контактов и сначала входили в состав западных карел, но со временем подверглись финскому влиянию и вошли в состав финского этноса, приняли от шведов лютеранство. Тем не менее, язык финнов-ингерманландцев (особенно эвримейс-кий диалект) сохранил некоторое сходство с языком ижоры — более ранних выходцев с того же Карельского перешейка [33, 67].
На 20-40-е годы XX века приходится преимущественно принудительное переселение ингерманландских финнов. «Первая волна» массовой депортации финнов приходится на 1929-1931 годы, когда было выселено не менее 18 тыс. чел. «Вторая волна» выселения пришлась на 1935-1936 годы, когда регион покинуло 26-27 тыс. ингерманландских финнов. В 1936 году практически опустела 22-километровая полоса вдоль границы с Финляндией, откуда было выселено около 10 тыс. финнов, в основном в Вологодскую область [22].
По договору 1940 года с Финляндией было депортировано карело-финское население Карельского перешейка. Собственно эвакуация жителей перешейка, добровольно покинувших родные места, в глубь Финляндии началась ещё в период советско-финской войны. Всего было эвакуировано около 300 тыс. чел., а на их место прибыло к началу 1941 года 144,3 тыс. советских переселенцев. В 1941-1942 годах многие финляндские переселенцы (до 200 тыс.) вернулись на свои земли, но в 1944-1945 годах их ждала вторая депортация, на этот раз окончательная. К 1947 году их место заняло около 90 тыс. советских граждан, включая и представителей первой переселенческой «волны» [3].
В начале 1942 года около 30 тыс. финнов, оказавшихся в кольце блокады, было депортировано в Сибирь. В 1943-1944 годах от 61 до 63 тыс. ингерманландцев по договору между Финляндией и Германией, было переселено на прародину через Эстонию [74].
По соглашению 1944 года между Финляндией и СССР около 56 тыс. финнов-ингерманландцев вернулось в СССР, но им было запрещено поселяться в Ингерманландии вплоть до 1956 года. Почти все вернувшиеся после войны в Ленинградскую область финны в 1947 году были подвергнуты «вторичной депортации». Ингерманландцы прямо из Финляндии направлялись на поселение в Псковскую, Великолукскую, Новгородскую, Калининскую, Ярославскую и другие области России [46].
Опустевшие ингерманландские деревни были заселены русскими, в частности из Ярославской и Костромской областей. После 1956 года в Ингерманландию вернулась только небольшая часть финнов. Многие из них поселились в Карелии и Эстонии, часть осталась в местах своей высылки [74].
С распадом Советского Союза ускорился процесс переселения финнов-ингерманландцев из России в Финляндию [22]. Согласно результатам переписи населения 2002 года, в Российской Федерации к финнам-ингерманландцам относит себя только 314 человек. Вероятно, значительная часть финнов-ингерманландцев обозначает себя как "финны", которых в России насчитывается 34 тысячи (треть из них — сельские жители).
Глава 14. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И НАРОДНЫЕ ГОВОРЫ
Историко-этнографические группы русского народа
Ещё век назад можно было наблюдать ощутимые различия в бытовой культуре между двумя исторически сложившимися большими этнографическими зонами русского народа: севернорусской и южнорусской, т.е. между т.н. северными и южными великорусами. Эти различия в традиционной культуре русских послужили причиной существования в отечественной этнографии в течение некоторого времени мнения о том, что северных и южных великорусов можно принять за отдельные самостоятельные народы. Именно такой точки зрения придерживался известный русский этнограф Д.К. Зеленин [17]. Однако современные этнографы подчёркивают, что северные и южные русские обладают единым этническим самосознанием, а значит, не могут быть признаны самостоятельными народами.
Широкая полоса между северной и южной этнографическими зонами русского народа считается переходной среднерусской зоной. Пояс среднерусской культуры протянулся от Пскова на западе Европейской России до Самары и Оренбурга на её востоке. В пределах этого пояса расположены многие исторические центры Российского государства: Тверь, Москва, Владимир, Нижний Новгород и др.
В традиционной культуре среднерусской группы населения сплавлены в единое целое севернорусские и южнорусские черты. Постепенно многие элементы среднерусской культуры стали приобретать общерусский характер, распространяясь в пределах севернорусских и южнорусских территорий. Так, например, именно московские говоры, будучи среднерусскими, легли в основу русского литературного языка.
Особая группа с переходными признаками между северными и средними, средними и южными великорусами сложилась на западе древней территории расселения русских — в бассейне р. Великая, в верховьях Днепра и Западной Двины [38]. Ныне ареал западнорусской культуры соответствует территории Псковской и Смоленской областей, а также западной части Ленинградской и Новгородской областей.
Традиционное жилище
Севернорусское жилище традиционно отличалось большими размерами, высоким подклетом, двускатной (заметно реже -четырёхскатной) крышей, крытой чаще всего деревом. Для севернорусского комплекса жилья характерны развитые архитектурные формы, выразительность пластических форм и богатство резных украшений. Обычно жилые и хозяйственные помещения объединялись под одной крышей. В каждом хозяйстве обязательно имелась баня.
Среднерусское жилище было несколько меньшего размера, имело более низкий подклет, двускатную (как на севере) или четырёхскатную (как на юге) крышу, крытую деревом или соломой. Различают два варианта среднерусского комплекса жилья. В первом случае двор, как и на севере, примыкал к жилью, но ставился под отдельной крышей. Второй вариант отличался от первого главным образом полузакрытым или открытым двором, а также заметно меньшим распространением бани.
Южнорусское жилище не имело подклета, т.е. было наземным с земляным или же глинобитным (позже — деревянным) полом. Крыша дома четырёхскатная, соломенная. Снаружи дома обычно обмазывали глиной и белили, и этим они напоминали распространённые на Украине хаты. Южнорусский комплекс жилья характеризовался открытыми и полузакрытыми дворами, а также отсутствием бани. В зависимости от внутренней планировки южнорусского жилища, а точнее, места расположения печи, выделяют два его варианта: западный и восточный.
Западнорусское жилище характеризовалось подклетом низкой или средней высоты (до середины XIX века — зачастую вообще без подклета), двускатной крышей, крытой соломой (реже -деревом). Украшение жилища резьбой было развито слабо, бани встречались не во всех хозяйствах. Внутренняя планировка западнорусского жилища была аналогична белорусско-украинской. Различают три варианта западнорусского комплекса жилья в зависимости от типа двора: открытого, крытого и с трёхрядной застройкой (основного) [38, 51].
Народная одежда
Также заметные региональные отличия на рубеже XIX-XX веков были представлены в женской традиционной одежде. Этнографы различают, прежде всего, северорусский и южнорусский женский костюм, от которых несколько отличался западнорусский костюм, имеющий ряд белорусских (или украинских) черт. Независимо от региона, основную часть женского костюма составляла длинная рубаха из белого холста, которая обычно шилась из разных полотнищ ткани, а её верхнюю видную часть и рукава при этом старались сделать понаряднее.
Поверх рубахи, в зависимости от региона проживания, крестьянки надевали либо сарафан, либо понёву (поясную, не сшитую по бокам одежду типа юбки) синего, красного или чёрного цвета, но чаще из шерстяной ткани в клетку. Причём понёва (понява, понька) была одеждой только замужних женщин. Сарафан на Руси появился позднее понёвы, и первоначально это был вид одежды мужской боярской знати. Но уже с XVII века сарафан стал одеждой русских крестьянок и постепенно почти вытеснил понёву.
В XIX веке понёвы сохранились лишь в некоторых губерниях южнее Москвы, превратившись в отличительный элемент южнорусского женского костюма. Замужние женщины на юге надевали сложный кичкообразный головной убор — сороку, нередко имевшую форму рогов. Южнорусский женский костюм был очень красочным, и в нём сочетались украшения всех видов. Шею и грудь украшали ожерельями, повязками, цепочками из разноцветного бисера.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56