Поиск по сайту

На стыке цивилизаций

Вепсы, как и карелы, относятся к северной группе прибалтий­ско-финских народов. Всероссийская перепись населения 2002 года зарегистрировала 8 тысяч вепсов, в том числе около 4 тысяч из них проживает в сельской местности. Первый район концентрации веп­сов расположен на востоке Ленинградской области. Вторая, наибо­лее компактная группа вепсов проживает в Вепсском националь­ном районе, который расположен в южной части Республики Каре­лия, на побережье Онежского озера. Третья небольшая группа веп­сов сохраняется в Вологодской области (рис. 23, 24).
Считается, что происхождение этнонима вепс связано с на­званием родового знака собственности (тамги) в виде плавника рыбы. Ныне вепсы используют разные самоназвания: бепся, вепсь, вепся, людиникад, тпягалажет. Выделяют три диалекта вепсского языка. Созданная в 1930-е годы письменность на вепсском языке распространения не получила. С конца 1980-х годов началась разработка нового алфавита для вепсского языка [38].
Древняя этническая территория вепсов лежит между Ладож­ским, Онежским и Белым озёрами. Позже вепсы расширили свой этнический ареал на север, достигнув даже побережья Белого моря. Их племена вокруг Белоозера, называемые славянами ве­сью, в средние века были включены в состав Новгородской рес­публики. Так как земли вепсов не имели чётких природных рубе­жей, началось их сокращение на юге за счёт русских колонистов. Но на севере этническая территория вепсов некоторое время уве­личивалась за счёт земель саамов [75].
Двигаясь на север, вепсы смешались с карелами-ливвиками и карелами-людиками. Вепсы, осевшие на юго-западном побере­жье Онежского озера, создали отдельную группу (онежских или северных вепсов), сохранившуюся до наших дней. Северные веп­сы были отделены от средних и южных вепсов русскими колони­стами, обосновавшимися в долине р. Свирь [71].
По названию бывших административных районов, а также рек и озёр, вепсы делятся на ряд групп: шелтозерские (прионежс-кие) в Карелии, шимозерские и белозерские в Вологодской облас­ти, винницкие (оятские), шугозерские и ефимовские в Ленинградс­кой области [41]. В соответствии с тремя основными диалектами вепсского языка прионежских вепсов также называют северны­ми, ефимовских — южными, все остальные группы относят к сред­ним ъъпс&м [15, 76].
Водь
Водь относится к южной группе прибалтийско-финских на­родов, к которой также причисляют и соседних эстонцев. Соглас­но переписи населения 2002 года, численность представителей этого этноса в России составляет всего 73 человека, из них только 12 проживает в сельской местности Ленинградской области, преиму­щественно в западной части Ижорской возвышенности. В настоя­щее время фактически все представители данного этноса говорят на русском языке. Водский язык не имеет письменности, и ныне его помнят лишь несколько человек старшего поколения.
Этноним водь появился в XI веке, но без определённой тер­риториальной привязки. Но считается, что водские племена сфор-
мировались как самостоятельный этнос в I тысячелетии н.э., от­делившись от родственных им северо-восточных эстонских пле­мён. В прошлом водь заселяла обширные пространства северо­западной части Восточно-Европейской равнины: земли к югу от Финского залива между реками Нарва, Луга, Плюсса и Нева. Первоначально эти территории в русских летописях назывались Водской землёй [38].
Самоназвание води — вадьялайзет. По одной из версий, эт­ноним водь может быть переведён как «клин». Так, например, известен обычай ряда прибалтийско-финских народов украшать одежду треугольным лоскутком ткани (клином). Но более извес­тны другие элементы женской водской одежды. После венчания водским невестам коротко стригли волосы, а на остриженную голову надевали «пайкас» — головной убор из белого холста, ук­рашенный бисером и раковинами-каури. Ещё одним элементом одежды молодки, носимой ею до рождения первенца-сына или первые два года после свадьбы, был передник, украшенный брон­зовыми колечками, монетами и бубенчиками.
В XII веке земли води вошли в состав Новгородской рес­публики. ХИ-ХШ века стали периодом интенсивного переселе­ния на земли води славян из Новгородской и Псковской земель. К XIV века на Ижорской возвышенности и в северо-восточном Причудье в результате взаимовлияния славянской и водской куль­туры сформировался областной («вотландский») вариант древ­нерусской культуры [30]. В последующем термин «вожане» утра­тил этническое содержание и стал обозначать принадлежность его носителей к жителям Водской земли [54].
К западу от Ижорской возвышенности, где обитало племен­ное образование, называемое русскими чудью, имелись более бла­гоприятные условия для длительного сохранения местного языка и культуры. Данная «чудская» территория не входила в состав ле­тописной Водской земли, однако в дальнейшем стала почти пол­ностью соответствовать этнографической зоне расселения води. Собственно на Ижорской возвышенности (Водской земле) уже в XIII веке стало заметным славянское доминирование [52, 53].
Ижорцы
Ижорцы по языку родственны прибалтийско-финским на­родам северной группы, в особенности, карелам. Всероссийская перепись населения 2002 года зафиксировала 327 ижорцев, око­ло половины которых живёт в сельской местности Ленинградс­кой области, преимущественно к югу от Финского залива, на Ижорской возвышенности. При этом в пределах традиционного ареала расселения проживает уже менее 90 ижорцев [65]. Общего самоназвания народа не сложилось. Употребляются этнонимы: ижора, ингеройсет, инкерикот, изури, каръяляйн, карьялайсет.
В начале II тысячелетия н.э. на северные земли води с востока’ стали проникать ижорские племена. Племена ижоры выделились на рубеже I-II тысячелетий из южно-карельских племён, заняли южную часть Карельско! о перешейка и земли по берегам рек Невы и Ижоры. К началу ХШ века они достигли берегов рек Луги и Нарвы. Первое упоминание ижоры в западных письменных источ­никах датируется 1220 годом, а в русских летописях — 1241 годом.
В XIV веке, после заключения Ореховецкого мирного дого­вора со Швецией (1323 г.), на западе Карельского перешейка (час­ти будущей Ингерманландии) осело некоторое число финских пе­реселенцев. С 1478 года Ижорская земля (Водская пятина Новго­родской республики) стала частью Московского государства. До XVII века племена води и ижоры приняли православную религию, при этом часть води была ассимилирована ижорским населением. Ижорский язык имеет четыре диалекта, причём один из них (ниж~ нелужский) характеризуется наличием водского субстрата.
В XVII веке ижора, вместе с водью и русскими, снялась со своих земель, захваченных шведами, которые пытались внедрить там лютеранство. Шведы стали называть Ижорскую землю Инг-рией или Ингерманландией. После возвращения Ижорской зем­ли России ижорцы в основном вернулись на родину, хотя часть их и осталась на Новгородчине. На родине ижорцы смешались с принявшими лютеранство соплеменниками и финнами, пересе­лившихся в Ингерманландию по приглашению шведов. Язык финских переселенцев оказал воздействие на два диалекта ижор-ского языка {сойкинский и восточный или хеваский — в Ломоно-
совском районе). Единственный диалект ижорского языка, не подвергавшийся финскому влиянию — оредежский [38].
В середине XIX века было 17 тысяч ижорцев, в 1926 году -16 тысяч. В дальнейшем ускорились процессы смещения ижор­цев с русским населением. Например, в 1940-е годы, когда мест­ное финно-угорское население подверглось репрессиям и депор­тации, многие ижорцы старались записать себя русскими. Этому способствовали и школы, где обучение велось на русском языке. Ижорцы на юге Карельского перешейка исчезли совсем.
Финны-ингерманландцы
Массовое переселение финнов на земли Ингрии началось после 1617 года, когда эта территория по условиям Столбовско-го мира отошла Швеции. Ещё с конца XVI века началось бегство православного населения (русских, карел, ижоры, води) с земель, занятых шведскими войсками. Своего апогея это переселение достигло во время русско-шведской войны 1656-1658 годов. В общей сложности в Россию переселилось не менее 50 тысяч ка­рел, ижорцев, води и русских [2, 14].
Первоначально шведское правительство планировало засе­лить Ижорекую землю немцами (из Мекленбурга и Бремена) и голландцами. Однако из-за сурового климата и малоплодород­ных почв немецкие и голландские колонисты не прижились в Ингерманландии. В результате шведское правительство, с целью заселения запустевшего края, было вынуждено согласиться на заселение этих земель финскими крестьянами. Поэтому основной поток переселенцев из Финляндии пришёлся уже на вторую по­ловину XVII века [2, 25].
Финны-ингерманландцы подразделяют себя на две этногра­фические группы: эвримейсет и савакот. Эвримейсет — это пере­селенцы из ближайших районов Финляндии, в частности, из при­хода Эуряпяя, занимавшего северо-западную часть Карельского перешейка, и соседних с ним приходов. Часть их поселилась на соседних юго-восточных землях Карельского перешейка, ещё две группы расселилось к югу от Финского залива и реки Невы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Золотое кольцо России
  • Изменение границ Псковской земли
  • Демографические процессы: численность, миграция, половозрастная структура
  • Интересное