На стыке цивилизаций
Вепсы, как и карелы, относятся к северной группе прибалтийско-финских народов. Всероссийская перепись населения 2002 года зарегистрировала 8 тысяч вепсов, в том числе около 4 тысяч из них проживает в сельской местности. Первый район концентрации вепсов расположен на востоке Ленинградской области. Вторая, наиболее компактная группа вепсов проживает в Вепсском национальном районе, который расположен в южной части Республики Карелия, на побережье Онежского озера. Третья небольшая группа вепсов сохраняется в Вологодской области (рис. 23, 24).
Считается, что происхождение этнонима вепс связано с названием родового знака собственности (тамги) в виде плавника рыбы. Ныне вепсы используют разные самоназвания: бепся, вепсь, вепся, людиникад, тпягалажет. Выделяют три диалекта вепсского языка. Созданная в 1930-е годы письменность на вепсском языке распространения не получила. С конца 1980-х годов началась разработка нового алфавита для вепсского языка [38].
Древняя этническая территория вепсов лежит между Ладожским, Онежским и Белым озёрами. Позже вепсы расширили свой этнический ареал на север, достигнув даже побережья Белого моря. Их племена вокруг Белоозера, называемые славянами весью, в средние века были включены в состав Новгородской республики. Так как земли вепсов не имели чётких природных рубежей, началось их сокращение на юге за счёт русских колонистов. Но на севере этническая территория вепсов некоторое время увеличивалась за счёт земель саамов [75].
Двигаясь на север, вепсы смешались с карелами-ливвиками и карелами-людиками. Вепсы, осевшие на юго-западном побережье Онежского озера, создали отдельную группу (онежских или северных вепсов), сохранившуюся до наших дней. Северные вепсы были отделены от средних и южных вепсов русскими колонистами, обосновавшимися в долине р. Свирь [71].
По названию бывших административных районов, а также рек и озёр, вепсы делятся на ряд групп: шелтозерские (прионежс-кие) в Карелии, шимозерские и белозерские в Вологодской области, винницкие (оятские), шугозерские и ефимовские в Ленинградской области [41]. В соответствии с тремя основными диалектами вепсского языка прионежских вепсов также называют северными, ефимовских — южными, все остальные группы относят к средним ъъпс&м [15, 76].
Водь
Водь относится к южной группе прибалтийско-финских народов, к которой также причисляют и соседних эстонцев. Согласно переписи населения 2002 года, численность представителей этого этноса в России составляет всего 73 человека, из них только 12 проживает в сельской местности Ленинградской области, преимущественно в западной части Ижорской возвышенности. В настоящее время фактически все представители данного этноса говорят на русском языке. Водский язык не имеет письменности, и ныне его помнят лишь несколько человек старшего поколения.
Этноним водь появился в XI веке, но без определённой территориальной привязки. Но считается, что водские племена сфор-
мировались как самостоятельный этнос в I тысячелетии н.э., отделившись от родственных им северо-восточных эстонских племён. В прошлом водь заселяла обширные пространства северозападной части Восточно-Европейской равнины: земли к югу от Финского залива между реками Нарва, Луга, Плюсса и Нева. Первоначально эти территории в русских летописях назывались Водской землёй [38].
Самоназвание води — вадьялайзет. По одной из версий, этноним водь может быть переведён как «клин». Так, например, известен обычай ряда прибалтийско-финских народов украшать одежду треугольным лоскутком ткани (клином). Но более известны другие элементы женской водской одежды. После венчания водским невестам коротко стригли волосы, а на остриженную голову надевали «пайкас» — головной убор из белого холста, украшенный бисером и раковинами-каури. Ещё одним элементом одежды молодки, носимой ею до рождения первенца-сына или первые два года после свадьбы, был передник, украшенный бронзовыми колечками, монетами и бубенчиками.
В XII веке земли води вошли в состав Новгородской республики. ХИ-ХШ века стали периодом интенсивного переселения на земли води славян из Новгородской и Псковской земель. К XIV века на Ижорской возвышенности и в северо-восточном Причудье в результате взаимовлияния славянской и водской культуры сформировался областной («вотландский») вариант древнерусской культуры [30]. В последующем термин «вожане» утратил этническое содержание и стал обозначать принадлежность его носителей к жителям Водской земли [54].
К западу от Ижорской возвышенности, где обитало племенное образование, называемое русскими чудью, имелись более благоприятные условия для длительного сохранения местного языка и культуры. Данная «чудская» территория не входила в состав летописной Водской земли, однако в дальнейшем стала почти полностью соответствовать этнографической зоне расселения води. Собственно на Ижорской возвышенности (Водской земле) уже в XIII веке стало заметным славянское доминирование [52, 53].
Ижорцы
Ижорцы по языку родственны прибалтийско-финским народам северной группы, в особенности, карелам. Всероссийская перепись населения 2002 года зафиксировала 327 ижорцев, около половины которых живёт в сельской местности Ленинградской области, преимущественно к югу от Финского залива, на Ижорской возвышенности. При этом в пределах традиционного ареала расселения проживает уже менее 90 ижорцев [65]. Общего самоназвания народа не сложилось. Употребляются этнонимы: ижора, ингеройсет, инкерикот, изури, каръяляйн, карьялайсет.
В начале II тысячелетия н.э. на северные земли води с востока’ стали проникать ижорские племена. Племена ижоры выделились на рубеже I-II тысячелетий из южно-карельских племён, заняли южную часть Карельско! о перешейка и земли по берегам рек Невы и Ижоры. К началу ХШ века они достигли берегов рек Луги и Нарвы. Первое упоминание ижоры в западных письменных источниках датируется 1220 годом, а в русских летописях — 1241 годом.
В XIV веке, после заключения Ореховецкого мирного договора со Швецией (1323 г.), на западе Карельского перешейка (части будущей Ингерманландии) осело некоторое число финских переселенцев. С 1478 года Ижорская земля (Водская пятина Новгородской республики) стала частью Московского государства. До XVII века племена води и ижоры приняли православную религию, при этом часть води была ассимилирована ижорским населением. Ижорский язык имеет четыре диалекта, причём один из них (ниж~ нелужский) характеризуется наличием водского субстрата.
В XVII веке ижора, вместе с водью и русскими, снялась со своих земель, захваченных шведами, которые пытались внедрить там лютеранство. Шведы стали называть Ижорскую землю Инг-рией или Ингерманландией. После возвращения Ижорской земли России ижорцы в основном вернулись на родину, хотя часть их и осталась на Новгородчине. На родине ижорцы смешались с принявшими лютеранство соплеменниками и финнами, переселившихся в Ингерманландию по приглашению шведов. Язык финских переселенцев оказал воздействие на два диалекта ижор-ского языка {сойкинский и восточный или хеваский — в Ломоно-
совском районе). Единственный диалект ижорского языка, не подвергавшийся финскому влиянию — оредежский [38].
В середине XIX века было 17 тысяч ижорцев, в 1926 году -16 тысяч. В дальнейшем ускорились процессы смещения ижорцев с русским населением. Например, в 1940-е годы, когда местное финно-угорское население подверглось репрессиям и депортации, многие ижорцы старались записать себя русскими. Этому способствовали и школы, где обучение велось на русском языке. Ижорцы на юге Карельского перешейка исчезли совсем.
Финны-ингерманландцы
Массовое переселение финнов на земли Ингрии началось после 1617 года, когда эта территория по условиям Столбовско-го мира отошла Швеции. Ещё с конца XVI века началось бегство православного населения (русских, карел, ижоры, води) с земель, занятых шведскими войсками. Своего апогея это переселение достигло во время русско-шведской войны 1656-1658 годов. В общей сложности в Россию переселилось не менее 50 тысяч карел, ижорцев, води и русских [2, 14].
Первоначально шведское правительство планировало заселить Ижорекую землю немцами (из Мекленбурга и Бремена) и голландцами. Однако из-за сурового климата и малоплодородных почв немецкие и голландские колонисты не прижились в Ингерманландии. В результате шведское правительство, с целью заселения запустевшего края, было вынуждено согласиться на заселение этих земель финскими крестьянами. Поэтому основной поток переселенцев из Финляндии пришёлся уже на вторую половину XVII века [2, 25].
Финны-ингерманландцы подразделяют себя на две этнографические группы: эвримейсет и савакот. Эвримейсет — это переселенцы из ближайших районов Финляндии, в частности, из прихода Эуряпяя, занимавшего северо-западную часть Карельского перешейка, и соседних с ним приходов. Часть их поселилась на соседних юго-восточных землях Карельского перешейка, ещё две группы расселилось к югу от Финского залива и реки Невы.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56