Поиск по сайту

На стыке цивилизаций

Саамы относятся к финно-угорской группе уральско-юка­гирской языковой семьи и проживают преимущественно на севе­ре Скандинавского полуострова: в Норвегии (30 тыс. чел.), Шве­ции (17 тыс. чел.) и Финляндии (5 тыс. чел.). В России они живут на Кольском полуострове (около 2 тыс. чел., из них половина — в сельской местности). Самоназвания саамов — саами, саамъ, саме. Норвежцы называют саамов финнами (fin).
Саамы — древнее население крайнего Севера Европы, посте­пенно оттеснённое вплотную к морям Северного Ледовитого океана соседними народами: русскими, карелами, финнами и скандинавами. Ареал расселения саамов в прошлом достигал Северной Двины на востоке, Онежского и Ладожского озёр на юге, т.е. охватывал почти всю Карелию, Финляндию, Кольский полуостров, север Скандинавии.
Но сюда саамы пришли с востока (из-за Урала) и говорили некогда на языке, близком к самодийским. Древнерусское соби­рательное название народов самоядь, давшее ныне имя самодий­ской группе уральско-юкагирской семьи, генетически родствен­но самоназванию saame. Например, якуты в своих сказаниях до сих пор называют своих западных самодийских соседей (нгана­санов) именем саамой [43].
Антропологический тип саамов с заметной монголоиднос-тью, заимствованной у своих азиатских предков, называют ла-поноидным. Связано это с древним названием саамов — лопари, лопъ, лапландцы. Это имя народ получил, вероятно, от финнов и скандинавов, а затем оно было воспринято и русскими. Некото-
рые лингвисты производят это название от финских слов lape, lapea («сторона»), или от шведского lapp — («место»).
В России вплоть до XVII века для обозначения земель саа­мов на Онежском озере использовался термин «Лопские погос­ты». В Карелии до сих пор название Lappi используется для обо­значения более северных территорий. А в юго-восточной Фин­ляндии можно отыскать город Лаппенрапта (Lappeenranta), на­звание которого переводится как «Лопарского плеса берег», сви­детельствуя о южной границе расселения саамов в первоначаль­ный период освоения этих земель финнами.
Ныне же на севере Финляндии выделен в качестве самостоя­тельной административной единицы лён Лапландия (Lapin laani по-фински, Laplands Ian по-шведски), где, в частности, прямо на северном Полярном круге располагается «деревня ремесленни­ков Деда Мороза» (а точнее, «офис Санта Клауса»), откуда по всему миру рассылаются детские рождественские подарки.
Язык саамов занимает особое положение среди соседних финно-угорских языков. При этом саамы говорят на разных диа­лектах, особенности которых часто исключают взаимопонима­ние. Даже язык Кольских саамов имеет четыре диалекта. Кольс­кие саамы проживают главным образом в Ловозерском районе Мурманской области. Их письменность основана на русской гра­фике. Верующие саамы в России исповедуют православие [38].
В Норвегии выделяются три диалекта саамского языка, и все они являются фактически самостоятельными литературны­ми языками. При этом в XIX веке был создан ещё и норвежско-саамский язык, а в середине XX века — язык на основе южного горного диалекта, который ныне распространился также и в Швеции. Саамы скандинавских стран исповедуют лютеранство и в письменности используют латинскую графику.
Ныне саамы или же ведут оседлый образ жизни и занимают­ся прибрежным рыболовством, и’яи являются кочевниками-оле­неводами. Скандинавские саамы-оленеводы осенью и зимой па­сут стада в тундре, лесах и редколесьях северной Швеции, а вес­ной перекочёвывают на летние горные пастбища Норвегии. При­чём право на пересечение норвежско-шведской границы они по­лучили ещё в начале XVII века [4].
Карелы
Карел относят к северной группе прибалтийско-финских народов. Они заметно отличаются от саамов, но родственны по языку соседним финнам. По одной из версий, этноним карелы означает «скотоводы», и в его основе лежит финское слово karja («скот»; близкое ему эстонское kari означает «стадо»).
Существует множество вариантов самоназвания карел: ка-ръялайзет (общее), каръялани (в Карелии; соответствует носите­лям основного диалекта карельского языка, наиболее близкого к финскому языку), лингвиляйне, ливвикёй (на Ладоге; соответству­ет носителям ливвиковского диалекта карельского языка), люю-дилайне, лююдикёй (на Онеге; соответствует носителям людиков-ского диалекта, имеющего заметную вепсскую основу).
Карелы живут преимущественно в России (93 тысячи по пере­писи населения 2002 года), в основном в Республике Карелия, где составляют, однако, лишь немногим более 9% населения. Верую­щие карелы, в отличие от своих близких соседей финнов (лютеран), исповедуют православие. В 1930-е годы существовала письменность на карельском языке на основе русского алфавита. С конца 1980-х годов началась разработка письменности на основе латинской гра­фики, но сейчас, по новым российским законам, карельская пись­менность должна быть переведена на русскую графику.
Карелы сформировались на основе аборигенных племён южной части современной Карелии и юго-востока Финляндии предположительно в первой половине I тысячелетия н.э. Предки карел, («корела» русских летописей) в IX веке заселяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера (Карельский пере­шеек). В том же веке началось активное переселение на террито­рию Приладожья и Прионежья славян [4, 27].
Зоной интенсивных карело-финских контактов стал на рубеже I-II тысячелетий н.э. юго-восток Финляндии. Известно, что в то же время от карел отделилось племя ижора, что явилось фактом нали­чия в тот момент карельского племенного объединения [32, 33].
Земли между Ладожским и Онежским озёрами в конце I ты­сячелетия н.э. заселяли племена веси. В ходе своего расселения карелы смешались здесь с племенами веси — предками вепсов. На
восточном побережье Ладожского озера и на Олонецком пере­шейке распространён ливвиковскип диалект карельского языка, образовавшийся в результате взаимодействия вепсской и карель­ской речи. Карелы, проживающие в Западном Прионежье, гово­рят на людиковском диалекте. По мнению большинства исследо­вателей, людиковский диалект также имеет вепсскую основу, при­чём вепсские элементы в нём присутствуют в равной мере с ка­рельскими, или даже преобладают [27].
В XI-XII веках карелы освоили западную часть современной территории Карелии. Затем они продвинулись на север, где частич­но смешались с саамами. Об этом свидетельствует наличие лапоно-идной примеси в антропологическом облике северных карел [26].
В начале XII века карельские племена упоминаются как со­юзники или как подданные Новгородской республики. Карелы стали выступать как самостоятельная этническая общность со своей оригинальной, ярко выраженной материальной культурой и богатейшей фольклорно-эпической традицией [32].
После Февральской революции 1917 года южные карелы, исторически тесно связанные в культурном отношении с русским населением и традиционно ориентированные на Петроград, выс­казывались за автономию в составе России. В северной Карелии преобладали сторонники создания независимого государства и присоединения к Финляндии. В ответ на Ухтинский съезд, состо­явшийся в 1920 году и объявивший о стремлении карел выйти из состава России, была образована автономная область — Карель­ская Трудовая Коммуна (КТК) [69].
Первоначально КТК включила земли, заселённые преиму­щественно карелами к западу от Мурманской железной дороги, но уже в 1921 году в её состав передали территории северного и северо-восточного Прионежья, заселённые преимущественно рус­скими, а в 1923 году — земли, лежащие к юго-западу от Белого моря [42]. В 1924 году в состав Карелии были включены земли, расположенные к западу от Онежского озера и заселённые пре­имущественно вепсами [5]. Таким образом, восточные границы образованной в 1923 году из КТК Автономной Карельской Со­ветской Социалистической Республики уже были в соответствии
с современными границами Карелии, но русские в таких грани­цах республики составляли свыше половины населения.
С начала 1920-х годов осуществлялась политика финниза-ции Карелии с целью превращения её в форпост революции во всей Скандинавии. Определённую роль в этой политике должны были сыграть «красные финны» — эмигрировавшие в Россию уча­стники революции 1918 года в Финляндии [59]. С 1929 года на­чался массовый перевод карельских школ на финский язык обу­чения. В рамках финнизации продолжалась и переселенческая кампания. В начале 1930-х годов в республику прибыло несколь­ко тысяч финнов, главным образом из Канады и США [35].
По окончании советско-финляндской войны 1939-1940 го­дов граница СССР пришла в соответствие с границей Ништадт-ского договора 1721 года. Установленные таким образом в 1940 году границы Карело-Финской ССР уже не претерпевали изме­нений при её преобразовании в Карельскую АССР в 1956 году и современную Республику Карелия.
Вепсы

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Изменение границ Псковской земли
  • Демографические процессы: численность, миграция, половозрастная структура
  • Политическая культура региона: историко-теоретический и прикладной аспекты
  • Интересное