На стыке цивилизаций
Саамы относятся к финно-угорской группе уральско-юкагирской языковой семьи и проживают преимущественно на севере Скандинавского полуострова: в Норвегии (30 тыс. чел.), Швеции (17 тыс. чел.) и Финляндии (5 тыс. чел.). В России они живут на Кольском полуострове (около 2 тыс. чел., из них половина — в сельской местности). Самоназвания саамов — саами, саамъ, саме. Норвежцы называют саамов финнами (fin).
Саамы — древнее население крайнего Севера Европы, постепенно оттеснённое вплотную к морям Северного Ледовитого океана соседними народами: русскими, карелами, финнами и скандинавами. Ареал расселения саамов в прошлом достигал Северной Двины на востоке, Онежского и Ладожского озёр на юге, т.е. охватывал почти всю Карелию, Финляндию, Кольский полуостров, север Скандинавии.
Но сюда саамы пришли с востока (из-за Урала) и говорили некогда на языке, близком к самодийским. Древнерусское собирательное название народов самоядь, давшее ныне имя самодийской группе уральско-юкагирской семьи, генетически родственно самоназванию saame. Например, якуты в своих сказаниях до сих пор называют своих западных самодийских соседей (нганасанов) именем саамой [43].
Антропологический тип саамов с заметной монголоиднос-тью, заимствованной у своих азиатских предков, называют ла-поноидным. Связано это с древним названием саамов — лопари, лопъ, лапландцы. Это имя народ получил, вероятно, от финнов и скандинавов, а затем оно было воспринято и русскими. Некото-
рые лингвисты производят это название от финских слов lape, lapea («сторона»), или от шведского lapp — («место»).
В России вплоть до XVII века для обозначения земель саамов на Онежском озере использовался термин «Лопские погосты». В Карелии до сих пор название Lappi используется для обозначения более северных территорий. А в юго-восточной Финляндии можно отыскать город Лаппенрапта (Lappeenranta), название которого переводится как «Лопарского плеса берег», свидетельствуя о южной границе расселения саамов в первоначальный период освоения этих земель финнами.
Ныне же на севере Финляндии выделен в качестве самостоятельной административной единицы лён Лапландия (Lapin laani по-фински, Laplands Ian по-шведски), где, в частности, прямо на северном Полярном круге располагается «деревня ремесленников Деда Мороза» (а точнее, «офис Санта Клауса»), откуда по всему миру рассылаются детские рождественские подарки.
Язык саамов занимает особое положение среди соседних финно-угорских языков. При этом саамы говорят на разных диалектах, особенности которых часто исключают взаимопонимание. Даже язык Кольских саамов имеет четыре диалекта. Кольские саамы проживают главным образом в Ловозерском районе Мурманской области. Их письменность основана на русской графике. Верующие саамы в России исповедуют православие [38].
В Норвегии выделяются три диалекта саамского языка, и все они являются фактически самостоятельными литературными языками. При этом в XIX веке был создан ещё и норвежско-саамский язык, а в середине XX века — язык на основе южного горного диалекта, который ныне распространился также и в Швеции. Саамы скандинавских стран исповедуют лютеранство и в письменности используют латинскую графику.
Ныне саамы или же ведут оседлый образ жизни и занимаются прибрежным рыболовством, и’яи являются кочевниками-оленеводами. Скандинавские саамы-оленеводы осенью и зимой пасут стада в тундре, лесах и редколесьях северной Швеции, а весной перекочёвывают на летние горные пастбища Норвегии. Причём право на пересечение норвежско-шведской границы они получили ещё в начале XVII века [4].
Карелы
Карел относят к северной группе прибалтийско-финских народов. Они заметно отличаются от саамов, но родственны по языку соседним финнам. По одной из версий, этноним карелы означает «скотоводы», и в его основе лежит финское слово karja («скот»; близкое ему эстонское kari означает «стадо»).
Существует множество вариантов самоназвания карел: ка-ръялайзет (общее), каръялани (в Карелии; соответствует носителям основного диалекта карельского языка, наиболее близкого к финскому языку), лингвиляйне, ливвикёй (на Ладоге; соответствует носителям ливвиковского диалекта карельского языка), люю-дилайне, лююдикёй (на Онеге; соответствует носителям людиков-ского диалекта, имеющего заметную вепсскую основу).
Карелы живут преимущественно в России (93 тысячи по переписи населения 2002 года), в основном в Республике Карелия, где составляют, однако, лишь немногим более 9% населения. Верующие карелы, в отличие от своих близких соседей финнов (лютеран), исповедуют православие. В 1930-е годы существовала письменность на карельском языке на основе русского алфавита. С конца 1980-х годов началась разработка письменности на основе латинской графики, но сейчас, по новым российским законам, карельская письменность должна быть переведена на русскую графику.
Карелы сформировались на основе аборигенных племён южной части современной Карелии и юго-востока Финляндии предположительно в первой половине I тысячелетия н.э. Предки карел, («корела» русских летописей) в IX веке заселяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера (Карельский перешеек). В том же веке началось активное переселение на территорию Приладожья и Прионежья славян [4, 27].
Зоной интенсивных карело-финских контактов стал на рубеже I-II тысячелетий н.э. юго-восток Финляндии. Известно, что в то же время от карел отделилось племя ижора, что явилось фактом наличия в тот момент карельского племенного объединения [32, 33].
Земли между Ладожским и Онежским озёрами в конце I тысячелетия н.э. заселяли племена веси. В ходе своего расселения карелы смешались здесь с племенами веси — предками вепсов. На
восточном побережье Ладожского озера и на Олонецком перешейке распространён ливвиковскип диалект карельского языка, образовавшийся в результате взаимодействия вепсской и карельской речи. Карелы, проживающие в Западном Прионежье, говорят на людиковском диалекте. По мнению большинства исследователей, людиковский диалект также имеет вепсскую основу, причём вепсские элементы в нём присутствуют в равной мере с карельскими, или даже преобладают [27].
В XI-XII веках карелы освоили западную часть современной территории Карелии. Затем они продвинулись на север, где частично смешались с саамами. Об этом свидетельствует наличие лапоно-идной примеси в антропологическом облике северных карел [26].
В начале XII века карельские племена упоминаются как союзники или как подданные Новгородской республики. Карелы стали выступать как самостоятельная этническая общность со своей оригинальной, ярко выраженной материальной культурой и богатейшей фольклорно-эпической традицией [32].
После Февральской революции 1917 года южные карелы, исторически тесно связанные в культурном отношении с русским населением и традиционно ориентированные на Петроград, высказывались за автономию в составе России. В северной Карелии преобладали сторонники создания независимого государства и присоединения к Финляндии. В ответ на Ухтинский съезд, состоявшийся в 1920 году и объявивший о стремлении карел выйти из состава России, была образована автономная область — Карельская Трудовая Коммуна (КТК) [69].
Первоначально КТК включила земли, заселённые преимущественно карелами к западу от Мурманской железной дороги, но уже в 1921 году в её состав передали территории северного и северо-восточного Прионежья, заселённые преимущественно русскими, а в 1923 году — земли, лежащие к юго-западу от Белого моря [42]. В 1924 году в состав Карелии были включены земли, расположенные к западу от Онежского озера и заселённые преимущественно вепсами [5]. Таким образом, восточные границы образованной в 1923 году из КТК Автономной Карельской Советской Социалистической Республики уже были в соответствии
с современными границами Карелии, но русские в таких границах республики составляли свыше половины населения.
С начала 1920-х годов осуществлялась политика финниза-ции Карелии с целью превращения её в форпост революции во всей Скандинавии. Определённую роль в этой политике должны были сыграть «красные финны» — эмигрировавшие в Россию участники революции 1918 года в Финляндии [59]. С 1929 года начался массовый перевод карельских школ на финский язык обучения. В рамках финнизации продолжалась и переселенческая кампания. В начале 1930-х годов в республику прибыло несколько тысяч финнов, главным образом из Канады и США [35].
По окончании советско-финляндской войны 1939-1940 годов граница СССР пришла в соответствие с границей Ништадт-ского договора 1721 года. Установленные таким образом в 1940 году границы Карело-Финской ССР уже не претерпевали изменений при её преобразовании в Карельскую АССР в 1956 году и современную Республику Карелия.
Вепсы
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56