Поиск по сайту

На стыке цивилизаций

К тому же на культурной специфике коренных жителей Латга­лии сказывалось их религиозное отличие от остальных латышей. В 1920-1930-х годах в независимой Латвийской республике существо­вала так называемая «латгальская проблема»: в это время религи­озные и бытовые различия между латышами-лютеранами и латгаль­цами-католиками были настолько остры, что многие латгальцы считали себя отдельным народом, отличным от латышей [28].
На латгальских говорах (иногда называемых латгальским языком)в 1730-1865 годах и 1904-1954 годах издавались даже кни­ги и газеты [56]. Культурно-бытовые (т.е. этнографические) от­личия латгальцев-католиков от остальных латышей-лютеран со­хранялись до недавнего времени [4].
Латвийское приграничье в наше время
Ныне в родственно-дружеских отношениях с Латвией состоит около 30% жителей Псковской области, из них 15% являются обла­дателями в соседней стране ближних и дальних родственников, и почти столько же — друзей и знакомых. Доля латышей среди тех, кто принял участие в опросе, как и во всём населении Псковской области, составляет менее 0,1 %, однако в своих латышских этничес­ких корнях призналось 3,4% опрошенных. Поездки в Латвию, пре­имущественно крайне редкие, согласно результатам опроса, состо­явшегося летом 2003 года, совершает 8% жителей области.
Собственно пограничными с Латвией являются Себежский, Красногородский, Пыталовский, Палкинский и Печорский рай­оны Псковской области. Часть территории этих районов (почти
весь Пыталовский район, юго-запад Палкинского района и край­ний юго-восток Печорского района) с 1920 по 1944 годы входила в состав Латвийской республики. Латышские этнические корни здесь имеет 8% населения, а родственников в Латвии — свыше трети жителей. Кроме того, каждый пятый из опрошенных отме­тил наличие в Латвии своих друзей или знакомых. Таким обра­зом, в родственно-дружеских связях с Латвией задействовано более половины населения пограничных районов, но только 13% опрошенных здесь отметило, что хотя бы изредка посещают со­седнюю страну.
В приграничных районах второго порядка родственные узы с Латвией связывают только 12% населения, но доля лиц, имеющих в соседней стране друзей и знакомых, составляет те же 20%. В сумме же в родственно-дружеских отношениях с Латвией состоит почти треть населения этих районов. Заметим, что это наиболее плотно заселённые районы Псковской области, протянувшиеся цепочкой вдоль реки Великой: Пустошкинский, Опочецкий, Пушкиногорс-кий, Островский и Псковский районы. Поездки в Латвию соверша­ет немногим более 10% лиц, опрошенных в этих районах.
В заключение главы следует отметить, что Псковская область является единственным регионом Российской Федерации, погра­ничным с Латвией. Причём для Псковской области граница с Латвией (протяжённостью 214 км) является самым длинным су­хопутным участком границы с Европейским Союзом.
Глава 8. РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ ПОГРАНИЧЬЕ
Происхождение белорусов
До конца III тысячелетия до н.э. в северо-восточной части со­временной территории Белоруссии жили финно-угорские племена, потом на смену им пришли балты — предки нынешних литовцев и латышей. Именно балтские племена выступили в качестве антро­пологических предков белорусов, что способствовало обособлению последних в дальнейшем от других восточнославянских народов -русских и украинцев [3, 49]. К середине I тысячелетия н.э. северную и центральную части территории Белоруссии заселяли носители тушемлинско-банцеровской культуры, юго-восток — носители ко-лочинской культуры, крайний юг (Полесье) — относимые к славя­нам носители пражско-корчакской культуры [52].
Во второй половине I тысячелетия н.э. славяне расселились по всей территории Белоруссии, а с VI века начинается процесс ассимиляции ими балтского населения [17, 18]. С этого момента в этногенезе белорусов принимают активное участие славянские племена смоленско-полоцких кривичей, дреговичей и радимичей, смешавшихся с балтским населением.
Смоленско-полоцкие кривичи — особая группа восточных славян, создавших археологическую культуру длинных курганов смоленско-полоцкого типа. Предполагается, что данный погре­бальный обряд был занесён в VIII веке с севера, с территории, заселённой псковскими кривичами — носителями аналогичной культуры длинных курганов. В дальнейшем кривичи пополня­лись новыми славянскими переселенцами и со временем ассими­лировали местные балтские племена [19].
В VIII-IX веках смоленско-полоцкие кривичи занимали се­верную часть территории современной Белоруссии. Среди пос­ледних выделялись особо полочане, которых В.В. Седов предла­гает отождествлять с населением Полоцкой земли, не рассматри­вая в качестве самостоятельной племенной группировки [52]. Дреговичи — другое племенное образование восточных славян. Они в это время заселяли центральную и юго-западную части территории Белоруссии. Радимичи в VIII-IX веках освоили вос­точную часть территории современной Белоруссии.
Славянские этнические новообразования (кривичи, дрего­вичи и радимичи) являлись также примитивными политически­ми объединениями, названными в исторической литературе «кня­жениями». Последнее упоминание о дреговичах относится к 1149 году, о кривичах — к 1162 году, о радимичах — к 1169 году [39]. Этнокультурные рубежи, возникшие между славянскими группи­ровками в эпоху средневековья, со временем нашли своё отраже­ние в границах этнографических регионов Белоруссии [70].
Племена западных балтов (аукштайтов, куршей, жемайтов, ятвягов и др.) не подверглись славянской ассимиляции и продол­жали заселять территории к западу от современной Белоруссии [8]. В Х-ХИ веках на территории Белоруссии ещё продолжалась ассимиляция местных балтов славянскими группировками. При­чиной того, что произошла славянизация балтов, а не наоборот, ряд историков считает более высокий социально-экономический и культурный уровень древнебелорусских княжеств.
Русь Белая и Русь Чёрная
Многие исследователи полагают, что окончательное выделе­ние белорусов из восточнославянского праэтноса произошло во времена существования Великого княжества Литовского. Оно об­разовалось преимущественно в результате мирного слияния древ­небелорусских и литовских княжеств. Причём полное название это­го государства — Великое княжество Литовское, Русское и Жемайт-ское. В то время основная (западная) частьховременной Литвы на­зывалась не Литвой, а Жемайтией (Жмудью), или Самогитией (ла­тинское название), и было автономным княжеством в составе Вели­кого княжества Литовского. Его граждане назывались жмудинами.
Литовцы и поныне именуют свою страну «Летува» (Lietuva), причём название «Литва» (Littauen) применительно к этим терри­ториям стало употребляться только со второй половины XIX века. А до того, по мнению ряда историков, Литвой именовали белорус­ские земли, ставшие «ядром» западнорусского государства, офици­ально называемого Великим княжеством Литовским [66]. Белорус­ский язык с конца XIV века функционировал здесь в качестве одно­го из официальных языков, и лишь в XVII веке был заменён
польским. Да и в целом Великое княжество Литовское считалось славянским по языку, культуре и преобладанию славянского насе­ления [71]. И действительно, девять десятых населения Великого княжества Литовского в период его максимального расширения составляли славяне (в основном предки белорусов и украинцев).
Считается, что в конце XVI — начале XVII века появился эт­ноним «белорусы» [35,69]. Но как мы уже отмечали, территорию Белоруссии в то время чаще обозначали как «Литва», а белорусы называли себя или кривичами, или литвинами в соответствии с общим именем балтско-славянских племён, заселявших в средне­вековье центральную и северо-западную части Белоруссии. По­нятия «Белоруссия» и «белорусы» окончательно закрепились только со второй половины XIX века [66].
Существует много версий происхождения названия «Белая Русь» («Беларусь, Белоруссия»). В прошлом его пытались объяс­нить то красотой местной природы, то снежным изобилием, то белой одеждой населения или же антропологическим обликом местных жителей (преимущественно светловолосых и голубогла­зых). Впрочем, большинство современных гипотез основано на противопоставлении понятий «Белая Русь» и «Чёрная Русь» (за­падная Белоруссия). Так, Белая Русь рассматривается как терри­тория, раньше принявшая христианство, или же позже Чёрной Руси попавшая в зависимость от литовских феодалов. Но с гео­графической точки зрения наиболее правдоподобной выглядит версия, что данные названия были получены от литовцев в пери­од существования Великого княжества Литовского, которые, со­гласно давней балтской традиции, именовали восточные земли «белыми», а западные — «чёрными» [25].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Изменение границ Псковской земли
  • Демографические процессы: численность, миграция, половозрастная структура
  • Политическая культура региона: историко-теоретический и прикладной аспекты
  • Интересное