Поиск по сайту

На стыке цивилизаций

прежнему обитали прибалтийско-финские племена ливов, а также обосновавшиеся по соседству с ними группы венедов (вероятно, славян). Ливы в то время проживали в трёх районах: на севере Курземе, западе Видземе и низовьях реки Даугавы [61]. Археоло­гические памятники венедов (могильники с песчаными кургана­ми), датируемые концом I тысячелетия н.э., обнаружены на севере Курземе, а началом II тысячелетия — на западе Видземе [52].
В XII веке и начале XIII столетия на территории Латвии образовались первые государственные образования — княжества, наиболее известные из которых: Талава (Толова), Ерсика (Гер-цике), Кокнесе. Ерсике и Кокнесе с рубежа XI-XII вв. были зави­симы от полоцких князей и также платили им дань [53]. Полоча-не построили в этих латгальских княжествах православные хра­мы. Правители трёх названных латгальских княжеств приняли православную религию [55].
Талава и Пыталовский край
Средневековое княжество Талава располагалось на севере Латгалии, т.е. на северо-востоке современной Латвии. Вероятно, земли Талавы до середины I тысячелетия н.э. были заселены при­балтийско-финскими племенами (о чём свидетельствуют каменные могильники эсто-ливского типа), с которыми смешались прибыв­шие сюда во второй половине тысячелетия латгалы [51]. Данный факт подтверждают антропологические исследования, выявившие у латгалов небольшую монголоидную примесь, свидетельствую­щую о смешении с прибалтийско-финским населением [3].
В конце I тысячелетия н.э. происходили значительные пере­селения славян в Талаву, о чём свидетельствуют курганные могиль­ники кривичей, найденные на северо-востоке Латвии. Не позднее X века в Талаву проникли новые небольшие группы славян из Псковской земли, которые первыми занесли сюда христианскую религию [51]. Через некоторое время Талава стала платить дань новгородцам, а перед экспансией крестоносцев — псковичам [40].
На восточной окраине Талавы латгалы основали город-за­мок Абрене, в XIII веке перешедший во владение рижского архи­епископа. Название «Абрене» («abra» переводится с латышского как «квашня»), вероятно, означает увлажнённое понижение. Ко-
рень этого слова часто используется в Латвии в названиях лугов, полей, пастбищ, лесов и т.п. [43]. Однако название «Абрене» пе­ред началом второй мировой войны было использовано в неза­висимой Латвийской республике для обозначения города Пыта-лово — современного райцентра Псковской области.
В русских источниках сельцо Пыталово впервые упомина­ется только в 1835 году. Согласно русской версии, название села образовано от антропонима «Пыталов». Также существует ла­тышская версия происхождения названия города Пыталово, объясняющая его имя положением «около Талавы» (Pietalava).
Пыталово получило статус города только в 1933 году, буду­чи в составе Латвийской республики. И называлось оно тогда Яунлатгале («Новая Латгалия»). В то же время название «Абре­не» постепенно переходило на земли, входившие в состав средне­векового Абренского округа, и стало вторым именем Яунлатгаль-ского уезда в независимой Латвии.
В 1930-е годы в состав Яунлатгальского (Абренского) уезда входило пять пагастов (волостей), возвращённых в 1945 году в состав России: Кацену (центр — Качаново в юго-западной части современного Палкинского района), Линавас (центр — Линово на севере Пыталовского района), Пурмалас (к западу от Пытало­во), Аугспилс (центр — Вышгородок к востоку от Пыталово), Гау-ру (центр — Гаеры на юге Пыталовского района) [28].
В 1938 году город Яунлатгале (ныне — Пыталово) был офи­циально.переименован в Абрене. Город Абрене получил герб, имевший шесть подков, расположенных в форме треугольника. Существует версия, что подковы на гербе свидетельствуют о хо­рошо развитом кузнечном деле в городе.
Однако было бы неправильным говорить об идентичности русского поселения Пыталово и латгальского замка Абрене. Пы­талово стал значительным населённым пунктом лишь во время строительства железной дороги Санкт-Петербург-Варшава в 1860 году. Первоначально поселение состояло из нескольких казарм для железнодорожных рабочих. Только в начале XX века Пыталово превратилось в посёлок при узловой железнодорожной станции. Поэтому использование древнего латгальского названия «Абре­не» для города Пыталово не является исторически обоснованным.
Становление политических и этнических границ
Сложение латышского этноса задержалось вторжением на рубеже XII-XIII веков в страну немецких крестоносцев, и завер­шилось лишь к началу XVII века [4]. К концу XIII века Ордену меченосцев (созданному в 1202 году) и Ливонскому ордену (сме­нившему с 1237 года Орден меченосцев) удалось завоевать всю латышскую территорию, в результате чего здесь появились зна­чительные группы немецкого населения. Господствующий класс и привилегированное городское население Латвии в период фео­дализма состояли почти исключительно из немцев [36].
В XVI веке в Ливонском ордене началась эпоха Реформации, в результате которой католическая религия была заменена люте­ранством. Вспыхнувшая во второй половине века Ливонская вой­на (1558-1583 гг.) оказала заметное влияние на дальнейшую этни­ческую историю Латвии. Во время войны земли Ливонии попали под власть Литвы, а затем Польши. На её территории были обра­зованы два герцогства: в Видземе и Латгале — Задвинское (Задау-гавское), в Курземе и Земгале — Курляндское (полное название -Курляндское и Земгальское герцогство). Задвинское герцогство вошло сначала в состав Великого княжества Литовского, а позже — в состав Речи Посполитой. Курляндское герцогство находилось в вассальной зависимости от польского короля [55]. В Латгалии и Курляндском герцогстве стали селиться поляки, при этом в Латга­лии была даже сохранена католическая религия.
В результате польско-шведской войны 1600-1629 годов Вид­земе перешла к Швеции. В Видземе (шведской Лифляндии) гос­подствующее положение продолжали занимать немецкие поме­щики. Также здесь стали селиться шведы и финны. Таким обра­зом, латышская земля в XVII веке в политическом отношении была разделена на три части, что не могло не отразиться на этни­ческой ситуации в этих регионах. На динамику этнической струк­туры населения влияла также депопуляция латвийских земель, вызванная войнами и сопровождавшими их эпидемиями. В опус­тевшую восточную часть современной Латвии переселилось зна­чительное число русских, а в северные районы — эстонцев [36]. В это же время на территории Латвии стали появляться евреи [27].
В XVIII веке вся территория Латвии была постепенно при­соединена к Российской империи. Сначала, после победы над Швецией в Северной войне к России отошли г. Рига и Видземе (которые вместе с южной частью Эстонии составили в 1796 году Лифляндскую губернию). В 1772 году в результате первого раз­дела Речи Посполитой Россия получила Латгалию, включённую в 1802 году в состав Витебской губернии. В 1795 году к России было присоединено Курляндское герцогство, на территории ко­торого была образована Курляндская губерния [55].
К середине XIX века произошли значительные изменения в этническом составе населения. Оно стало более пёстрым, в пор­товых и промышленных городах появилось довольно большое число выходцев из других частей Российской империи. Быстро росла численность русских. В XVIII — начале XIX века особенно интенсивной была миграция евреев. В последний трети XIX века на территорию Латвии усилился приток белорусского и украин­ского населения. Таким образом, к концу XIX века Латвия стала достаточно многонациональным краем Российской империи [38].
Латгалия — пограничный с Россией край Латвии
Латгалия — историческая область на востоке Латвии, с ко­торой граничит Псковская область Российской Федерации. Лат­галия является самым многонациональным краем республики и, вместе с тем, регионом с очень специфической культурой мест­ного населения.
С XVI века из соседних с Латгалией белорусских земель шёл постоянный приток крестьян-белорусов [10]. В XVII веке, в связи с расколом русской православной церкви (1667 г.), на террито­рию Латгалии началось бегство старообрядцев (раскольников). Причём установлено, что миграции староверов начались ещё до официального раскола церкви — уже в 1650-1660-е годы, но осо­бенно возросли в конце XVII века. Латгалия, будучи погранич­ной с Россией территорией, испытала значительный приток ста­рообрядческого населения, и оказалась среди районов, где про­исходило формирование ряда раскольнических толков и согла­сий (например, федосеевского толка, ветковского согласия) [54].
Вместе с притоком старообрядцев в XVII-XVIII веках проис­ходил прилив в Латгалию крестьян русского, белорусского и польского происхождения, т.к. Польские Инфлянты в то время испытывали дефицит рабочей силы. В результате уже к началу XIX века Латгалия превратилась в многонациональный район. Вбли­зи границы, некогда отделявшей Ливонию от Руси, больше поло­вины населения стали составлять пришлые люди. Даже в конце XX века доля латышей в Латгалии была меньше, чем доля русско­го населения (немногим более 40%), а белорусы и поляки состав­ляли ещё по 6% жителей этого многонационального региона.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Золотое кольцо России
  • Изменение границ Псковской земли
  • Демографические процессы: численность, миграция, половозрастная структура
  • Интересное