На стыке цивилизаций
прежнему обитали прибалтийско-финские племена ливов, а также обосновавшиеся по соседству с ними группы венедов (вероятно, славян). Ливы в то время проживали в трёх районах: на севере Курземе, западе Видземе и низовьях реки Даугавы [61]. Археологические памятники венедов (могильники с песчаными курганами), датируемые концом I тысячелетия н.э., обнаружены на севере Курземе, а началом II тысячелетия — на западе Видземе [52].
В XII веке и начале XIII столетия на территории Латвии образовались первые государственные образования — княжества, наиболее известные из которых: Талава (Толова), Ерсика (Гер-цике), Кокнесе. Ерсике и Кокнесе с рубежа XI-XII вв. были зависимы от полоцких князей и также платили им дань [53]. Полоча-не построили в этих латгальских княжествах православные храмы. Правители трёх названных латгальских княжеств приняли православную религию [55].
Талава и Пыталовский край
Средневековое княжество Талава располагалось на севере Латгалии, т.е. на северо-востоке современной Латвии. Вероятно, земли Талавы до середины I тысячелетия н.э. были заселены прибалтийско-финскими племенами (о чём свидетельствуют каменные могильники эсто-ливского типа), с которыми смешались прибывшие сюда во второй половине тысячелетия латгалы [51]. Данный факт подтверждают антропологические исследования, выявившие у латгалов небольшую монголоидную примесь, свидетельствующую о смешении с прибалтийско-финским населением [3].
В конце I тысячелетия н.э. происходили значительные переселения славян в Талаву, о чём свидетельствуют курганные могильники кривичей, найденные на северо-востоке Латвии. Не позднее X века в Талаву проникли новые небольшие группы славян из Псковской земли, которые первыми занесли сюда христианскую религию [51]. Через некоторое время Талава стала платить дань новгородцам, а перед экспансией крестоносцев — псковичам [40].
На восточной окраине Талавы латгалы основали город-замок Абрене, в XIII веке перешедший во владение рижского архиепископа. Название «Абрене» («abra» переводится с латышского как «квашня»), вероятно, означает увлажнённое понижение. Ко-
рень этого слова часто используется в Латвии в названиях лугов, полей, пастбищ, лесов и т.п. [43]. Однако название «Абрене» перед началом второй мировой войны было использовано в независимой Латвийской республике для обозначения города Пыта-лово — современного райцентра Псковской области.
В русских источниках сельцо Пыталово впервые упоминается только в 1835 году. Согласно русской версии, название села образовано от антропонима «Пыталов». Также существует латышская версия происхождения названия города Пыталово, объясняющая его имя положением «около Талавы» (Pietalava).
Пыталово получило статус города только в 1933 году, будучи в составе Латвийской республики. И называлось оно тогда Яунлатгале («Новая Латгалия»). В то же время название «Абрене» постепенно переходило на земли, входившие в состав средневекового Абренского округа, и стало вторым именем Яунлатгаль-ского уезда в независимой Латвии.
В 1930-е годы в состав Яунлатгальского (Абренского) уезда входило пять пагастов (волостей), возвращённых в 1945 году в состав России: Кацену (центр — Качаново в юго-западной части современного Палкинского района), Линавас (центр — Линово на севере Пыталовского района), Пурмалас (к западу от Пыталово), Аугспилс (центр — Вышгородок к востоку от Пыталово), Гау-ру (центр — Гаеры на юге Пыталовского района) [28].
В 1938 году город Яунлатгале (ныне — Пыталово) был официально.переименован в Абрене. Город Абрене получил герб, имевший шесть подков, расположенных в форме треугольника. Существует версия, что подковы на гербе свидетельствуют о хорошо развитом кузнечном деле в городе.
Однако было бы неправильным говорить об идентичности русского поселения Пыталово и латгальского замка Абрене. Пыталово стал значительным населённым пунктом лишь во время строительства железной дороги Санкт-Петербург-Варшава в 1860 году. Первоначально поселение состояло из нескольких казарм для железнодорожных рабочих. Только в начале XX века Пыталово превратилось в посёлок при узловой железнодорожной станции. Поэтому использование древнего латгальского названия «Абрене» для города Пыталово не является исторически обоснованным.
Становление политических и этнических границ
Сложение латышского этноса задержалось вторжением на рубеже XII-XIII веков в страну немецких крестоносцев, и завершилось лишь к началу XVII века [4]. К концу XIII века Ордену меченосцев (созданному в 1202 году) и Ливонскому ордену (сменившему с 1237 года Орден меченосцев) удалось завоевать всю латышскую территорию, в результате чего здесь появились значительные группы немецкого населения. Господствующий класс и привилегированное городское население Латвии в период феодализма состояли почти исключительно из немцев [36].
В XVI веке в Ливонском ордене началась эпоха Реформации, в результате которой католическая религия была заменена лютеранством. Вспыхнувшая во второй половине века Ливонская война (1558-1583 гг.) оказала заметное влияние на дальнейшую этническую историю Латвии. Во время войны земли Ливонии попали под власть Литвы, а затем Польши. На её территории были образованы два герцогства: в Видземе и Латгале — Задвинское (Задау-гавское), в Курземе и Земгале — Курляндское (полное название -Курляндское и Земгальское герцогство). Задвинское герцогство вошло сначала в состав Великого княжества Литовского, а позже — в состав Речи Посполитой. Курляндское герцогство находилось в вассальной зависимости от польского короля [55]. В Латгалии и Курляндском герцогстве стали селиться поляки, при этом в Латгалии была даже сохранена католическая религия.
В результате польско-шведской войны 1600-1629 годов Видземе перешла к Швеции. В Видземе (шведской Лифляндии) господствующее положение продолжали занимать немецкие помещики. Также здесь стали селиться шведы и финны. Таким образом, латышская земля в XVII веке в политическом отношении была разделена на три части, что не могло не отразиться на этнической ситуации в этих регионах. На динамику этнической структуры населения влияла также депопуляция латвийских земель, вызванная войнами и сопровождавшими их эпидемиями. В опустевшую восточную часть современной Латвии переселилось значительное число русских, а в северные районы — эстонцев [36]. В это же время на территории Латвии стали появляться евреи [27].
В XVIII веке вся территория Латвии была постепенно присоединена к Российской империи. Сначала, после победы над Швецией в Северной войне к России отошли г. Рига и Видземе (которые вместе с южной частью Эстонии составили в 1796 году Лифляндскую губернию). В 1772 году в результате первого раздела Речи Посполитой Россия получила Латгалию, включённую в 1802 году в состав Витебской губернии. В 1795 году к России было присоединено Курляндское герцогство, на территории которого была образована Курляндская губерния [55].
К середине XIX века произошли значительные изменения в этническом составе населения. Оно стало более пёстрым, в портовых и промышленных городах появилось довольно большое число выходцев из других частей Российской империи. Быстро росла численность русских. В XVIII — начале XIX века особенно интенсивной была миграция евреев. В последний трети XIX века на территорию Латвии усилился приток белорусского и украинского населения. Таким образом, к концу XIX века Латвия стала достаточно многонациональным краем Российской империи [38].
Латгалия — пограничный с Россией край Латвии
Латгалия — историческая область на востоке Латвии, с которой граничит Псковская область Российской Федерации. Латгалия является самым многонациональным краем республики и, вместе с тем, регионом с очень специфической культурой местного населения.
С XVI века из соседних с Латгалией белорусских земель шёл постоянный приток крестьян-белорусов [10]. В XVII веке, в связи с расколом русской православной церкви (1667 г.), на территорию Латгалии началось бегство старообрядцев (раскольников). Причём установлено, что миграции староверов начались ещё до официального раскола церкви — уже в 1650-1660-е годы, но особенно возросли в конце XVII века. Латгалия, будучи пограничной с Россией территорией, испытала значительный приток старообрядческого населения, и оказалась среди районов, где происходило формирование ряда раскольнических толков и согласий (например, федосеевского толка, ветковского согласия) [54].
Вместе с притоком старообрядцев в XVII-XVIII веках происходил прилив в Латгалию крестьян русского, белорусского и польского происхождения, т.к. Польские Инфлянты в то время испытывали дефицит рабочей силы. В результате уже к началу XIX века Латгалия превратилась в многонациональный район. Вблизи границы, некогда отделявшей Ливонию от Руси, больше половины населения стали составлять пришлые люди. Даже в конце XX века доля латышей в Латгалии была меньше, чем доля русского населения (немногим более 40%), а белорусы и поляки составляли ещё по 6% жителей этого многонационального региона.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56