На стыке цивилизаций
Однако псковская чудь, по причине непонимания русского языка, долгое время не знала Библии и за внешним обликом православия фактически скрывала язычество. Поэтому русские сомневались в истинности православной веры у «псковских эстов». Не случайно русские издавна называют сету «полуверцами» [32, 58]. Только в XIX веке, под нажимом церковных властей, исчезли древние общинные ритуалы. На индивидуальном уровне языческие обряды стали исчезать лишь в начале XX века, с распространением школьного образования [63].
Таким образом, главным этническим признаком, отделившим сету от эстонцев, стала религия. И хотя вопрос о предках сету неоднократно дискутировался, большинство исследователей сошлось на том, что сету — коренное население, а не пришлые эстонцы из Вырумаа, бежавшие от гнёта немецких рыцарей. Впрочем, признавалось, что часть «полуверцев» всё-таки ведёт своё происхождение от переселенцев из Ливонии XV-XVI веков [11, 58, 59].
Сетумаа — регион этнического и культурного взаимодействия
В первой трети XVII века значительная часть Ливонии (Лиф-ляндия) перешла к Швеции. В Лифляндии вместо католичества было введено лютеранство. Эстонцы, приняв лютеранскую веру, утратили почти все католические обряды, чего нельзя сказать о сету, сохранив-
ших в своих обрядах более значительный католический элемент. С этого времени конфессиональный барьер разграничивал протестантскую и православную религию. Причём барьер стал фактически непроницаемым: исследователи отмечали отсутствие у сету элементов лютеранской духовной культуры [11,63]. В то же время между предками сету и русскими активизировался обмен элементами материальной культуры (жилые постройки, одежда, вышивка и др.).
Во второй половине XVII века, после раскола в русской православной церкви, начались массовые переселения старообрядцев (секты поморцев и федосеевцев) на побережье Псковско-Чудского водоёма. Район расселения сету оказался отрезанным русскими переселенцами-рыбаками от Псковского озера. С юга русские поселения вклинивались на территорию сету, почти разделив её на две части: западную и восточную. В вершине треугольника русских поселений располагался Псково-Печерский монастырь.
Значительные изменения в этнокультурные контакты внесла Северная война (1700-1721 гг.). Но ликвидация политической границы не привела к разрушению конфессионального барьера. Он продолжал существовать, несмотря на то, что граница между Лифляндской губернией и Псковской губернией (ранее -Псковской провинцией, Псковским наместничеством) не всегда соответствовала ему. Главную роль в сохранении конфессионального барьера сыграл Псково-Печерский монастырь, поддерживающий православие в своих приходах независимо от изменений политико-административных границ.
Тем не менее, благодаря исчезновению государственной границы, значительно облегчились связи эстов двух прибалтийских губерний с сету Псковской губернии. Однако конфессиональные и культурные различия привели к тому, что сету воспринимались эстами как «люди второго сорта» [11]. Поэтому проникновение элементов эстонской материальной культуры в область Сетумаа было затруднено. Зато сету выступали в качестве экономических (торговых) посредников между эстонскими и русскими землями, занимаясь перепродажей в русских губерниях тряпья и старых лошадей, купленных за бесценок в прибалтийских губерниях [44].
После отмены крепостного права, в 70-е годы XIX века, в Сетумаа начали переселяться латыши и эстонцы, которым псковские
помещики распродавали наиболее неудобные земли. Именно тогда появились хутора, основанные латышами и эстонцами. Хутора богатых русских и сету появились лишь в 1920-е годы. А в XIX веке сету не могли покупать даже сравнительно дешёвую землю.
К концу XIX века процесс унификации культуры охватил всё русское и эстонское население приграничных районов. Исключение составили сету, которые, благодаря специфическому сочетанию этнических и конфессиональных факторов развития, сохранили многие архаичные формы материальной и духовной культуры. К примеру, народный календарь сету является результатом трёх конфессиональных напластований, всего же в верованиях сету можно найти шесть исторических пластов [63].
Многовековые контакты сету и их предков с русскими привели к заимствованию значительного количества русских слов. Однако лингвистическое влияние русских на сету было небольшим. Сету говорят на южноэстонском диалекте (выруском под-диалекте) эстонского языка, который заметно отличается от литературного эстонского языка и почти забыт в самой Эстонии. Поэтому нередко сами сету называют свой язык самостоятельным, отличным от эстонского языка.
В самом начале XX века, когда на выруском поддиалекте ещё говорили на юго-востоке Эстонии, делался вывод о тождественности языка, на котором говорили сету, с эстонским языком. Но когда на юге Эстонии стал распространяться литературный эстонский язык, сету, сохранив старое наречие, стали рассматривать свой говор как самостоятельный диалект эстонского языка. При этом молодёжь сету, начиная с 20-х годов XX века, предпочитала говорить на литературном эстонском языке [44].
По Тартускому мирному договору между Эстонией и Советской Россией, заключённому 2 февраля 1920 года, весь Печорский край отошёл к Эстонии. На этой территории был создан уезд Петсеримаа (от эстонского названия Печор — Петсери). Другое название уезда, сохранившееся на юго-востоке Эстонии до сих пор, — Сеггумаа.
Вместе с сету на территорию Эстонии попало и всё русское население Печорского края, так как новая граница между Эстонией и Россией не соответствовала этнической. При этом русское
население Петсеримаа значительно преобладало над сетуским и эстонским. По оценкам эстонских учёных, в 1922 году сету насчитывалось 15 тыс. чел., т.е. четверть населения уезда Петсеримаа. Русские составляли 65% населения уезда, а эстонцы — 6,5% [76].
Печорские сету
23 августа 1944 года на базе Псковского округа Ленинградской области была создана Псковская область. 16 января 1945 года Указом Президиум® Верховного Совета РСФСР в Псковскую область вошёл Пеяюрйяцай район, организованный из 8 волостей и г. Печоры, входившихранёе в состав Эстонии. Территория двух эстонских волостей вошла в состав Качановского района, а в 1958 году, после его ликвидации, была передана Печорскому району [2] (рис. 20).
Граница между РСФСР и Эстонской ССР рассекла область расселения сету, создав для разных групп сету различные условия для культурного развития. Было разорвано культурное единство Сетумаа. Ускорились процессы ассимиляции сету уже с двух сторон: эстонцев — в северной и западной частях, русских — в восточной и южной частях Сетумаа.
Разделение района расселения сету на две части было вызвано желанием проведения границы между Россией и Эстонией по этническому признаку. Но чёткой этнической границы между эстонцами (вместе с сету) и русскими, как обычно бывает в этно-контактных зонах, не существовало. Поэтому за основу проведения1 границы было взято преобладание русского населения. Но если до 1917 года во всей области Сетумаа русское население преобладало, то за 1920-1930-е годы соотношение в северной и частично западной частях Сетумаа изменилось в пользу эстонско-сетуского населения. Вместе с этими землями к Эртонии отошли и некоторые русские поселения, расположенные внутри этнических эстонских территорий. Но одновременно некоторые русские поселения на побережье Псковского озера оказались отрезанными от Печор эстонской территорией.
Расколотая на две части Сетумаа не получила культурной автономии, как это было до 1917 года. В псковской части Сетумаа численность сету в 1945 году уже была меньше 6 тысяч и стала быстро сокращаться в дальнейшем, в т.ч. и за счёт обрусения части сету. В это время в Эстонии продолжался процесс эстонизации сету.
В советской статистике сету не выделяли в качестве самостоятельного народа, относя их к эстонцам. Поэтому о численности сету можно судить лишь косвенно, полагая, что они составляли подавляющую часть «эстонцев» в Печорском районе. В середине 1960-х годов в Печорском районе Псковской области проживало уже не более 4 тыс. сету, а по данным переписи 1989 году — лишь 1140 «эстонцев», в т.ч. предположительно 950 сету [20, 37].
В целом же в последнем десятилетии XX века численность сету в Печорском районе сократилась настолько, что уже можно говорить не только о депопуляции, но и об исчезновении сету, о потере сету как этнокультурной единицы. В начале 2001 года общая численность эстонцев и сету в Печорском районе составляла 618 чел., в т.ч. количество сету среди них можно было оценить не более чем в 400 чел., что едва превышало 1,5% населения Печорского района. При этом Всероссийская перепись населения 2002 года зафиксировала лишь 172 эстонца- сету, среди которых сельские жители составляли только половину.
Лужские эстонцы
Модное окрашивание волос.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56