Поиск по сайту

На стыке цивилизаций

Однако псковская чудь, по причине непонимания русского языка, долгое время не знала Библии и за внешним обликом пра­вославия фактически скрывала язычество. Поэтому русские со­мневались в истинности православной веры у «псковских эстов». Не случайно русские издавна называют сету «полуверцами» [32, 58]. Только в XIX веке, под нажимом церковных властей, исчез­ли древние общинные ритуалы. На индивидуальном уровне язы­ческие обряды стали исчезать лишь в начале XX века, с распрос­транением школьного образования [63].
Таким образом, главным этническим признаком, отделившим сету от эстонцев, стала религия. И хотя вопрос о предках сету нео­днократно дискутировался, большинство исследователей сошлось на том, что сету — коренное население, а не пришлые эстонцы из Вырумаа, бежавшие от гнёта немецких рыцарей. Впрочем, при­знавалось, что часть «полуверцев» всё-таки ведёт своё происхож­дение от переселенцев из Ливонии XV-XVI веков [11, 58, 59].
Сетумаа — регион этнического и культурного взаимодействия
В первой трети XVII века значительная часть Ливонии (Лиф-ляндия) перешла к Швеции. В Лифляндии вместо католичества было введено лютеранство. Эстонцы, приняв лютеранскую веру, утратили почти все католические обряды, чего нельзя сказать о сету, сохранив-
ших в своих обрядах более значительный католический элемент. С этого времени конфессиональный барьер разграничивал протестан­тскую и православную религию. Причём барьер стал фактически не­проницаемым: исследователи отмечали отсутствие у сету элементов лютеранской духовной культуры [11,63]. В то же время между пред­ками сету и русскими активизировался обмен элементами материаль­ной культуры (жилые постройки, одежда, вышивка и др.).
Во второй половине XVII века, после раскола в русской пра­вославной церкви, начались массовые переселения старообрядцев (секты поморцев и федосеевцев) на побережье Псковско-Чудского водоёма. Район расселения сету оказался отрезанным русскими переселенцами-рыбаками от Псковского озера. С юга русские по­селения вклинивались на территорию сету, почти разделив её на две части: западную и восточную. В вершине треугольника рус­ских поселений располагался Псково-Печерский монастырь.
Значительные изменения в этнокультурные контакты вне­сла Северная война (1700-1721 гг.). Но ликвидация политичес­кой границы не привела к разрушению конфессионального ба­рьера. Он продолжал существовать, несмотря на то, что граница между Лифляндской губернией и Псковской губернией (ранее -Псковской провинцией, Псковским наместничеством) не всегда соответствовала ему. Главную роль в сохранении конфессиональ­ного барьера сыграл Псково-Печерский монастырь, поддержи­вающий православие в своих приходах независимо от изменений политико-административных границ.
Тем не менее, благодаря исчезновению государственной гра­ницы, значительно облегчились связи эстов двух прибалтийских губерний с сету Псковской губернии. Однако конфессиональные и культурные различия привели к тому, что сету воспринимались эстами как «люди второго сорта» [11]. Поэтому проникновение элементов эстонской материальной культуры в область Сетумаа было затруднено. Зато сету выступали в качестве экономических (торговых) посредников между эстонскими и русскими землями, занимаясь перепродажей в русских губерниях тряпья и старых лошадей, купленных за бесценок в прибалтийских губерниях [44].
После отмены крепостного права, в 70-е годы XIX века, в Се­тумаа начали переселяться латыши и эстонцы, которым псковские
помещики распродавали наиболее неудобные земли. Именно тогда появились хутора, основанные латышами и эстонцами. Хутора бо­гатых русских и сету появились лишь в 1920-е годы. А в XIX веке сету не могли покупать даже сравнительно дешёвую землю.
К концу XIX века процесс унификации культуры охватил всё русское и эстонское население приграничных районов. Ис­ключение составили сету, которые, благодаря специфическому сочетанию этнических и конфессиональных факторов развития, сохранили многие архаичные формы материальной и духовной культуры. К примеру, народный календарь сету является резуль­татом трёх конфессиональных напластований, всего же в верова­ниях сету можно найти шесть исторических пластов [63].
Многовековые контакты сету и их предков с русскими при­вели к заимствованию значительного количества русских слов. Однако лингвистическое влияние русских на сету было неболь­шим. Сету говорят на южноэстонском диалекте (выруском под-диалекте) эстонского языка, который заметно отличается от ли­тературного эстонского языка и почти забыт в самой Эстонии. Поэтому нередко сами сету называют свой язык самостоятель­ным, отличным от эстонского языка.
В самом начале XX века, когда на выруском поддиалекте ещё говорили на юго-востоке Эстонии, делался вывод о тожде­ственности языка, на котором говорили сету, с эстонским язы­ком. Но когда на юге Эстонии стал распространяться литератур­ный эстонский язык, сету, сохранив старое наречие, стали рас­сматривать свой говор как самостоятельный диалект эстонского языка. При этом молодёжь сету, начиная с 20-х годов XX века, предпочитала говорить на литературном эстонском языке [44].
По Тартускому мирному договору между Эстонией и Советс­кой Россией, заключённому 2 февраля 1920 года, весь Печорский край отошёл к Эстонии. На этой территории был создан уезд Петсеримаа (от эстонского названия Печор — Петсери). Другое название уезда, сохранившееся на юго-востоке Эстонии до сих пор, — Сеггумаа.
Вместе с сету на территорию Эстонии попало и всё русское население Печорского края, так как новая граница между Эстони­ей и Россией не соответствовала этнической. При этом русское
население Петсеримаа значительно преобладало над сетуским и эстонским. По оценкам эстонских учёных, в 1922 году сету насчи­тывалось 15 тыс. чел., т.е. четверть населения уезда Петсеримаа. Русские составляли 65% населения уезда, а эстонцы — 6,5% [76].
Печорские сету
23 августа 1944 года на базе Псковского округа Ленинградской области была создана Псковская область. 16 января 1945 года Ука­зом Президиум® Верховного Совета РСФСР в Псковскую область вошёл Пеяюрйяцай район, организованный из 8 волостей и г. Печоры, входившихранёе в состав Эстонии. Территория двух эстонских во­лостей вошла в состав Качановского района, а в 1958 году, после его ликвидации, была передана Печорскому району [2] (рис. 20).
Граница между РСФСР и Эстонской ССР рассекла область расселения сету, создав для разных групп сету различные усло­вия для культурного развития. Было разорвано культурное един­ство Сетумаа. Ускорились процессы ассимиляции сету уже с двух сторон: эстонцев — в северной и западной частях, русских — в вос­точной и южной частях Сетумаа.
Разделение района расселения сету на две части было выз­вано желанием проведения границы между Россией и Эстонией по этническому признаку. Но чёткой этнической границы между эстонцами (вместе с сету) и русскими, как обычно бывает в этно-контактных зонах, не существовало. Поэтому за основу проведе­ния1 границы было взято преобладание русского населения. Но если до 1917 года во всей области Сетумаа русское население пре­обладало, то за 1920-1930-е годы соотношение в северной и час­тично западной частях Сетумаа изменилось в пользу эстонско-сетуского населения. Вместе с этими землями к Эртонии отошли и некоторые русские поселения, расположенные внутри этничес­ких эстонских территорий. Но одновременно некоторые русские поселения на побережье Псковского озера оказались отрезанны­ми от Печор эстонской территорией.
Расколотая на две части Сетумаа не получила культурной ав­тономии, как это было до 1917 года. В псковской части Сетумаа численность сету в 1945 году уже была меньше 6 тысяч и стала быс­тро сокращаться в дальнейшем, в т.ч. и за счёт обрусения части сету. В это время в Эстонии продолжался процесс эстонизации сету.
В советской статистике сету не выделяли в качестве самосто­ятельного народа, относя их к эстонцам. Поэтому о численности сету можно судить лишь косвенно, полагая, что они составляли подавляющую часть «эстонцев» в Печорском районе. В середине 1960-х годов в Печорском районе Псковской области проживало уже не более 4 тыс. сету, а по данным переписи 1989 году — лишь 1140 «эстонцев», в т.ч. предположительно 950 сету [20, 37].
В целом же в последнем десятилетии XX века численность сету в Печорском районе сократилась настолько, что уже можно говорить не только о депопуляции, но и об исчезновении сету, о потере сету как этнокультурной единицы. В начале 2001 года общая численность эстонцев и сету в Печорском районе состав­ляла 618 чел., в т.ч. количество сету среди них можно было оце­нить не более чем в 400 чел., что едва превышало 1,5% населения Печорского района. При этом Всероссийская перепись населе­ния 2002 года зафиксировала лишь 172 эстонца- сету, среди кото­рых сельские жители составляли только половину.
Лужские эстонцы

Модное окрашивание волос.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • Золотое кольцо России
  • Изменение границ Псковской земли
  • Демографические процессы: численность, миграция, половозрастная структура
  • Интересное