На стыке цивилизаций
14. Левко О.Н. Население Днепро-Двинского междуречья в VI-XI вв. (этнический состав, социальная и территориальная структура) // Этногенез и этнокультурные контакты славян. Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Том 3. М.: Институт археологии РАН, 1997. С. 156-165.
15. МачинстшД.А. «Дунай» русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии // Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981. С. 110-171.
16. МурзаевЭ.М. География в названиях. М.: Наука, 1982.
17. Мнтшков А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы: Представления об этнической номинации и этничности — начала века. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999.
18. Нарысы ricrropbii Беларуси У 2-х ч. Частка I / М.П. Касцык, У.Ф. Исаенка, Г.В. Штыхау. Мн.: Беларусь, 1994.
19. Нечволодов А. Сказания о Русской земле / Репринтное издание 1913 г. в четырёх книгах. Книга первая. Кемерово, 1991.
20. Никонов В.А. Славянский топонимический тип // Вопросы географии. Сб. 58. Географические названия. М.: Географгиз, 1962. С. 17-33.
21. Никонов В.А. География фамилий. М.: Наука, 1988.
22. Попов А.И. Названия народов СССР: Введение в этнонимику. Л.: Изд. Наука, 1973.
23. Попов А.И. Следы времён минувших: Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л.: Наука, 1981.
24. Пушкина Т. А. Височные кольца Гнездовского комплекса // Труды V Международного Конгресса славянской археологии. Т. 3. Вып. 16. М., 1987. С. 50-57.
25. Роспонд С Структура и стратиграфия древнерусских топонимов // Восточнославянская ономастика. М., 1972.
26. Русские. Историко-этнографический атлас. М.: Наука, 1967.
27. Седов В.В. Антропологические типы населения северо-западных земель Великого Новгорода // Краткие сообщения Института этнографии. Вып. XV. М., 1952. С. 72-85.
28. Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970.
29. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
30. Седое В.В. Об этнической принадлежности псковских длинных курганов//Краткие сообщения Института археологии. Вып. 166.1980. С. 5-10.
31. Седое В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.
32. Седое В.В. Прибалтийские финны // Финны в Европе VI-XV века. Вып. 1.М., 1990. С. 12-15.
33. Седое В.В. Славяне в древности, М., 1994.
34. Седое В.В. Миграции готов в Северное Причерноморье // Археология и история Пскова и Псковской земли: Материалы научного семинара. Псков: Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр, 1995. С. 83-87.
35. Седое В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.
36. Седое В.В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М., 1999.
37. Седое ВВ. Славяне: Историко-археологическое исследование. М., 2002.
38. Симина Г.Я. Дославянская топонимия Пинежья // Вопросы географии. Сборник 58: Географические названия. М.: Географгиз, 1962. С. 85-99.
39. Татищев В.Н. Собрание сочинений. Т. 1. История Российская. М., 1994. Часть I.
40. Топоров В.Н. Некоторые задачи изучения балтийской топонимии русских территорий // Вопросы географии. Сборник 58: Географические названия. М.: Географгиз, 1962. С. 41-49.
41. Тулаев П.В. Венеты: предки славян. М.: Белые альвы, 2000.
42. Ширяев Е.Е. Беларусь: Русь Белая, Русь Черпая и Литва в каргах. Мп.: Навука i тэхнжа, 1991.
43. Шмидт Е.А. К вопросу об этническом составе населения Смоленского Поднепровья и Подвнмья в IX-X вв. //Труды V Международного Конгресса археологов-славистов. Том 2. Киев, 1988. С. 323-327.
ЧАСТЬ II. СТАНОВЛЕНИЕ РУБЕЖЕЙ: СУДЬБЫ ЭТНОКОНТАКТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРАНИЦ
Следы ушедших культур
В начале нашей эры всю северную часть Восточно-Европейской равнины, занятую в основном таёжными лесами, заселяли финно-угорские народы. К югу от них проживали балтские племена: на языках летто-литовской (балтийской) группы слово «baits» означает «белый». До появления здесь славян балтские племена заселяли территорию в форме длинной узкой полосы, преимущественно в зоне смешанных и широколиственных лесов. Полоса постепенно сужалась при удалении от Балтийского моря и обрывалась к югу от современного местоположения Москвы. Проследить границу между территориями расселения финно-угорских и балтских племён можно, опираясь на данные по гид-ронимии. Гидронимы — это названия водных объектов: озёр, рек, ручьёв, болот и т.п.
В настоящее время финно-угорская гидронимия обнаружена во всех регионах севера Европейской России, включая также почти всю территорию Тверской области. Древние финно-угорские гидронимы можно встретить почти на всей современной территории Латвии, особенно к северу от реки Даугавы (рис. 13). Недавно было доказано присутствие древней финно-угорской гидронимии в северной части Белоруссии — в бассейне Западной Двины и верховьях Днепра [64, 65].
Хотя до наших дней не дожило большинство финно-угорских племён, ранее обитавших здесь, но сохранились народы, родственные им: эстонцы, финны, вепсы, карелы, ижорцы и ряд других. Также при изучении дославянской топонимии можно опи-
раться на языки двух почти полностью исчезнувших к началу XXI века прибалтийско-финских народов — ливов и води, которые наиболее близки языкам древнейшего финно-угорского населения.
Финно-угорское происхождение имеют названия таких известных географических объектов региона, как возвышенность Валдай (эст. vald, ливск. valda — «волость, область»), озёра Ильмень (в первоначальной форме «И.шер»: эст. ilm — «погода» и jerv — «озеро») и Селигер (эст. selg- «плёс» и jerv — «озеро»). Дославян-ское население дало название ряду крупных рек региона: Нева (фин. neva — «моховое болото»), Луга (эст. laugas — «яма, лужа»), Мета (эст. must, фин. musta — «чёрный»). Финно-угры дали имена ряду притоков крупнейших рек Псковской области — Великой и Ловати: Пскова (ливск. piisk, эст. pihk — «смола»), Исса (фин. isoisa — «большой отец») и Насва (эст. nasv — «мель») и др. [42].
Судя по всему, северная граница древней балтекой гидро-нимии протянулась по линии Рига — Великие Луки — Тверь, а южная — по реке Припять [57]. То есть две данные гидронимичес-кие зоны накладываются одна на другую, создавая переходный пояс, который можно рассматривать как древнейшую зону этнического контакта балтийских и финно-угорских народов.
В первых веках нашей эры этническая граница между двумя основными этнокультурными зонами северо-запада Восточно-Европейской равнины (финно-угорской на севере и балтекой на юге) не только обладала свойствами этноконтактной зоны, но и была подвижной. Так, археологи отмечают проникновение отдельных групп балтов на территории, занятые прибалтийско-финским населением [50]. До прихода славян на территорию Восточно-Европейской равнины балты оттеснили финно-угров несколько к северу, или же поглотили проживающие по соседству группы финно-угорского населения.
Граница между отмеченными двумя этнокультурными зонами начала нашей эры превратилась в последующем в основной этнографический рубеж северной части Восточно-Европейской равнины, «проявляясь» в границах почти всех последующих этнокультурных образований.
Становление политических и конфессиональных границ
Во второй половине I тысячелетия нашей эры на северо-запад Восточно-Европейской равнины проникли славянские племена. На территории современной Белоруссии и далее к востоку они смешались с балтийскими племенами, а на севере современной России — с финно-угорскими народами. Славяне заимствовали много элементов культуры от проживавших до них на этих территориях балтов и финно-угров.
К началу II тысячелетия на севере Восточно-Европейской равнины по-прежнему преобладало финно-угорское население: ливы, эстонцы, чудь, водь, весь, карелы, саамы. Также со славянами не смешались западные балтские племена — предки латышей и литовцев. Созданное в это время Древнерусское государство, принявшее православную религию, пыталось подчинить себе территорию, занятую балтами и финно-уграми. В XI-XII веках некоторые земли на востоке Эстонии и Латвии подчинялись русским князьям. Земли води, чуди, веси и карел вошли в состав Новгородской республики.
В XIII веке в Прибалтике были созданы немецкие рыцарские Ордена. Эстонцы, ливы и латыши приняли католическую религию. В итоге на северо-западе Восточно-Европейской равнины установилась новая культурная граница — между католическим и православным мирами. На XIII-XV века пришлось становление и значительное территориальное расширение двух новых государств — Великого княжества Литовского и Московского княжества. В Литве, после объединения с Польшей в XVI веке, утвердилась католическая религия.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56