Поиск по сайту

Н.П. Яхонтов и его творчество

Рукопись находится в картонном переплете, оклеенном цветной бумагой типа «павлинье перо»; корешок и уголки из темно-коричневой кожи. Формат листов 22,4×31,3 см, рукопись насчитывает 116 листов. Музыкальный текст оперы чередуется с разговорными диалогами, записанными на листах голубой бумаги. Партитура, к сожалению, неполная, конец ее утрачен, так как финальный хор оперы обрывается. По-видимому, не хватает одного—двух листов. Возможно, утерян также титульный лист и лист с указанием действующих лиц.
Музыка оперы была написана на сюжет «пастушьей драмы» Н. А. Львова. На сегодняшний день выявлено три рукописных источника литературного текста «Милета и Милеты». Первый хранится в РНБ, в фонде Г. Р. Державина. По этому источнику текст пьесы впервые опубликован в 1994 г. К. Ю. Лаппо-Данилевским в собрании сочинений Н. А. Львова20. При этом Лаппо-Данилевский ничего не говорит о двух других источниках. Второй также хранится в РНБ; впервые был обнаружен А. Н. Глумовым21. Третий, выявленный недавно, хранится в Отделе рукописей СПбГК22.
В результате сравнения опубликованного текста пьесы с текстом рукописной партитуры можно сделать следующие предварительные выводы: во-первых, оба текста в основном, совпадают за исключением небольших разночтений («твои и ручки» — «твои ручки», «позабыл» — «забыл», «слишком» — «с лишком», «добро-желание» — «доброе желание»). Во-вторых, в партитуре отсутствует фрагмент текста в 4-м явлении. Предстоит уточнить: либо в партитуре недостает листа, а существующая сплошная нумерация была проставлена позднее, либо этот фрагмент в опере не предполагался.
Как указывалось в литературе, в качестве лейтмотива этой «пастушьей шутки» Львовым было выбрано державинское стихотворение «Мечта» («Вошед в шалаш мой торопливо…»), связанное с историей сватовства Г. Р. Державина ко второй супруге Дарье Алексеевне Дьяковой23.
Написав пьесу «Милет и Милета», Львов пожелал, чтобы Яхонтов сочинил к ней музыку, о чем он сообщил композитору в письме от 10 сентября 1796 г. Текст письма хранится в РНБ, в фонде Г. Р. Державина, вместе с автографом пьесы Львова и опубликован в 1994 г.24 Копия этого письма предваряет партитуру «Милета и Милеты», находящуюся в Отделе рукописей Петербургской консерватории. Львов не ограничился простым пожеланием написать музыку, но дал конкретные указания композитору в приписках к письму, озаглавленных «Задача вместо предисловия» и «Заданная музыка» и до сих пор полностью не опубликованных. В них драматург просит Яхонтова аранжировать для своей пастушьей драмы отрывки из опер «Нина» Дж. Паизиелло, «Редкая вещь» В. Мартин-и-Солера, дуэт Maestro di capella dilettante Gubarini, песню на стихотворение Державина «Вошед в шалаш …», а также сочинить небольшую Симфонию «в пастушьем вкусе»25.
Опера «Милет и Милета» написана для двух сопрано, хора и оркестра. Интересна ремарка Львова в начале «пастушьей шутки»: «Действующие лица (оба сопраны): Милет, пастух и противу всех правил выходит первый сопрано. Милета, пастушка, второй сопрано для того, что так уже выучены дуэты»26. А. С. Розанов и К. Ю. Лаппо-Данилевский указывают на то, что драматург написал оперу для двух своих дочерей Елизаветы Николаевны Львовой (1788-1864) и Веры Николаевны Львовой (1792-1872)27. На наш взгляд, эти сведения вызывают сомнения. Сопоставив дату написания Львовым письма к Н. П. Яхонтову (1796) с годами
рождения девочек, мы пришли к заключению, что они были слишком малы для исполнения оперных партий.
Опера Н. П. Яхонтова включает увертюру и семь музыкальных номеров. Вокальных номеров пять: дуэт Милета и Милеты «Как приятно, друг мой милой», ария Милеты «Одна тут искра отделилась», ария Милета «Когда со мною шутит Милета», финальный дуэт с хором «Любить и утешаться», а также хор пастухов «Спи, прекрасная Милета», повторяемый в опере дважды. В партитуре три инструментальных номера: увертюра (Pastorale, G-dur), картина сельского покоя (Largo, Es-dur) и небольшой ритурнель (Andantino, F-dur).
Оркестровый состав включает струнные, из духовых используются гобои, кларнеты, фаготы и валторны. Лишь однажды, в арии Милета, Яхонтов вводит в партитуру флейты.
Дальнейшее изучение источников, касающихся оперы «Милет и Милета», должно прояснить целый ряд вопросов: какая же из двух редакций текста лежит в основе оперы, воспользовался ли Яхонтов указаниями драматурга на музыкальные фрагменты других опер, где и когда была поставлена опера, является ли рукопись партитуры автографом автора, наконец, попытаться узнать, когда и каким образом партитура оперы оказалась в Петербургской консерватории. Должна быть подробно изучена и музыка самой оперы.
Дальнейшего изучения требуют также источники биографии и творческой деятельности композитора. Это расширит наши представления о культурной жизни Пскова конца XVIII — начала XIX в., о связях Пскова и Петербурга и об одном из ярких деятелей псковской культуры — Николае Петровиче Яхонтове.

Столешницы для кухни из натурального камня столешница из натурального камня цена.

Страницы: 1 2

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Яхонтов и Псковский край
  • Гимн Пскова переведен на английский язык
  • Рукописи из собрания печорского монастыря
  • Услуги фриланс: где лучше всего их предоставляют?
  • Интересное