Н.П. Яхонтов и его творчество
Имя Николая Петровича Яхонтова (1764 — 1840) — талантливого композитора и просвещенного деятеля русской культуры конца XVIII — начала XIX в., значительная часть жизни которого была связана с Псковом, остается малоизвестным. Между тем Яхонтов прославился в свое время как оперный композитор и как активный деятель в различных областях жизни Псковской губернии, таких, как образование, губернское управление и др. Как музыкант он был известен не только в Пскове, но прежде всего в Санкт-Петербурге.
Интерес исследователей к композитору возник в середине XX в., после того, как в Псковском государственном объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике были обнаружены рукописи двух его опер. В 1962 г. вышла в свет статья А. С. Розанова «Композитор Николай Петрович Яхонтов»1. До сегодняшнего дня именно эта работа остается единственным специальным исследованием о жизни и творчестве композитора. До этого имя Яхонтова только упоминалось в отдельных работах в связи с кружком Н. А. Львова2. Некоторые сведения о композиторе содержатся в работах А. Н. Глумова3. С 1980-х годов проявляется интерес к Яхонтову у журналистов местной (псковской) периодической печати4. Среди публикаций о композиторе следует назвать статьи в Музыкальной энциклопедии и в энциклопедии «Музыкальный Петербург»5. Но они не добавляют новых фактов.
Напомним основные вехи биографии Яхонтова, известные из публикаций.
Н. П. Яхонтов родился в Псковской губернии, служил в Преображенском и Измайловском полках в Санкт-Петербурге. В 1784 г. уволен с военной службы, поступил в Коллегию иностранных дел и служил в русских посольствах в Сток-‘ гольме и Париже. По возвращении в Петербург в 1789 г. служил в Почтовом
ведомстве. Как музыкант (пианист и композитор) он получил известность в литературных и художественных кругах Петербурга. Пребывая в столице, Яхонтов общался со многими выдающимися деятелями эпохи Просвещения: Н. А. Львовым, Г. Р. Державиным, В. В. Капнистом (с которыми состоял в родстве), Д. Г. Левицким, В. Л. Боровиковским. В доме Н. А. Львова Николай Петрович, вероятно, мог встречаться с И. Прачем, Е. И. Фоминым, Ф. М. Дубянским, Д. С. Бортнянским.
В 1793 г. Яхонтов переехал в Псков, сохраняя по-прежнему дружеские и творческие контакты со столицей. Николай Петрович вел активную деятельность в различных учреждениях Пскова: состоял советником при псковском губернаторе X. Л. Зуеве, одновременно находясь на должности директора казенного училища, преобразованного в гимназию в 1808 г., Яхонтов особое внимание обращал на развитие у учащихся гимназии любви к хоровому искусству, поощрял занятия в классе пения, снабжал учащихся нотными пособиями. С конца 1790-х годов Яхонтов служил псковским губернским прокурором, в 1803-1807 годах — председателем гражданской палаты, в 1814 г. был избран судьей Псковского совестного суда.
После переезда в Псков Яхонтов продолжал поддерживать связи с Н. А. Львовым и Г. Р. Державиным, а также начал активно общаться с псковскими общественными деятелями. Николай Петрович часто гостил у В. П. Пальчикова, приятеля А. С. Пушкина, в имении Щиглицы Псковской губернии, которое было своеобразным культурным центром и куда приезжали семьи Пущиных, Львовых, Козляниновых, Кожевниковых. Вероятно, в такие дни устраивались усадебные домашние концерты и музыкальные вечера, где могли исполняться произведения Н. П. Яхонтова. Он является автором трех опер: «Le Roi et le patre» («Король и пастух») «Сильф, или Мечта молодой женщины» и «Милет и Милета».
С 1820 г. композитор поселился в своем имении — селе Туховик Псковской губернии, где и скончался в 1840 г.
В биографии композитора есть некоторые неточности, требующие дополнительных разъяснений и проверок. Так, например, остается неясным место рождения Яхонтова: в одних работах указывается село Кунино Псковской губернии, в других — Псков6. Еще одна неточность связана с датой прибытия Яхонтова в Петербург: по одним данным — это 1774 г., по другим — 1779 г.7 Ответы на эти и многие другие вопросы могут дать архивные материалы.
Большая часть известных на сегодняшний день источников биографии композитора хранится в Государственном архиве Псковской области. Во-первых, это фонд семьи Яхонтовых8. Среди документов фонда есть сведения о родословной фамилии Яхонтовых. Во-вторых, это фонды Учреждений суда и прокуратуры и местных органов государственного управления, то есть тех учреждений, где служил Яхонтов в «псковский период»; в этих фондах также могут найтись источники к его биографии.
А. С. Розанов, упоминая формулярный список и первое завещание композитора, ссылался на фонд Псковского губернского дворянского депутатского собрания9. Мы ознакомились с документами, которые были им указаны, но ни текста завещания, ни формулярного списка не обнаружили. Вероятно, шифры, указанные Розановым, ошибочны. Между тем именно формулярный список Яхонтова мог бы разъяснить те неточности, о которых упоминалось выше.
В другом хранилище — Псковском Государственном объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, в его древлехранилище — есть личный фонд Н. П. Яхонтова10, в котором НО единиц хранения занимает библиотека композитора. Большую ее часть составляют книги на иностранных
языках. Думаем, что подробное изучение библиотеки может дать много ценной информации не только о вкусах, пристрастиях, образовании Яхонтова, но и многое может сказать о нем, как о деятеле своей эпохи.
Источники, связанные с музыкальной деятельностью композитора, также хранятся в основном в Пскове. В древлехранилище Псковского музея находятся рукописи клавиров двух его опер: «Le Roi et le patre» и «Сильф, или Мечта молодой женщины»11, с которыми мы ознакомились в 2002 г.
Охарактеризуем вкратце первые две оперы Яхонтова, а затем более подробно остановимся на опере «Милет и Милета», рукопись которой до последнего времени была неизвестна.
Описание рукописей, находящихся в псковском древлехранилище, и сведения о музыке этих опер даны в статье А. С. Розанова. Но источники требуют дальнейшего изучения, в частности, остается открытым вопрос их датировки.
Первая опера «Le Roi et le pBtre» — «комедия с песнями» в одном действии. Текст на французском языке. Автор либретто и год создания оперы пока не установлены. Клавир оперы насчитывает 114 листов, включает 28 музыкальных номеров, которые чередуются с разговорными диалогами. Среди музыкальных фрагментов есть несколько арий, романс в куплетной форме, пастораль, дуэт, два ансамбля и три хора. В увертюре оперы встречаются авторские указания на инструменты: кларнеты, валторны, гобой, флейты, виолончели obligato и контрабасы obligate12. Своеобразие рукописи заключается в написании автором динамических оттенков: «pia» вместо «piano», «for.» вместо «forte». Вокальные строчки, йотированные в скрипичном и басовом ключах, помещаются между двумя инструментальными: верхней строкой (в скрипичном ключе) и нижней (в басовом).
Вторая опера «Сильф» — комедия с песнями в двух действиях на текст пьесы Н. А. Львова «Сильф, или Мечта молодой женщины». С обнаружением этого клавира впервые стал известен полный текст пьесы Львова. Именно по этому псковскому источнику текст пьесы опубликован в новейшем собрании сочинений Н. А. Львова, подготовленном К. Ю. Лаппо-Данилевским13. Им указаны три источника текста пьесы: 1) фрагменты пьесы, хранящиеся в РНБ; 2) полный текст, вошедший в собрание сочинений Львова; 3) список «Сильфа» с авторской правкой, который находится в РГАЛИ14.
На форзаце клавира «Сильфа» есть запись на французском языке — посвящение Софье Алексеевне Пальчиковой, урожденной Пещуровой: «Dedie a Madame Sophie de Paltchicoff nee de Pestschouroff par un Melomane devoue»15. Клавир, насчитывающий 165 листов, содержит 23 музыкальных номера и развернутую увертюру. Большое значение в опере, по сравнению с «Королем и пастухом», играют ансамблевые номера. В опере есть два инструментальных номера: увертюра и эпизод «восхода солнца», обозначенный в тексте ремаркой Львова: «Слышна тихая музыка, изображающая восхождение солнца и пение птичек»16. Вокальные партии в клавире «Сильфа» записаны в ключах до (сопрановом, альтовом, теноровом и басовом).
Музыка третьей оперы Н. П. Яхонтова — пасторали «Милет и Милета» на либретто Н. А. Львова — еще до недавнего времени считалась утерянной. Такие сведения встречаются даже в новейшей справочной литературе. В энциклопедии «Музыкальный Петербург» написано: «… сохранился лишь текст Львова и его пожелания о характере музыкальных номеров»17. Однако партитура оперы хранится в Отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова18. Впервые сведения о ней появились в 2001 г. в буклете, посвященном юбилею Д. С. Бортнянского19. В
апреле 2002 г. в рамках Чтений рукописного отдела Петербургской консерватории впервые были исполнены фрагменты оперы.
Колеса Екатеринбург промышленные Колеса.
Страницы: 1 2