Поиск по сайту

Музыкальные инструменты древности

Глиняную свистульку, кажется, с XIX в. принято относить к предметам детской забавы. Однако некоторые новгородские археологические находки позволяют думать о ее более широком использовании в древнерусском обиходе. Название свистулька не встречается в древних письменных источниках. Ранним названием такого инструмента в Псковском крае могло быть свистель; его в начале XVII в. или раньше слышал от псковичей немецкий купец Тоннис Фенне26. Но прежде того русские летописцы сообщали о каком-то родственном свистели духовом ратном инструменте, именовавшемся — посвистель. В частности, о псковичах под 1348 г. говорится: «Они же отъ Орешка в полъдни поехаша, въструбивъ в трубы и удари въ бубны и в посвистели»21.
К чрслу духовых музыкальных приспособлений, открываемых археологами в Пскове, относится — брунчалка, или гудалка (рис. 2:7). В поздней традиции это пуговица, раскручиваемая ребенком взад-вперед на сдвоенных нитях и издающая гудящий, жужжащий звук. Но несколько раньше, например в 1920-е годы, в южных краях России такую игрушку изготавливали из «казанка» (пятная метаподия поросенка), то есть из небольшой косточки задней ноги поросенка. В косточке, вываренной во время приготовления студня, проверчивали кончиком ножа одно или пару отверстий — для нитки*. Как показывают археологические образцы из различных мест раскопок, изредка
• За столь важные сведения благодарю маму мою — Марию Федоровну Байбакову: ей такую игрушку в ее детстве, которое проходило за Волгой в Царицынской губернии, изготавливал отец, мой дед — Федор Максимович Байбаков.
брунчалку мастерили из козьей, овечьей, а иногда птичьей трубчатой косточки. Предполагается, что в глубокой древности брунчалкой во время заклинаний могли пользоваться волхвы, кудесники28. Для древнего Пскова были характерны брунчалки, изготовленные именно из казанка, из косточки поросенка. Они снабжались в средней их части единственным отверстием, в которое восьмеркообразно заправлялась нитка. При раскопках на ул. Ленина, по сообщению Е.С. Зубковой, за период с 1984 по 1989 г. в слоях XIH-XIV вв. собрано не менее четырнадцати брунчалок. В это время они, скорее всего, уже изготавливались для детей.
В Пскове и его округе археологически прослеживаются также музыкальные приспособления, составляющие группу самозвучащих.
В 2000 г. во время раскопок на Запсковье был обнаружен варган (Бог.-XVI — 34-30, №334). Его изображение для данной публикации любезно предоставила Е.В. Сал-мина; по ее оценке, этот варган бытовал в конце XVI-середине XVII вв. (рис. 34). Всеми
своими признаками он в несколько уменьшенных пропорциях сходен с одним из древних новгородских варганов, а именно с тем, который в 1951 г. был найден в Неревском конце Новгорода в слое середины XVI в.29
Издавна варган изготавливался кузнецами. Одна составляющая его деталь, железная, имела вид подковки с удлиненными концами, посередине ее вклепывался стальной проскакивающий язычок. Звук извлекали, подергивая язычок пальцем, при этом выступающие концы подковки приставляли к зубам. Отсюда у русских второе название инструмента — зубанка. О нем в «Словаре живого великорусского языка» сообщает В.И. Даль30.
Тип железного варгана в средневековье был известен у многих народов — от Западной Европы вплоть до Японии. На славянских поселениях самое раннее его свидетельство было обнаружено в начале 1950-х годов в Екимауцах (Молдавия) в слое IX-X в.31. Письменно как народный музыкальный инструмент варган упоминается с XVII в.32. Странно, что о нем не имеется сведений в «Разговорнике Тонниса Фенне».
В Псковской 3-й летописи под 1615 г. отмечен инструмент с названием варган, но, как понимают специалисты, это был большой ратный ударный инструмент типа литавры: «И августа въ 15 день приидоша подо Псков к Варламским воротам и сотвори-ша скверное свое молбище в варганы и в бубны и в трубы»33.
К типу самозвучащих инструментов относятся глиняные яйцевидные погремушки с камушком внутри и одним наружным отверстием. В отличие от так называемых писанок, которые в Х-ХП, отчасти XIII вв. украшались фигурными скобками, в Пскове обнаружены погремушки гораздо более поздние — XV-XVI вв. Выразительный их образец найден, например, на Завеличье в слое XVI в. (Изб. З-И-4-4-1). На нем, как отметил Б.Н. Харлашов, беспорядочно нанесены тонкие желтые линии по зеленоватому фону (рис. 3:2)34.
Конструктивная идея глиняных погремушек та же, что у металлических бубенчиков: при очевидном внешнем различии звучание одних и других — при встряхивании — зависит от наличия в их полости камушка.
В обиходе средневековых жителей Пскова использовались разновидности небольших шаровидных и грушевидных бубенчиков, которые изготавливались из медных сплавов. Одни из них отливались по восковой модели, другие собирались из двух тисненых половинок. Весьма выразителен грушевидный крестопрорезной бубенчик (ПЛ-Х-88, Г-18-60-41, №590)(рис. 3:3). А самая необыкновенная находка — бубенчик пя-тилепестковый (П-ИЗБ-Ш-87,1-3-35-1, №46) (рис 3:4)35.
Судя по поздним русским традициям, бубенчиками в древности могли украшать конскую упряжь — воинскую, свадебную — для отогнания недобрых духов. В XV-XVI вв. был известен «бубенъ соколий*, то есть бубенчик, который привязывали к ногам ловчих птиц36. Небольшие бубенчики могли пришиваться к одежде вместо пуговиц, как у сарафанов в XIX в. Золотые бубенчики в XVI столетии, а также колокольчики, «звонци» в XI-XIII вв. служили украшением священнической рясы37. Своеобразные колокольцы наравне с мелкими бубенцами входили в комплекты древних шумящих привесок.
В Пскове и на Изборском городище в слоях XI-XIII вв. прослеживаются различные типы плоских бронзовых привесок, в частности, в виде коньков. Копытца коньков обычно, кроме некоторых исключений, снабжены отверстиями. В отверстиях, судя по находкам того же рода из других мест, посредством отдельных колечек или цепочек закреплялись бубенчики (рис. 3:5)х. Подобным образом могли оформляться и плоские привески арочного типа (рис. З^)39. Слоям XII-XIV столетий присущи полые коньковые привески. Псковские образцы таких привесок показывают, что они равно украшались или бубенцами, или же колокольчиками (рис. 3:7)40.
По мнению специалистов, шумящие привески свидетельствуют о знакомстве славян с финно-угорскими традициями; их крепили к своей одежде женщины для красоты и одновременно в качестве оберегов.
Редкой находкой для слоев Х-ХШ вв. является литой бронзовый звонец, колокольчик, который мог использоваться как предмет конского снаряжения. Он обнаружен при раскопках Изборского городища среди вещей, принадлежавших славянам, балтам и прибалтийским финнам (рис. 3:8)41. В общих чертах он предвосхищает формы больших колоколов, которыми впоследствии славились псковские литейщики42.
Большие гражданские и церковные колокола унаследовали от древних звонцов, бубенцов и шумящих привесок существенную роль — охранительную. Первое упоминание об устройстве в Пскове колокольни связано с завершением в 1394 г. строительства кремлевских укреплений: «Кончаны быша перси оу Крома; и колоколницу поста-виша, месяца июля въ 9 день, на память святого мученика Панкратия»43. К1518 г. относится сообщение о вечевом и других псковских колоколах: «Тоя же весны в великий постъ приела князь великий к живоначальней Троицы большой колокол, где вечевой был; а преже того незамного прислал меткий колокол в корсуньского места, что на сени в него звонили,тсак вечье было»44. В Псковских 1-й и 3-й летописях вечевые новгородский и псковский колокола соответственно именовались — вечной (1478) и вечник (1518)45.

Страницы: 1 2 3

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Гитары: как выбрать и где лучше всего приобрести их?
  • Замена ремня и цепи ГРМ в Таллине: какой сервис лучше выбрать для качественных услуг?
  • Погружение в Мир Видеоконтента
  • Руководство по Ремонту Бензиновых Триммеров
  • Интересное