Музыкальные инструменты древности
Главное изменение — это замена условного варианта кобылки, деревянной пла-шечки с тремя засечками для струн, на один из четырех образцов кобылок, которые наконец-то в 1993, а главное, в 1994 г. были впервые открыты в Новгороде в слоях X-XI вв. (рис. 2:3). Общее свойство кобылок, предназначавшихся для трехструнных новгородских гудков, состоит в наличии у каждой из них двух ножек11. Таким образом, установка у псковского гудка кобылки с двумя ножками получила надежное документальное обоснование.
Неотъемлемой деталью гудка было также погудальце, иначе, лучок, лучец (смычок), прядь конских волос которого натиралась вываркой из смолы хвойных деревьев, канифолью. Любопытен документ XVII в.: «колофония — смола грецкая, цветом желтовата»12. Поводя лучком по «барановым» кишечным струнам, извлекали звук.
В Великом Новгороде при раскопках иногда встречаются обломки изогнутых деревянных прутиков со специальными нарезами на концах; они могли быть использованы как лучки. Посредством можжевелового обломка, извлеченного из слоя первой половины XII в., создан вариант реконструкции лучка (рис. 2:2)13. Подобным лучком могли извлекать звук на древних новгородских гудках, а равно и псковском гудке XIII в., который в главных его формах и деталях приобрел законченный вид. (Исполнение традиционных народных наигрышей на восстановленном псковском гудке можно услышать в Великом Новгороде в Центре музыкальных древностей). Теперь с ним можно сравнить музыкальное орудие, на котором играет Аит скоморох.
Очевидно, во-первых, что грушеобразные очертания гудка, звучавшего в Пскове в XIII в., в отличие от инструмента, изображенного на фреске, не имеют ни малейших признаков боковых выемок Во-вторых, полочка (дека) псковского гудка в соответствии с новгородскими образцами снабжена двумя сегментообразными вырезами, которых не имеется на мелетовском инструменте. В-третьих, на псковском гудке, как и на новгородском, играли при помощи изогнутого погудальца, лучка, а на фреске в распоряжении скомороха показан удлиненный прямой смычок
Все это убеждает только в одном: мелетовский живописец, подчинявшийся церковным установкам, менее всего обращал свой взор на звучавшие в Псковском крае гудки; для него в религиозном сюжете было важнее показать именно не местный, не знакомый прихожанам гудебный сосуд. Потому на изображении легко узнаются черты и детали, присущие древним западноевропейским смычковым инструментам».
Отличая реально бытовавший тип музыкального инструмента от показанного на фреске, мы тем самым выявляем подлинную ценность каждого из них в культурной истории Пскова и Псковской земли.
Предполагается, что наряду со смычковыми инструментами большое место в псковских традициях занимали гусли — струнные музыкальные инструменты, на которых играли щипком или бряцанием. Но, как ни странно, самые ранние свидетельства о них пока что приходятся лишь на XV в.
В 1985 г. в старой части Среднего города Пскова (ул. Ленина, раскоп VIII — руководитель И.О. Колосова) были обнаружены девять ажурных накладок поясного набора, отлитых в XV в. из золотистой бронзы. В составе набора квадратные, двухчастные и круглые накладки. Они украшены фигурами людей и зверей, возможно барсов. На двух круглых деталях одинаковое изображение: восседающий по центру гудец, по бокам от него, насколько можно понять, сидят двое мужчин (рис. 2:4)1S. В целом художественный замысел из-за поврежденное™ находок остается трудным для прочтения. И все же как в позе изображенного гудца, так и в форме инструмента, на котором он играет, исследователи склонны видеть образ библейского гЛалмопев-ца царя Давида.
, В руках гудца показан тип многострунных гуслей. Согласно научному определению А.С. Фаминцына, его можно именовать как гусли-псалтирь16. Следует заметить, что в 1972 г. К.А. Вертков классифицировал подобный тип инструмента как гусли шле-мовидные. Давая новые названия типам русских гуслей — крыловидные, шлемовид-ные, прямоугольные, он исходил из различий в формах их резонаторного корпуса17. Однако после открытия неожиданных по форме археологических образцов древних новгородских гуслей в определении их типов стали возникать сложности. В частности, они коснулись и типа гуслей с большим количеством параллельно расположенных струн.
Строго говоря, название «шлемовидные» подходит лишь для гуслей с прямым основанием. Оно непригодно для гуслей с основанием выпуклым, с каким, например, изображал их в XVII столетии Адам Олеарий18. И менее всего такое название пригодно для гуслей с вогнутым основанием, ибо в них сокрыт образ многострунного лука19. Вот почему типологический термин «гусли-псалтирь» не устарел и в сравнении с новым наименованием более приемлем. Он, во-первых, оправдан исторически, во-вторых, способен вместить в себя все вышеперечисленные внутритиповые различия многострунного инструмента.
Теперь остается отметить, что на круглых накладках поясного набора, открытого в Пскове, представлена разновидность гуслей-псалтиря с прямым основанием. В общих очертаниях изображенный инструмент очень красив. Но находил ли таковой себе место в псковском музыкальном быту? На такой вопрос надежнее могли бы ответить археологические свидетельства в виде деревянных остатков самих гуслей.
К сожалению, в силу особенностей псковской археологии обнаружение здесь деревянных музыкальных инструментов типа упоминавшихся трех гудков и одной сопели представляет редкую удачу. Никаких частей или деталей гуслей-псалтиря пока что не выявлено.
Также не имеется археологических сведений о других типах древних гуслей — лирообразных и звончатых (крыловидных), для которых характерно малое число веерообразно расположенных струн. Можно, однако, надеяться, что свидетельства такого рода ожидают своего открытия. В связи с чем достоин внимания факт традиционной игры на гуслях звончатых (крыловидных) в Псковском крае вплоть до 1920-1930-х годов, а иногда и позднее того. В 1950-х годах Ф.В. Соколов видел долбленые из липы гусли с пятью струнами из телячьих кишок; инструмент был сделан в 70-х годах XIX в. и принадлежал гусляру Ивану Емельяновичу Веселову20. Знаменательно, что фамилия его восходит к «веселым людям», то есть скоморохам.
Как уже упоминалось, в 1988 г. в Пскове в слое XIII в. был обнаружен обломок духового, вероятнее всего, свисткового музыкального инструмента типа сопели (Л-XI, О — 19-230-14). Инструмент имел не менее пяти игровых (пальцевых) отверстий (рис. 2:5). Из-за больших утрат и деформаций он не может быть реконструирован. Но факт его открытия значителен. Он вошел в копилку сведений о деревянных сопелях X-XV в., материальные остатки которых сначала были открыты археологами в Великом Новгороде, а недавно и в Старой Руссе21. Общее число таковых вместе с псковской находкой составляет не менее четырнадцати.
Согласно древнерусским письменным источникам, сопель уже в XI в. звучала в хоре с бубнами и гуслями во время веселья в княжеских палатах, а также с бубнами, трубами и посвистелями на поле брани. Сопель, или сопелка, сопилка на Руси именовалась еще и как свирель, дудка, дудочка, сипоша, сиповка. Генрих Латвийский в «Хронике Ливонии» поведал о том, что перед сражением с тевтонами в августе 1218 г. русские собрали войско около реки и «ударили в бубны (tympanis) и дудки (fistulas) свои, и стал король псковский Владимир и король новгородский, обходя войско, ободрять его перед битвой»22. В документе 1699 г., имеющем отношение к Пскову и его пригородам, упоминается музыкант-ратник, играющий на сиповке: «Рядовых… 985 человекъ, и въ томъ числе сиповщиковъ съ однеми бердыши своими 36 человекъ»23.
Характерное для сопели свистковое устройство конструктивно полностью повторяется и у глиняной свистульки. Снабженная, как правило, двумя игровыми (пальцевыми) отверстиями свистулька в псковской археологии нередко сопутствует керамическим изделиям XVI-XVII вв. Например, одна из них по форме отдаленно напоминает коника (рис. 2:6). Она была обнаружена в 1967 г. во время раскопок в Окольном городе Пскова (б/п, №305)24. Другая свистулька, в виде уточки, найдена в 1987 г. при раскопках на Запсковье в слое конца XV-начала XVI столетий. По сообщению В.И. Кильдюшевс-кого, три игровых ее отверстия (при попытке сделать пять) были просверлены уже после обжига25. Здесь вероятен исключительный случай нарушения традиционной технологии изготовления глиняных свистулек; обычно отверстия легко проделывались с помощью палочки, спички во время лепки свистульки, то есть до ее обжига.
Flight 100 классическая гитара купить.