Поиск по сайту

Морские термины

МИЧМАН — воинское звание военнослужащих ВМФ. В России впервые было введено в 1716 как унтер-офицерское звание, а с 1732 по 1917 как первый офицерский чин. В СССР введено в 1940 как высшее звание для старшин. С 1972 военнослужащие в звании М.
стали представлять отд. категорию, по служебному положению, обязанностям и правам близкую к младшему офицерскому составу. С 1981 введено звание старший мичман.
МЫС — часть суши, острым окончанием вдающаяся в море, озеро или реку.
НАВИГАЦИЯ — 1) теория и практика вождения кораблей (судов); составная часть кораблевождения. Н. решает широкий круг вопросов в целях обеспечения точного, своевременного и безопасного плавания корабля (судна) и производства необходимых расчетов тактического маневрирования при совместном плавании в составе соединения, для встречи ( или уклонения от встречи) с противником, а также для применения оружия и выполнения др. боевых задач. Н. разрабатывает и использует способы определения координат и измерения направлений и расстояний на море, способы и методы предварительной прокладки и счисления пути корабля, определения его места в море по береговым, небесным и подводным ориентирам, оценки точности плавания корабля, определения его маневренных элементов и поправок навигац. приборов. 2) Период, во время которого по местным климатическим условиям возможно судоходство на морях (реках) или данный порт (водный путь) доступен для плавания.
НОС СУДНА — передняя оконечность судна, завершаемая форштевнем. Бывает прямой, с наклонным форштевнем, ледокольный, кли-перский, бульбовый и др.
ОВЕРШТАГ — поворот судна (шлюпки), следующего под парусами, на новый галс. В отличие от поворота через фордевинд судно (шлюпка) пересекает линию ветра носом.
ОХРАНА ВОДНОГО РАЙОНА (ОВР) — поддержание и сохранение в прибреж. районах условий для безопасного плавания и стоянки кораблей. Включает: организацию и несение дозорной службы; действия по уничтожению противника; обеспечение выхода в море и возвращение в базы своих ПЛ и надводных кораблей (судов); поддержание фарватеров, полигонов и мест стоянки кораблей (судов) в безопасном от мин состоянии. Решение задач ОВР возлагается на соединения кораблей ОВР (дивизию, бригаду).
ПАКЕТБОТ — (ист.) — небольшое парусное судно для перевозки почты и выполнения посыльной службы. В состав рус. парусного
флота входили в 18 — начале 19 в., имели водоизмещение 200-400 т, вооружение — несколько пушек. В Англии, Голландии и Германии до конца 19 в. П. называли также паровые рейсовые почтовые и почто-во-пассажирские суда.
ПАРОХОД — самоходное судно, которое в качестве главного двигателя имеет поршневую паровую машину или паровую турбину.
ПОЛНЫЙ АДМИРАЛ (неофиц. наименование воинского звания АДМИРАЛ) — воинское звание высшего офицерского состава в ВМС ряда государств. В ВМФ России соответствует армейскому званию генерал-полковник. Впервые установлено в России в. 1706 Петром I, которым были введены 4 адмиральских чина; контр-А., вице-А., А., генерал-А. В ВМФ СССР введено 7 мая 1940.
ПОЛЫНЬЯ — участок незамерзшей воды среди сплошных льдов. В морях образуется под влиянием теплых течений, дрейфа льда и др.
«ПОПОВКА» — см. БРОНЕНОСНАЯ БАТАРЕЯ ПРИШВАРТОВАТЬСЯ — см. ШВАРТОВКА
СИГНАЛЬЩИК — матрос или старшина на корабле или береговом посту, выполняющий обязанности по ведению наблюдения и сигналопроизводству. Наблюдение за надводной и воздушной обстановкой ведут визуально, с помощью биноклей и др. оптических средств. При сигналопроизводстве С. используют флаги, сигн. фонари и др. сигн. средства.
СТАПЕЛЬ-ПАЛУБА — палуба плавучего дока, на которой набивается килевая дорожка при постановке корабля в док. Размеры С-п. с учетом грузоподъемности дока могут достигать (для 10-секци-онного дока) 300 м длиной и 50 м шириной.
ТАКЕЛАЖ — общее название снастей (цепей, тросов, канатов, лопарей) на корабле (судне), используемых для крепления рангоута, постановки и уборки парусов, управления ими, грузовых операций, подъема сигналов и пр.
ТЕНДЕР — 1) одномачтовый парусный корабль для посыльной, разведывательной и дозорной служб. В составе рус. флота находились в 1817—61. Были вооружены 6-12 гладкоствольными орудиями. 2) Тип судна периода Великой Отечественной войны для перевозки войск, грузов на небольшие расстояния и высадки десантов
на необорудованное побережье. Имели малую осадку, относительно большую грузоподъемность (15-30 т); экипаж 2-3 чел.
ТРАЛЬЩИК — боевой корабль, предназначенный для поиска, обнаружения, уничтожения морских мин и проводки кораблей (судов) за тралами через минные заграждения. Различают Т. морские (водоизмещение 660-1300 т) базовые (до 600 т), рейдовые (до 250 т), речные (до 100 т). Впервые Т. применены рус. флотом в Порт-Артуре в 1904-05.
ТРАНСПОРТ — (мор.) — общее название судов, предназначенных для перевозки грузов или пассажиров. Различают грузовые, пассажирские и др.
ТРАП — металлич. и др. лестницы на кораблях и судах. Различают Т. внутренние (для сообщения между помещениями внутри корабля), наружные (для сообщения с палубами надстроеки рубок) и забортные (опускные и шторм-трапы).
ТРЮМ — 1) на воен. кораблях внутр. нижняя часть отсека, прилегающая к днищу ниже бортовой скулы; верхний предел Т. ограничивается настилом-пайолом. 2) На грузовых судах — помещения для грузов, лежащие между вторым дном и ближайшей палубой. Число Т. зависит от назначения судна и его размеров.
УНТЕР-ЛЕЙТЕНАНТ — (ист.) — воинское звание (чин) обер-офицерского состава в рус. армии и ВМФ с конца 17 в.; в армии в 18 в. заменено званием подпоручик, а в ВМФ в 1732 отменено.
УНТЕР-ОФИЦЕР — военнослужащий младшего командного (начальствующего) состава в рус. и иностр. армиях и флотах. В настоящее время категория У.-о. существует в армиях некоторых гос-в.
ФАЛ — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема реев, гафелей, парусов, кормового флага, гюйса, флажных, предметных, световых сигналов и др.
ФАРВАТЕР — путь, безопасный для плавания кораблей (судов) среди препятствий (между островами, мелями и др.). Обозначается средствами навигационного ограждения (буями, вехами, створными знаками). В военное время плавание кораблей в районах, опасных из-за мин, осуществляется по системе фарватеров военных кораблей (ФВК), имеющих засекреченные знаки своего расположения.
ФЛАГ-КАПИТАН — (ист.) — 1) должностное лицо офицерского состава в рус. ВМФ, возглавлявшее штаб флагмана до введения штатных должностей начальников штабов дивизий кораблей, эскадр и флотов. 2) Штатная должность помощника начальника штаба флота (1914): Ф.-к. по оперативной части и Ф.-к. по распорядительной части.
ФЛАГМАН — 1) в ВМФ лицо высшего (старшего) офицерского состава, осуществляющее управление соединением кораблей (объединением сил флота). 2) Сокращенное название флагманского корабля. 3) Воинское звание лиц высшего начальствующего состава ВМФ СССР в 1935-40 до введения адмиральских званий (Ф. Флота 1 и 2 ранга, Ф. 1 и 2 ранга).
ФЛАГ-ОФИЦЕР — (ист.) — должностное лицо офицерского состава в рус. ВМФ, подчинявшееся флагману и флаг-капитану и выполнявшее их распоряжения по управлению кораблями. При наличии в составе штабов соединений кораблей нескольких Ф.-о. они распределялись по вахтам.
ФЛОТИЛИЯ — (воен.) — оперативное объединение или крупное соединение в ВМФ (ВМС) ряда государств. По предназначению могут быть мор., озерные и речные; по организации — отдельные или входить в состав флотов. Озерные Ф. создавались, как правило, в военное время; в их состав входили соединения кораблей разл. классов, части авиации, артиллерии, мор. пехоты, а также службы обеспечения и обслуживания.
ФОРТ — отдельное долговременное инженерное сооружение из бетона (железобетона) и стальных конструкций, в котором размещаются артиллерийские орудия и обслуживающий их личный состав.
ФРЕГАТ — 1) трехмачтовый парусный корабль с мощным арт. вооружением (до 60 пушек) для действий на мор. коммуникациях. С середины 19 в. появились паровые колесные (пароходо-фрегаты), затем винтовые Ф. с бронирован, корпусом. 2) Корабли переходного класса между легкими крейсерами и эсминцами; появились в период 2-й мировой войны. Вооружение: 127-мм универсальные пуш-‘ки, 76- и 20-мм автоматы, торпедные аппараты.
ШВАРТОВКА — маневр по постановке корабля (судна) вплотную или почти вплотную к причальной линии, другому кораблю или
стенке, а также закрепление его около них при помощи тросов. Существуют следующие способы швартовки кораблей: Ш. кормой, Ш. носом, Ш. бортом к кораблю.
ШЕБЕКА — 1) небольшое трехмачтовое парусно-гребное судно с косыми парусами и наклоненной вперед передней мачтой, использовавшееся в ср. века на Средиземном море. По конструкции близка к каравеллам и галерам, но превосходила их в скорости и по вооружению. 2) Рус. гребной корабль 2-й половины 18 в., имел до 40 весел (длина до 35 м), 21—50 пушек малого калибра.

Лечение и диагностика в Израиле - chancemed.ru

Страницы: 1 2 3 4

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Выдающийся адмирал екатерининской эпохи
  • Адмирал и педагог
  • Первооткрыватель Находки
  • Ульянов, но не Ленин.
  • Интересное