Поиск по сайту

Морские термины

КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА — боевой корабль с мощным арт. вооружением для ведения боевых действий в прибрежных районах моря, озерах и на реках. Водоизмещение до 2,5 тыс. т (речных — до 1,2 тыс. т), скорость 10-20 узлов; вооружение: 2—5 арт. установок калибра 75-152 мм, автоматические зенитные пушки и пулеметы.
КАПИТАН-КОМАНДОР — воинское звание офицерского состава рус. ВМФ в 1707-32, 1751-64 и 1798-1827. В 1764-98 именовался «капитан бригадирского ранга».
КАПИТАН-ЛЕЙТЕНАНТ — воинское звание младших офицеров в ВМФ. Соответствует воинскому званию капитан в армии. В рус. ВМФ звание К.-л. существовало в 1713-1884 и в 1909-11. В ВМФ СССР введено в 1935.
КАПИТАН 3 РАНГА ¦•*• воинское звание старших офицеров Военно-Морского флота России и других государств. Соответствует званию майор. В рус. флоте существовало в 1713-32 и 20-30-х гг. 19 в. В ВМФ СССР введено в 1935.
КАПИТАН 2 РАНГА — воинское звание старших офицеров Военно-Морского флота России и других государств. Соответству-
ет званию подполковник. В рус. флоте существовало в 1713-32 и 1751-1917. В ВМФ СССР введено в 1935.
КАПИТАН 1 РАНГА — воинское звание старших офицеров Военно-Морского флота России и других государств. Соответствует званию полковник. В рус. флоте существовало в 1713—32 и 1751— 1917. В ВМФ СССР введено в 1935.
КАРБАС — дерев, парусное или гребное судно грузоподъемностью от 3 до 12 т. Применялся для мор. промысла в северных морях.
КАРТЕЧЬ — (ист.) — арт.снаряд для поражения живой силы противника на близком расстоянии (до 300 м), а также для нанесения повреждений в рангоуте и такелаже неприятельских парусных кораблей. Картечь имела легкую оболочку, в которой помещались чугунные или свинцовые шарики.
КАТЕР — 1) общее название малых быстроходных судов водоизмещением 10-400 т, предназнач. для боевых целей или обеспечения боевых действий флота (торпедные, ракетные, сторожевые и т. п.). 2) Небольшое судно водоизмещением до 40 т для перевозки людей и небольших грузов, имеющее двигатель. Военные корабли снабжаются моторными катерами. 3) Гребно-парусная шлюпка более легкой конструкции, чем баркас. Число весел от 10 до 16.
КАЮТА — жилое помещение на корабле (судне) для проживания офицеров (командного состава), старшин (членов экипажа). По числу мест делятся на одно-, двух- и многоместные.
КБФ — (сокр.) — Краснознаменный Балтийский флот.
КЛИПЕР — 1) трехмачтовый парусный (парусно-винтовой) быстроходный военный корабль 19 в. для разведыват., дозорной и посыльной служб. Водоизмещение 600-1500 т, скорость 12-15 узлов (22-28 км/ч), экипаж до 200 чел. Имел до 24 (парусно-винтовой до 15) орудий (на верхней палубе). 2) Парусное судно с острыми обводами и развитой парусностью водоизмещением 1000-2000 т для перевозки на большие расстояния грузов (чая, пряностей и др.). Появились в середине 19 в. и просуществовали до конца века. Имел’ скорость до 20 узлов (37км/ч).
КЛЮЗ — отверстие в борту или углубление в палубе для пропускания якорной цепи или буксирного каната, обрамленное литой конструкцией, предохраняющей корпус от повреждений.
КОК — повар на корабле (судне).
КОМЕНДОР — специалист рядового или старшинского (сержантского) состава, обслуживающий артиллерийские установки на кораблях и батареях.
КОНТР-АДМИРАЛ — воинское звание высших офицеров ВМФ России и других государств. Соответствует армейскому званию генерал-майор. Впервые введено Петром I в 1699. В ВМФ СССР присваивается с 7 мая 1940.
КОРВЕТ — трехмачтовое военное судно 17-19 вв. с прямым парусным вооружением и 18-30 орудиями на верхней палубе, используемое для разведыват. и посыльной службы. Водоизмещение 460 т и более. С 40-х гг. 19 в. появились колесные, а затем парусно-винтовые К. 2) Эскортные корабли спец. постройки в ВМС США и Великобритании периода 2-й мировой войны.
КОРМА — задняя оконечность корпуса корабля (судна). Подразделяется на ее надводную и подводную части. Форма подводной части обуславливает управляемость корабля и сопротивление воды. Форма надводной части К. зависит от предназначения корабля (на крейсерах она имеет обычно овальные обводы, на эскадренных миноносцах для удобства постановки мин на ходу она выполняется в виде отвесной вертикальной стенки — транцевая К. и т.д.).
КРЕЙСЕР — боевой надводный корабль для ведения морского боя, нарушения морских коммуникаций противника и т.д. Появились в 60-70-х гг. 19 в. До середины 20 в. основным вооружением была башенная артиллерия (6-9 орудий калибра 203-280 мм). В годы 2-й мировой войны делились на легкие (водоизмещением до 12 тыс. т) и тяжелые (до 21 тыс. т). Современные К. (как атомные, так и с обычн. главной энергетической установкой) имеют новую архитектуру, вооружены ракетными и арт. комплексами различного назначения, могут нести на борту самолеты и вертолеты. Водоизмещение, как правило, 5-14 тыс. т, скорость до 35 узлов (65 км/ч).
ЛАЙБА — деревянное, беспалубное, несамоходное грузовое судно бароч. типа, использовавшееся на Днепре.
ЛАСТОВАЯ БРИГАДА — подразделение малых портовых судов и плавсредств, применявшихся в воен. портах для обеспечения бази-
рования боевых кораблей. Служившие в Л.Б. матросы и офицеры до середины 19 в. назывались «ластовыми», причем последним присваивались сухопутные чины.
ЛЕДОКОЛ — судно для плавания во льдах с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. Л. «вползает» носовой частью на кромку льда и проламывает его. 1-й Л. — переделанный рус. пароход «Пайлот» (1864), 1-й ледокол, способный форсировать тяжелые льды, — «Ермак», первые атомные Л. — «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия».
ЛИДЕР — боевой надводный корабль для вывода эскадренных миноносцев в торпедную атаку. Появились в 1-ю мировую войну. Л., которые строились в СССР в 30-х гг. имели водоизмещение ок. 3000 т, скорость до 44 узлов (81,5 км/ч), 5 орудий 130-мм, 2 — 76-мм и 6 — 37-мм, 2 четырехтрубных торпедных аппарата, 80 мин, глубинные бомбы. Эти корабли в годы 2-й мировой войны практич. применения как Л. не имели (использовались как эсминцы). Исключены из состава всех флотов к началу 70-х гг.
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ (ЛИНКОР) — 1) двух-трехпалубные парусные корабли конца 17 — первой половины 19 в. с мощным арт. вооружением (до 130 пушек, расположенных по бортам в линию) для ведения морского боя в соответствии с линейной тактикой (отсюда и название). С развитием техники заменены броненосцами. 2) Крупный боевой корабль с мощной артиллерией и броневой защитой для уничтожения кораблей всех классов в морском бою и нанесения арт. ударов по береговым объектам. Водоизмещение Л.к. 65 тыс. т и более, скорость до 33 узлов (61 км/ч), толщина брони до 483 мм; вооружение: до 12 орудий 280-457-мм, до 20 орудий 100-152-мм, до 140 зенитных пушек малого калибра и крупнокалиберных пулеметов; экипаж до 2800 человек. Развитие современных видов оружия и военной техники привело (к сер. 70-х гг.) к исключению Л.к. из состава флота. 4 линкора типа «Айова» США переоборудованы в корабли ракетно-артил. поддержки для ударов по надводным кораблям и береговым целям.
ЛИНИЯ (ЛИНЕЙНАЯ ТАКТИКА) — приемы ведения боя в 17-19 вв., основанные на использовании растянутых в кильватерную колонну кораблей. Возникла в период перехода от галерного флота к парусному и обусловлена расположением орудий на парусных кораб-
лях вдоль бортов. Л.т. позволяла вести огонь по противнику одновременно из орудий большинства кораблей.
МАЯК — средство навигационного оборудования морей, служащее для определения местоположения судна, ориентирования и т.д. Для исключения ошибки каждый маяк имеет характерный вид, окраску, индивидуальный световой сигнал. Кроме маячных огней, М. оборудован средствами подачи звуковых сигналов (во время тумана), радиотехническими и др. устройствами. Сооружают М. на берегу или мелководье, иногда устанавливают плавучие.
МИНЕР — военнослужащий ВМФ, специалист по боевому использованию, хранению и обслуживанию минного и противоминного оружия.
МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ — надводный корабль или ПЛ для постановки минных заграждений против надводных кораблей (судов) и ПЛ противника. Первые в мире М.з. спец. постройки («Буг» и «Дунай») созданы в России в 1892.
МИННЫЙ КАТЕР — (ист.) — паровой катер, предназначавшийся для минных атак неприятельских кораблей. Вооружался вначале шестовыми или буксируемыми минами, а в последствии — самодвижущимися минами (торпедами). В России использовались по предложению СО. Макарова в русско-турецкой войне 1877-78.
МИННЫЙ КРЕЙСЕР — большой миноносец с усиленным арт. и минным (торпедным) вооружением для уничтожения миноносцев противника. Водоизмещение 400-700 т, скорость 18-25 узлов; вооружение до 15 орудий калибром до 47 мм или 2-3 орудия 75 мм. Строились в конце 19 — начале 20 в.
МИНОНОСЕЦ — боевой надводный корабль для уничтожения кораблей противника торпедами. Первый мореходный корабль М. рус. флота («Взрыв») вступил в строй в 1877; водоизмещение 160 т, скорость 14,5 узла, 1 торпедный аппарат. С появлением минных крейсеров и эскадренных миноносцев строительство М. прекратилось (в начале 20 в.).

Страницы: 1 2 3 4

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Выдающийся адмирал екатерининской эпохи
  • Адмирал и педагог
  • Первооткрыватель Находки
  • Ульянов, но не Ленин.
  • Интересное