Малышам о Пскове
Статья знакомит с жизнью псковичей в XVI-XVII веках: торговлей, бытом. Повествует об исторических
событиях, происходивших в Пскове: нашествии Стефана Батория, Густава-Адольфа, «Хлебном бунте»,
спасении города блаженным Николаем от Ивана Грозного.
Наличие параллельного английского текста дает возможность использовать ее в лингвокультурологии и как
дополнительный материал к региональному компоненту содержания дошкольного и начального
образования.
То истина,
что Псков… спас Россию
от величайшей опасности,
и важность сей заслуги
не изгладится
из нашей памяти,
цоколе любви к Отечеству
и своего имени.
Н. М. Карамзин
Дорогие читатели!
Меня попросили высказаться, что я думаю об идее псковских издателей создать и издать историко-краеведческую серию «Малышам о Пскове».
Идея прекрасная. Историческое воспитание наших детей должно быть одной из главных забот взрослых, которые беспокоятся о духовном мире новых поколений России. Иван, не помнящий родства, — это человек, потерянный и для его родителей, и для его будущих детей, и, естественно, для общества и государства. Конечно, это надо начинать делать, когда ребёнок мал, и потому такую книжную серию для малышей можно только приветствовать! Как и приветствовать появление в детских библиотеках, в чтении современных детей таких художественно-познавательных книг, например, как «Господин Псков»!
С. В. Михалков
— Знаешь ли ты, дорогой малыш, что когда-то Псков был одним из самых больших городов Европы? Псков сравнивали по красоте с Парижем, а по величине — с Римом.
— Ух ты, и давно это было?
— Пятьсот лет назад, в XVI веке. Псков по значению был третьим городом на Руси после Москвы и Новгорода. Псков был обширным, густонаселенным и очень богатым городом. Он активно торговал с городами Русского Севера, Поволжья, соседними государствами Европы. И по праву его величали «Господин Псков».
— А что мы продавали и покупали?
— Иностранцы высоко ценили псковский лён, мёд, воск, дёготь, кожу, пеньку — волокно из стеблей конопли. Из пеньки вили верёвки, канаты. А мы покупали за границей бумагу, дорогие ткани, медь, оружие, пряности и соль.
— Неужели у нас не было соли? — В Псковской земле нет соляных месторождений, поэтому нам приходилось покупать соль у немцев по очень высоким ценам.
— А зачем покупали медь?
— Чтобы лить колокола, делать пушки, чеканить государе ственную монету. Деньги на Руси печатались в четырёх городах. У «Господина Пскова» долгое время была своя монета, которую так и называли: «псковская деньга». Но в XVI веке, после того как город вошёл в состав единого Рос- i сийского государства, стали чеканить новые деньги, лр
— Новые монеты? А какими они были?
— На них изображался всадник с копьём и буквы «ПС», означав- : шие «псковская».
От всадника с копьём пошло современное слово «копейка». Денежный двор во Пскове просуществовал до 1663 и был одним из самых больших.
— Псковичи, наверное, очень гордились этим?
— Гордились они своей святыней — ТрсЦ-щким собором и величественным Кремлем. Псковичи не были хвастливыми и заносчивыми. Наоборот, они были сдержанными, суровыми и немногословными людьми. Не были рГсковичи жадными и до личного богатства: они отдавали часть денег на строительство укреплений и храмов.
— Какие храмы построили тогда^
— К концу XV века в Пскове было около ’40 церквей и 36 монастырей. А, в* XVI веке были *пост|оены красивейшие псковские церкви ‘-г- Николы ш Усохи, Анастас^ РиМлянки, Успения с Пароменья — и самъю могуче б^шни крепости: Покровская и Гремячая.
— А из чего строили стены и башни?
— Стены и башни строили из местного известняка. Его вырубали, отёсывали и делали укрепления. Высота стен доходила до 15 метров. Стены имели деревянный навес и широкую площадку, по которой передвигались воины. В нижней части стен были ворота для вылазок на врага.
В Пскове было пять колец каменных стен с башнями: первая стена Перши, стена Довмонтова города, стена посадника Бориса (1309 г.), стена Среднего города (1375—1376 гг.), стена Окольного города (1509 г.), которая пересекала реку Пскову и охватывала Запсковье.
— Я знаю из книги «Ольгин град», что длина крепостных стен была больше 9 километров.
— Верно. А со стороны опасных для нападения мест стены Пскова имели 39 боевых каменных башен.
В бойницах башен и стен стояли пушки, которые стреляли по врагам тяжёлыми чугунными ядрами. Пушки внутри башен размещались на специальных площадках, сделанных из толстых брёвен.
— А какая башня самая большая в Пскове?
— Покровская. Толщина её стен достигает б метров, а высота вместе со сторожевой вышкой — более 50 метров.
Угловые башни для лучшего обстрела неприятеля строились круглыми. А башни на линии стены были четырехугольными. В башнях делали ворота и подземные ходы к воде. За ^ воротами иногда сооружали захаб — узкий камен-
ный коридор настоящую ловушку для врага.
Со стороны Завеличья от наплавного моста в центр города можно было попасть только через единственные проездные ворота Власьевской башни. Высота этой башни 32 метра, возведена она в XV веке.
— А где находится Власьевская башня?
— У Довмонтова города. Башня защищала линию крепостных стен у спуска к реке Великой, и в ней располагалась Большая таможня. Ворота башни запирались на ночь железными решётками, а поутру распахивались вновь. Купцы, гости, окрестные жители от Власьевских ворот поднимались к Старому торгу.
— В такую крепость невозможно проникнуть.
— Это правда. Ещё течение Псковы наши предки перегородили дубовыми решётками, которые могли опускаться. Нижние решётки были построены между Высокой башней и Плоской, которая соединена с башней Кутекрома. Верхние находились у Гремячей башни, которая возведена в 1525 году при дьяке Мисюре Мунехине.
О Гремячей башне существует легенда, будто спит там волшебным сном царевна, а вокруг неё стоят бочки с золотом. Временами из башни слышится таинственный звон, как будто пересыпают монеты.
— Эта легенда похожа на сказку Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях».
— Ты верно подметил, там тоже есть спящая царевна.
А сейчас я расскажу тебе, дорогой малыш, что изменилось в Пскове после4 присоединения его к Москве.
— Я знаю, это произошло в 1510 году.
— Верно, в Пскове тогда не стало Веча — народного собрания, посадников. Псковский вечевой колокол отвезли в Москву. Торг от Кремля перевели в Окольный город. Он стал находиться там, где сейчас за Пушкинским театром раскинулся Кутузовский парк.
На месте бывшей Вечевой площади в Крому построили церковный Владычный двор. А в 1589 году образовали Псковскую епархию, которая управляла церквями.
— Расскажи мне про церкви.
— В Пскове было уже около ста церквей. Ты помнишь, где их строили?
— Возле переправ, родников.
— Молодец! Внимательно читал книгу «Ольгин град». Псков в то время был разделен на б районов, их называли концами. В каждом конце была высокая церковь со звонницей. Эти церкви назывались кончанскими. Мужчины каждого конца сами обороняли определённые участки крепостных стен от врагов.
Друг друга жители концов величали «суседями».
— Как интересно! Я теперь своего друга тоже буду называть «сусед». А чем отличались кончанские церкви от других?
— В подвалах кончанских церквей хранился порох. Но главный пороховой погреб находился в Крому; Кром стерегли собаки.
— Значит, кроме служения Богу церкви защищали наш город?
— Конечно. Церкви вообще играли в жизни Пскова огромную роль: в них крестили детей, венчали молодожёнов, отпевали умерших. Самым большим наказанием было отлучение от церкви.
Церковь определяла всенародные праздники: Рождество, Пасху, Троицу.
Помогала церковь и укреплению государства. Старец Фи-лофей из Елеазарова монастыря под Псковом писал Великому московскому князю Василию III: «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать». Он мечтал о великой единой Руси с центром в Москве.