Лихое время
К январю 1942 года гитлеровцы отремонтировали купол Святогорского монастыря, привезли из Прибалтики специально подготовленного священника и на рождество открыли торжественное богослужение. Патриоты отметили это событие по-своему. Они разбросали среди собравшихся листовки, на монастырской стене углем написали сообщение о победе наших войск под Москвой.
Затем организовали несколько вооруженных вылазок, а летом 1943 года сожгли расположенный в бывшем Доме Советов, в центре Пушкинских Гор, склад с горючим. Диверсии стали следовать одна за другой. Сгорел склад у школы, взлетел на воздух мост в Кокорине, вспыхнули автомашины на центральной улице поселка.
Боевая подпольная группа действовала на заводе «Подкрестье». В нее входили коммунисты П. Михайлов и А. Акатов, комсомольцы В. Дементьев, П. Васильев,
В. Гагина и другие. Сначала они распространяли сводки Совинформбюро, которые тайком принимали по радио Дементьев и Васильев, а затем перешли к более активным действиям.
Осенью 1943 года они решили вообще вывести завод из строя. Партизаны предоставили им 160 килограммов тола, мины замедленного действия, проинструктировали, как ими пользоваться. Гитлеровцы в эти дни усилили заводскую охрану, но это не помогло. В ночь с 23 на 24 октября В. Дементьев, П. Васильев и А. Павлов заложили взрывчатку. На воздух взлетели два локомобиля, новая гофманокая печь, паровой котел и мастерские со всем оборудованием. Завод прекратил работу.
На счету пушкиногорских патриотов немало и других славных боевых дел. Как вспоминает об этом находившийся в тылу врага в составе оперативной группы 3-й Ленинградской партизанской бригады партизан П. И. Бессчастное, в Пушкиногорском районе он буквально во всех деревнях находил себе хороших помощников, с которыми постоянно держал связь. Это Г, Никонов из деревни Глазки, И. Дмитриев из Железова, Т. Войкова из Афромей, М. Фомина из Астахнова, И. Наколюшкин из Усов, А. Шубина из Пушкинских Гор, М. Карпова из Мехова. Все они действовали самоотверженно.
13 июля 1943 года А. Шубина прислала в отряд бланки немецких паспортов и пропуска с печатью и подписями. Получив эти документы, командование бригады тут же решило их использовать. Паспорта и пропуска выписали на Нину и Зою. (К сожалению, подлинные ли это имена и какие были у них фамилии — пока неизвестно). И девушки пошли иа связь в Псков. Документы партизанок никакого подозрения у немецких властей не вызывали. Через две недели они благополучно вернулись и принесли настолько ценные сведения, что они тут же были переданы военному совету Северо-Западного фронта.
Большую работу проводила в Пушкинских Горах и окрестностях группа Андрея Капырина (подпольная кличка — Воробьев). Андрей Капыриы, по всей вероятности, перед войной был на срочной службе, в 1941 году попал в окружение, осел в Пушкинских Горах и здесь, связавшись с местными патриотами, стал активно бороться с врагом. В партизанском отряде Капырин выполнял ответственные задания по связи с партизанскими разведчиками, неоднократно возглавлял диверсионные группы. В архивах П. И. Бессчастнова сохранилось несколько интересных донесений А. Капырина, когда его диверсионная группа ушла в рейд по Пушкин огорскому району:
«8.XII.1943 года. Здравствуй, Петр Иванович! Горячий привет от всей нашей группы, а также и от Тоси. (По всей вероятности, связная. — А. С). Наши дела не весьма блестящи, но все же можем кое-чем похвастаться. Сначала мы подожгли на льнозаводе тресту, подготовленную для отправки в Германию, затем обстреляли станцию Тригорская. В трех местах поставили мины.
В Пушкинских Горах на сенопункте вывели из строя машину для прессовки сена, теперь немцы сено не прессуют. Сделали набег на шоссе Опочка—Остров, разбили колонну машин, прекратили движение на целую ночь. Сожгли две машины с бензином, по 8 бочек на каждой. Одиу машину с трофеями забрали и уехали на ней…
Петр Иванович, в свою группу я принял одного человека и вооружил его автоматом.
Сведения по укреплениям принесет Тося, с ней же пришлю документы немецких офицеров и солдат, немецкую карту с пометками Невеля и сведения о движении по шоссе Опочка—Остров за неделю.
Петр Иванович, я жду толу и бикфордова шнура, задержусь еще дней на десять, привезу «языка».
С приветом Воробьев».
«1.1.44 г. Из Новгородки немцев направили на фронт, на их место прибыли новые — около 30 человек. Гарнизон Вейья тоже отправили на фронт. Движение по шоссе Опочка—Остров наблюдается большое днем, а вечером прекращается до утра.
В Острове большое скопление войск, которые, по неточным данным, направляются в Пушкинский район против партизан. Эти данные я обязательно уточню.
Воробьев»,
Партизанский край находился за Соротью, а действовать приходилось за его пределами. Неоценимую помощь при переправах через реку оказывал партизанам Гавриил Никонов из деревни Глазки. Это он переправлял партизанских разведчиков, взрывчатку для диверсионных групп, наших бойцов, бежавших из фашистского плена. Гитлеровцы схватили и замучили жену Никонова, дочь и племянницу.
Вместе с Никоновыми гитлеровцы после допросов и пыток расстреляли Клавдию Дмитриеву, Лидию Авваку-мову, Клавдию Судьияу, Евгению Шабохияу, Раису Семенову, Марию Карпову, Марию Фомину, Дию Михайлову и других патриотов.
83 цыгана — включая стариков и грудных детей — были расстреляны в Пушкинских Горах.
Но никакие зверства не могли сломить сопротивление пушкияогорцев врагу.
Массовое партизанское движение на территории района развернулось с весны 1943 года. В северной части района активно действовала 3-я Ленинградская партизанская бригада под командованием прославленного А. В. Германа.
Партизаны по сути дела изгнали фашистов с территории Русаковского и Зарецкого сельсоветов. Здесь не было
такой Семьи, аз которой кто-то не ушел бы в бригаду. Фактически это был партизанский край со своими законами, своими порядками, где гитлеровцы появлялись только во время карательных экспедиций.
В южную часть района еще в начале 1943 года из Калинина пришла партийная группа в составе 9 человек — П. М. Киманов, М. К. Воробьев, Д. М. Соловьев, Г. В. Золотарева, А. В. Колосов, А. А. Алексеев, Е. М. Михайлова и другие. Это был Пушкин ого рский подпольный райком партии, который стал ядром Пушкиногорской партизанской бригады.
Начало формированию бригады было положено 27 марта, когда к партийной группе присоединился прилетевший из-за линии фронта комбриг Т. Г. Давыдкин. Начальником штаба был назначен капитан Л. И. Зотин. П. М. Киманов, оставаясь первым секретарем подпольного райкома партии, стал одновременно и комиссаром бригады.
К маю в бригаде было уже триста бойцов, они развернули активные действия.
К 1 мая 1943 года в районе оказалась парализованной деятельность оккупационных органов. Был сорван набор во власовскую банду. Была выведена из строя железная дорога Остров—Идрица, сожжены или взорваны мосты по шоссейным и проселочным дорогам.
Группа партизан под руководством Дмитрия Соловьева уничтожила гарнизоны фашистов в деревне Поляне и на станции Вощагино. Запасы зерна, заготовленные для гитлеровской армии, были розданы нуждающимся жителям.
Население оказывало партизанам активную помощь продовольствием и одеждой; многие несли и разведывательную службу. Люди из числа мирного населения по заданию партизан работали в полиции, хозяйственной комендатуре и в других вражеских учреждениях.
Немецкое командование, опасаясь потерять дорогу Новгородка—Новоржев, вынуждено было направить с фронта воинские части для борьбы с партизанами.
Не имея достаточных сил для борьбы с крупными воинскими частями фашистов, командование бригады приняло решение отступить к границе Латвии, выйти на соединение с калининскими партизанами, действовавшими в лесных массивах Себежского района.
В деревне Пустое Воскресенье в неравном бою были убиты председатель подпольного Пушкиногорского райисполкома Алексей Васильевич Колосов и его адъютант — житель деревни Милавино Ваня Дмитриев. Гитлеровцы блокировали бригаду в Блясинских лесах. После тяжелых боев было принято решение пробиваться на юг мелкими группами. Однако пробиться удалось только группе во главе с М. К. Воробьевым. Г. Д. Давыдкин был ранен, группа П. М. Киманова соединилась с ленинградскими партизанами.
Вскоре было решено вновь сформировать Пушкино-горскую партизанскую бригаду Она получила подкрепление из советского тыла. Командиром бригады был назначен Д. А. Халтурин, комиссаром — М. К. Воробьев.
Отряды бригады, базируясь на территории Себеж-ского, Опочецкого, Красногородского районов, совершали рейды по Пушкиногорскому и Новоржевскому районам.
Вот что сообщается в сборнике «Народная война в тылу врага» о действиях бригады, получившей теперь название 15-й Калининской:
«За год партизанами бригады подорвано 13 воинских эшелонов, 54 автомашины, 40 повозок, разгромлено 3 гарнизона, волостная управа, уничтожено 5 мостов, 3 склада; убито и ранено около 1000 гитлеровцев.
22 июля 1944 года бригада в составе четырех отрядов численностью 252 человека соединилась с частями Красной Армии».
Страницы: 1 2