Поиск по сайту

Ленин в Пскове

«В последний год ссылки зародился у Вла­димира Ильича тот организационный план, который он потом развил в «Искре», в бро­шюре «Что делать?» и в «Письме к товари­щу». Начать надо с организации общерус­ской газеты, поставить ее надо за границей, как можно тесней связать ее с русской рабо­той, с российскими организациями, как мож­но лучше наладить транспорт. Владимир Ильич перестал спать, страшно исхудал. Бес­сонными ночами обдумывал он свой план во всех деталях, обсуждал с Кржижановским, со  мной,   списывался   о  нем  с  Мартовым   и
1  Е.   Г.   Бартенева    (1843—1914) — русская революционерка.   В   1889   году   была  секретарем   на I конгрессе II Интернационала в Париже. В 1891  го­ду выслана в Псков. Позже жила в Петербурге.
2  «Каторга и ссылка»,  1929, №   11, стр.  61—63.
Потресовым, сговари­вался с ними о поездке за границу»’.
Эту же мысль под­тверждает и А. Н. По-тресов. По этому пово­ду он писал:
«Дело в том, что у Ленина, и у Мартова (находившегося в то время в Туруханске и переписывавшегося с ьами обоими), и у меня близилось окончание ссылки. Срок моей ссылки кончался в по­ловине января 1900 г. и с ним почти совпа­дал (разница была в каких-нибудь десять дней) и срок ссылки и Мартова и Ленина. Естественно поэтому, что и в письмах это приближение конца находило свое отражение в планировании как общей линии нашей иде­ологической кампании, так и нашего предва­рительного сговора. Нужно было наметить место и время встречи, где мы могли догово­риться нестесняемые «недреманным оком» почтовой цензуры. Условлено было, что мы оба поселимся в Пскове, где жила уже наша общая знакомая и товарищ по Петербург­скому Союзу борьбы, тоже высланная из Петербурга, — Любовь Николаевна Радченко.
1 Н.   К.   Крупская.    Воспоминания   о  Леииие. М., 1957, стр. 35—36.
Из Пскова можно было удобно наезжать в Петербург, а из Петербурга в Псков могли также удобно приезжать к нам нужные лю­ди. Квартира же и личная помощь Л. Н. Рад-ченко должны были явиться для нас на пер­вых порах весьма существенной точкой опо­ры. Сюда же в Псков ожидался в первую очередь приезд к нам Мартова» ‘.
Организатором первой общерусской мар­ксистской газеты «Искра» выступил В. И. Ле­нин. Под его руководством была создана ли­тературная группа, или так называемый «тройственный союз», куда кроме Владими­ра Ильича вошли А. Н. Потресов и Ю. О. Мартов.
Подготовка к отъезду в Псков была свя­зана с многочисленными волнениями и хло­потами. В письме к А. Н. Потресову от 27 июня 1899 года2 В. И. Ленин писал: «Только бы не прибавили срока — величай­шее несчастье, постигающее нередко ссыль­ных в Восточной Сибири»3. Вопрос этот всерьез беспокоил Владимира Ильича. Тре­вожные опасения имели тем большие осно­вания, что в мае 1899 года у Ленина был произведен обыск и ему учинили допрос. Это объяснялось тем, что полиция узнала о его переписке с ссыльными социал-демократами.
1  «Социал-демократическое  движение   в    России», т. 1. М. —Л.. 1928, стр. 346—347.
2  Даты до 14 февраля 1918 года даны по старому стилю.   Письма,  адресованные  из-за  границы  в  Рос­сию, датируются новым стилем.
3  В. И.   Ленин.   Поли. собр. соч., т. 46, стр. 32.
и в частности с Я. М. Ляховским, относи­тельно установки памятника известному дея­телю революционного движения Н. Е. Федо­сееву. По счастливой случайности жандар­мам не удалось обнаружить ничего крими­нального, но сам факт переписки и обыска мог послужить поводом к прибавке срока. Эти опасения рассеялись буквально накануне отъезда из Шушенского. 19 января 1900 го­да Надежда Константиновна писала матери В. И. Ленина: «Дорогая Мария Алексан­дровна! Наконец-то вопрос выяснился: мож­но ехать в Россию, прибавка срока не пред­видится» ‘.
Первоначально предполагалось, что вместе с В. И. Лениным в Псков поедут Надежда Константиновна и ее мать. Однако царские власти не дали разрешения на это, и Н. К. Крупской пришлось ехать в Уфу.
Пока в Шушенском шли сборы в дорогу, в департаменте полиции не дремали. 16 де­кабря 1899 года особое совещание приняло решение о запрещении В. И. Ленину прожи­вать в университетских и промышленных го­родах и об установлении за ним негласного надзора полиции. 29 января 1900 года В. И. Ленин выехал из Сибири. По дороге из Шушенского в Псков он побывал в Уфе, Москве, Петербурге с целью познакомить революционных социал-демократов со своим планом   создания    марксистской    партии    и
1 В. И. Ленин.  Письма  к  родным    1894—1919. Партиздат, 1934, стр. 236.
установить с ними необходимые связи. В Уфе В. И. Ленин встретился с ссыльными социал-демократами В. Н. Крохмалем, А. И. Сви-дерским, А. Д. Цюрупой. На собрании, со­званном по случаю приезда В. И. Ленина, был обсужден план подготовки общерусской политической газеты.
Участница встречи О. А. Варенцова писа­ла о совещании в Уфе: «Здесь Ленин озна­комил товарищей со своим планом общерус­ской политической газеты, призывал поддер­живать Плеханова в его борьбе с рабочедель-цами, запасался адресами, подбирая коррес­пондентов и агентов для будущей газеты» ‘. Затем В. И. Ленин нелегально заехал в Мо­скву, где беседовал с московскими социал-демократами. Здесь же состоялась встреча с членом Екатеринославского комитета РСДРП И. X. Лалаянцем. Затем В. И. Ленин побы­вал в Нижнем Новгороде, Петербурге, где вел переговоры с видной общественной дея­тельницей, издательницей политической и на­учно-популярной литературы А. М. Калмы­ковой и В. И. Засулич.
В ходе встреч и бесед были установлены довольно широкие связи с социал-демократа­ми и созданы опорные пункты содействия «Искре». Так постепенно, шаг за шагом, в условиях строжайшей конспирации и поли­цейских преследований, В. И. Ленин сплачи-
1 О. А. Варенцова. «Северный рабочий со­юз» н «Северный комитет РСДРП». Иваново, 1948, стр. 62.
вал разрозненные силы русских социал-демо­кратов, готовил их к борьбе за создание мар­ксистской партии. Ко времени приезда В. И. Ленина в Псков его план подготовки «Искры» нашел широкую поддержку со сто­роны многих социал-демократов и социал-демократических групп.
Позиции В. И. Ленина разделяли лучшие представители пролетарских революционеров в таких городах, как Москва, Петербург, Уфа, Подольск.
26 февраля 1900 года В. И. Ленин при­ехал в Псков.
По распоряжению департамента полиции за Лениным сразу же было установлено не­гласное наблюдение. Начальник местной по­лиции познакомил В. И. Ленина с решением департамента полиции, в котором говорилось о запрещении ему проживать во всех круп­ных промышленных центрах страны до осо­бого распоряжения.
После приезда в Псков Владимир Ильич почти ежедневно встречался с Любовью Ни­колаевной Радченко. Ее он очень хорошо знал по совместной деятельности в петер­бургском «Союзе борьбы». В Пскове Л. Н. Радченко продолжала заниматься не­легальной работой. Вместе с малолетними детьми — Людой и Женей она жила в ма­леньком отдельном домике на углу Сергиев­ской и Стенной улиц, недалеко от крепостно­го вала. Этот домик являлся сравнительно удобным местом для разного рода конспира­тивных встреч.
Псков. Угол Сергиевской улицы (ныне Октябрьский проспект) и Стенной улицы (ныне улица Свердло­ва). Здесь, в первом доме справа, в  1900 году жила
Л. Н. Радченко.
Сама Любовь Николаевна Радченко за участие в революционном движении (по де­лу петербургского «Союза борьбы за освобо­ждение рабочего класса») привлекалась к су­ду. В 1898 году за нею был установлен гласный надзор полиции сроком на два года.
Вначале Л. Н. Радченко отбывала наказа­ние по месту жительства матери своего мужа С. И. Радченко в Черниговской губернии. В августе 1899 года Л. Н. Радченко обрати­лась в департамент полиции с просьбой раз­решить ей оставшийся срок отбыть в Пскове. Получив разрешение, в октябре 1899 года она приехала в Псков. Но по истечении двух
лет, ввиду «отсутствия указании на отреше­ние от прежнего преступного направления, а также неодобрительного поведения», в марте 1900 года полиция установила за Л. Н. Рад-ченко негласный иадзор сроком на один год. Революционерке запрещалось проживать в столице, университетских городах и фабрич­ных местностях’.
По данным некоторых исследователей, Любовь Николаевна Радченко в 1900 году жила в Пскове по адресу: Стенная улица, дом Поташева. И ранее в различного рода печатных источниках2 также приводился этот адрес.
Следует заметить, что подобное утвержде­ние не совсем верно. Есть все основания по­лагать, что во время пребывания В. И. Ле­нина в Пскове в 1900 году Л. Н. Радченко проживала в доме Игнатьева по Сергиевской улице. Этот адрес она указывает в одном из своих прошений от 16 марта 1900 года. Не­сколько позже, в апреле 1900 года, Л. Н. Рад­ченко, обращаясь в департамент полиции за разрешением на выезд в Одессу, называет тот же адрес: г. Псков, Сергиевская, д. Иг­натьева» 3.
1  ЦГАОР, ф. ДП-ОО, оп. 1892 г., ед. хр. 971. лл. 48—54.
2  См.: И. Н.   Ларионов.   В. И. Ленин в Пско­ве.  Изд-во «Псковская  правда»,    1958,   стр.   8—11; Г. М.   Д е й ч,  В.  И.  Н о в и к о в.   В.   И.   Ленин  в Пскове, стр.  12.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Проблемы нравственности
  • Ульянов, но не Ленин.
  • Проблемы познания
  • Некоторые аспекты философии
  • Интересное