Ленин в Пскове
Наблюдая за всей этой обстановкой в городе, местные искровцы отмечали, что «у полиции выросли как бы крылья: она везде поспевала, всюду указывала и беспокоилась; для всех было ясно, что это ее праздник, что
1 ЦГАОР, ф. ДП-ОО. оп. 1903 г., ед. хр. №Ь, л. 1.
Ьсякий, не принадлежащий к ней в данный момент, существует только как мебель, которую предстоит симметрично расставить, и полицейский мундир, до последнего городового включительно, вырос на целую голову и получил право законодательной власти и безапелляционных решений. Обыватель растерялся от такого нахальства и исполнял все без рассуждений»’.
Незадолго до приезда в Псков Николая II полиция начала производить обычную в таких случаях проверку квартир «подозрительных» личностей. Были произведены обыски почти у всех находившихся в городе статистиков и у нескольких служащих земской управы. Места предполагаемого посещения императором проверили самым тщательным образом. Осмотрели Поганкины палаты, Троицкий собор, Мирожский монастырь, заглянули в «сокровенные» уголкн. Духовенство встретило все это без особого энтузиазма, тем не менее ключи от Троицкого собора жандармы прихватили с собой. По этому поводу политические поднадзорные шутили, что, «мол, сам господь бог находится под арестом».
Не оставили без внимания предстоящее событие и местные революционеры. Они тоже провели подготовительную работу для встречи «самодержца всея Руси». Было решено в момент проведения военного смотра в присутствии царя разбросать антиправи-
1 «Искра», вып. VII. Л. 1929, стр. 135.
тельственные прокламаций, адресованные солдатам. Организатором задуманного дела стал В. Н. Соколов, один нз активнейших псковских искровцев. 3 августа 1903 года oti передал местным революционерам большой тюк прокламаций. Согласно намеченному 1плану распространением их занимались специально выделенные для этого десять чело. Ъек. Среди них были В. Горн, В. Соколов, ЬЛ. Сорокин, В. Тихонов и другие. Со своими обязанностями они справились успешно.
Начальник псковского губернского жан<< дармского управления с тревогой докладывал министру о том, что «4 августа в гор. Пскове и в окрестностях, преимущественно в той местности, где 3 августа были расположены войсковые части, ныне прибывшие на маневры, в высочайшем присутствии были •обнаружены разбросанными печатные про-?кламации от имени «Военно-Революционной Организации», под заглавием «Солдаты», с /датою: «Август 1903 г.» и с обращением шинзу прокламации: «Прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях». До сего времени ;подобрано около 500 экземпляров этого из-;дания»’.
В архивных материалах сохранился экзем-пгляр одной из этих листовок.
К новобранцам н убеленным сединами солдатам были адресованы такие проникновен-шые слова:
1 ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во, оп. 1903 г., ед. хр. ^859, л. 6.
«Солдаты!
Из фабрик, заводов, шахт, от сохи и косы взяли вас, разослали по полкам подальше от родины, обучили солдатской премудрости и вот теперь гоняют на маневрах с места на место, занимают позиции, наступают, отступают, тратят на это сотни тысяч рублей, а в последний день соберут вас для приветствия царя: музыка заиграет гимн и тысячное «ура» в честь «державного вождя» огласит окрестность.
А в это время по всей нашей родине то тут, то там волнуется трудящийся люд, требуя для себя прав на человеческое существование.
Волнуется крестьянин, из которого выжали все соки помещики и начальство работой, податями и повинностями, поборами и всякой прижимкой; волнуется городской рабочий, получающий нищенскую плату за свой каторжный труд и отовсюду видя бесчеловечное к себе отношение. Весь этот гнет совершается с ведома царя и при его содействии. Всех недовольных он называет «внутренними врагами», бунтовщиками и приказывает солдатам расстреливать, засекать до смерти, сажает их по тюрьмам, ссылает в Сибирь. На Обуховском заводе в Петербурге, в Костроме, Риге, Златоусте, Тифлисе, Баку, Батуме, в Ростове-на-Дону, в Харьковской и Полтавской губернии и во многих других местах рабочие и крестьяне подверглись такой зверской расправе. Фаиагорийский полк удостоился .даже .царскою .«спасибо», Харьков-
ский губернатор за свою жестокость получил орден, а златоустовская полиция получила от царя в награду 1000 рублей.
Вот кого мы должны радостно приветствовать, кому будем кричать «ура». Наш царь не друг народа, а величайший преступник; на нем кровь убитых и засеченных тружеников, потом и кровью зарабатывающих каждый кусок хлеба.
…Товарищи-солдаты! Мы присягали защищать нашу родину, т. е. народ, мы клялись, что за него мы готовы отдать даже нашу жизнь, а царь сделал нас палачами, братоубийцами. Покажем же ему, что мы дети народа, который он вместе с богачами-хозяевами держит в цепях нужды и бесправия, что мы с живым участием относимся к его [народа] борьбе за свободу, что мы на его стороне и никогда не поднимем братоубийственную руку; мы должны протестовать против такого издевательства над нашей совестью, и потому на смотру встретим царя не криками «ура», а гробовым молчанием»’.
Можно себе представить негодование министра внутренних дел! Выразив свое «неудовольствие» псковским властям, он Приказал немедленно принять меры для выявления и наказания «преступников». Сделать это, однако, оказалось непросто. Время шло, а виновные обнаружены не были.
1 ЦГАОР. ф. ДП, 7 д-во. on. T903 г., ‘.д. хр. 1859, л. 7. Текст листовки приведен в сокращенном, виде.
Тогда из Петербурга в Псков полетела шифрованная телеграмма. «По делу распространения воззвания «Солдаты» безотлагательно сообщайте копии всех следственных действий и показаний. Дело ведите быстро и всесторонне, приняв все меры к раскрытию виновных» ‘, — сообщалось в ней.
Последовавшие вслед за этим обыски и аресты также не дали желаемого результата. Псковский губернатор и начальник жандармского управления были вне себя. В довершение ко всему за медлительность и бездеятельность департамент полиции сделал выговор шефу псковской полиции полковнику Вольскому, который в докладной записке в министерство внутренних дел пытался обелить себя. «Раз вопрос о виновниках преступного деяния остался открытым, — оправдывался полковник, — и они не могли быть выяснены, то вряд ли я заслуживаю упрек за недостаточную осведомленность о настоящих участниках подпольных организаций в гор. Пскове… Обысканные лица, вероятно, проявят себя еще в будущем, а в данном случае Соколов открыто объявил офицеру, производившему у него обыск, что если бы у него и было что преступное, то он не так наивен, чтобы держать у себя материал в то время, когда всегда можно ожидать обысков. Вероятно, так рассуждали и действовали его сообщники, что, быть может, и оказало та-кое же влияние на безрезультатность
1 ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во, оп. 1903 г., ед. хр. 1859, л. 8,
обысков, как й довбды, приведенные Мйою выше»’.
Хотя сотрудникам полиции в тот момент и ие удалось выявить лиц, причастных к этому делу, однако кольцо вокруг них с каждым днем сужалось. Оставаться дальше в городе было слишком рискованно. Поэтому Соколов и его товарищи вскоре негласно выехали из Пскова.
История, разыгравшаяся в Пскове, привлекла внимание редакции «Искры» и стала известна ее многочисленным читателям. В одном из номеров газеты этому событию была посвящена статья под названием «Псков». В числе прочих фактов в ней сообщалось об аресте двух солдат и крестьянина Петра Кузьмина, раздававшего солдатам прокламации. Что касается неизвестных арестованных солдат, то ими, как удалось установить недавно, были рядовой 94-го пехотного Енисейского полка Кабронский и рядовой 96-го пехотного Омского полка Клейн.
По распоряжению департамента полиции в городе были произведены многочисленные аресты, шесть человек заключены в псковскую губернскую тюрьму. Следствие по делу «Псковской социал-демократической партии „Искра"»2 длилось несколько месяцев.
1 ЦГАОР, ф. ДП-ОО, оп. 1898 г., ед. хр. 5, ч. 76, лл. 40—43.
2 Имеется в виду псковская группа содействия «Искре».
Основной причиной такого скрупулезного расследования, с одной стороны, явилось то, что совершенный акт имел место в присутствии царя, а с другой — он получил широкую огласку в стране. Экземпляр листовки «Солдаты» псковские социал-демократы направили в редакцию «Искры». Сообщение об этом было напечатано в разделе «Из партии». Наряду с другими новостями редакция сообщала и о том, что получены листки: «1 Военно-революционной организации «Солдаты» (призыв встретить царя на смотру гробовым молчанием)»’.
Дозатор локтевой настенный купить дозатор жидкого мыла настенный.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41