Ленин в Пскове
ры, нон о привлечении К работе такого роДа наиболее преданных и опытных революционеров. Редакция газеты и лично В. И. Ленин немало внимания уделяли этому вопросу. Так, Владимир Ильич призывал отдельных искровцев переходить на нелегальное положение. Первым из членов псковской группы на нелегальное положение перешел П. А. Красиков. В конспиративной переписке он фигурировал под псевдонимом Музыкант и условным обозначением «-р~». Из письма В. И. Ленина к Г. Д. Лейтейэену’ видно, что П. А. Красиков предоставил себя в распоряжение редакции «Искры». В связи с этим В. И. Ленин писал: «Относительно «музыканта» мы думаем, что раз он… человек сам по себе предприимчивый, то надо, конечно, немедленно постараться направить его на самую границу с тем, чтобы он взялся сам непосредственно заведовать перевозкой и не только заведовать, но и перевозить или переносить сам…» 2.
Несколько позже Ленин -адресует письмо непосредственно П. Н. Лепешинскому и П. А. Красикову в Псков. Обращаясь к псковичам, он пишет: «Мы очень были бы рады совместно работать с -р~. Он был бы особенно полезен в настоящее время шатания публики вообще и всяческих заграничных происков в особенности. К сожалению,
1 Г. Д. Лейтензен (1874—1919)—социал-демократ, большевик
2 В. И. Леиии. Поли. собр. соч., т. 46, стр. 108.
наши финансы очень плохи, и мы решительно не в состоянии ассигновать ему средства иа поездку и прожиток… В одном только случае могли бы оказать денежную поддержку: если бы -р— взялся приехать за границу, достать здесь французский паспорт и с таковым переехать границу 2—3 раза через разные границы, провозя с собой по паре чемоданов. Мы все равно платим за такие провозы и охотнее, конечно, платили бы ему, чем кому-либо другому, стороннему»’.
П. А. Красиков о своем согласии сразу же сообщил В. И. Ленину и Н. К. Крупской. Об этом факте упоминается в письме Крупской к Лейтейзеиу в июне 1901 года: «„Муз." произвел на нас очень хорошее впечатление, и мы в самых широких размерах будем пользоваться его услугами… Мы возлагаем на него надежды, человек он, по-видимому, достаточно ловкий. Мы уже получили от него письмо» 2.
Несмотря на достигнутую Договоренность, сразу же приступить к делу Красиков не смог в силу сложившихся обстоятельств. В это время он находился еще под гласным надзором полиции, и все его личные документы находились в псковском городском полицейском управлении. Без получения документов нечего было и думать о поездке за границу. Его многочисленные просьбы оказались без-
1 В И. Л е н и и. Поли. собр. соч., т 46, стр. 115.
2 ЦПА ИМЛ, ф. 24, оп. 11, ед. хр. 29187, лл 1—1об.
результатными. Лишь в июле 1902 года Красикову удалось получить паспорт и выехать за границу. Вскоре П. А. Красиков стал одним из «анболее энергичных и надежных агентов «Искры». Ои по праву пользовался авторитетом и уважением среди российских социал-демократов.
«Искра» провела громадную работу по созданию сети агентов. К их числу принадлежали наиболее надежные и опытные партийные работники. Большинство агентов «Искры» на всю жизнь сохранили верность идеалам революции и преданность марксистской партии,
Вместе с тем в подборе агентов встречались и немалые трудности. Некоторые из товарищей ие справлялись с ответственной и опасной работой, а подчас и устранялись от нее. По этому поводу у отдельных социал-демократов нередко проскальзывали пессимистические нотки, неверие в свои силы. В таких случаях Владимир Ильич учил трезво смотреть на факты и временные трудности, подчеркивая, что в конечном итоге результаты работы окажутся положительными.
По поводу одной из жалоб на искровских агентов В. И. Ленин писал В. А. Носкову: «Вы вот на наших «агентов» жалуетесь… «Слишком легко агенты набирались» … Да, но мы ведь не творим себе «человеческого материала», а берем и не можем не брать, что дают. Без этого нам жить нельзя. Едет человек в Россию, — говорит, хочу для «Искры» работать — честный и преданный делу. Ну и
едет, конечно, и идет за «агента», хотя никто из нас никогда сего звания не раздавал… Нам «приходится» биться как рыбе о лед, делая (за неимением других людей) не свое дело… Ведь когда посмотришь на нашу практическую бесхозяйственность, — то злишься часто до потери работоспособности, и только одно утешает: значит, жизненное дело, если растет и явно растет, несмотря на весь этот хаос. Значит, перебродит — и хорошее виио будет»’.
В подборе агентов, распространении нелегальной литературы и привлечении местных комитетов на сторону редакции «Искры» многое сделал М. А. Сильвин. Редакция «Искры» (в письме от 21 февраля 1902 года) поручила ему выехать в Псков и встретиться с Горном2. Он побывал в нескольких городах, в том числе и в Пскове. Задание было выполнено.
Псковские искровцы не ограничивались получением литературы по известным им каналам. Они настойчиво искали новые маршруты для доставки «Искры», так как спрос на газету в России все возрастал. Транспортировка литературы по-прежнему оставалась наиболее трудным делом. Вскоре был разработан план перевозки «Искры» через Норвегию. В середине апреля 1902 года в Псков
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 46, стр 212—213.
2 ЦГАОР, ф. ДП-ОО, оп. 1898 г, ед. хр. 825, ч 4, лл. 55—5§Чб. ‘ ‘
приезжал И. И. Радченкб, чТобк подробно обсудить с П. Н. Лепешинским возможность организации транспортного пути через пограничный город Варде.
0 своем плане они немедленно информировали редакцию «Искры», но там к этому предложению отнеслись весьма сдержанно. Мотивировалось это тем, что «с Варде вряд ли что выйдет. Человека поедать туда — будет стоить страшных денег. Писали одному книгопродавцу, прося разрешения Послать’ на его имя литературу, — ответа нет. Но даже, если б он и согласился, но только полу* чать литературу, за ней пришлось бы приходить самому. Списаться с норвежцами попробуем — но наперед можно сказать, что нет никакой надежды, чтобы вышел толк»’.
Некоторые сомнения в осуществлении намеченного плана были небезосновательны. Во-первых, транспортировка искровской литературы требовала больших материальных расходов, в то время как финансовое положение «Искры» было далеко не блестящим. Во-вторых, никто не мог гарантировать успешный исход задуманного дела. Однако, несмотря на все эти трудности, редакция «Искры» все же поддержала предложение Радченко и Лепешинского. Спустя несколько дней Н. К. Крупская и В. И. Ленин направили им в Псков более обнадеживающее письмо. В нем говорилось: «Вчера получили письмо
1 «Переписка В. И. Ленина и редакции газеты „Искра" с социал-демократическими организациями в России. 1900—1903 гг.», т. 1, стр. 505.
из Варде от тамошнего книгопродавца Брод» корба (рекомендованного в прошлом году ссыльным Мейером). Он берется получать литературу и передавать ее с необходимыми предосторожностями нашему человеку. Человек с «Николая» должен сам зайти к нему, взять литературу н заплатить деньги, по 10 руб. за пуд. Пароль меняем, так как Брод-корб, вероятно, не знает русского языка… Сообщите 1) передали-ли пароль; 2) высы-лать-ли литературу, и 3) если да, то к какому сроку и сколько. Сообщайте точнее: необходимо пунктуально выполнять условия» ‘. На поставленные вопросы псковичи отвечали вовремя и делали все от них зависящее.
В связи с временным отъездом П. Н. Ле-пешинского за границу к налаживанию транспортировки литературы через Стокгольм подключился А. М. Стопани. В полицейских донесениях отмечался каждый его приезд в Петербург. Так, например, известно, что 9 июля 1902 год а в Петербурге состоялась полуторачасовая конспиративная встреча И. И. Радченко с А. М. Стопани и Л. С. Ландо. Несколько позже Радченко встретился с Е. Д. Стасовой. Кроме того, Стопани и Радченко побывали у Е. Г. Бартеневой. На следующий день А. М. Стопани вернулся в Псков, куда через два дня приехала из столицы и Л. С. Ландо. В Пскове были вновь продолжены встречи и беседы.
1 Ленинский сборник VIII, стр. 228.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41