Ленин в Пскове
Было немало случаев, когда грузы искровской литературы, направляемые в Псков, не доходили по назначению. Из-за полицейской слежки или в силу других обстоятельств транспортерам приходилось часто оставлять груз на полпути. В таких случаях на выручку отправлялся кто-либо из членов псковской группы. По указанию редакции газеты многие социал-демократы поддерживали связь с Псковом. Так, например, в ответ на просьбу полтавских искровцев прислать им литературу Н. К. Крупская в апреле 1901 года писала: «Относительно литературы Вам необходимо снестись со Псковом, туда отправ-
1 ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во, on. 1902 г., ед. хр. 1281, л. 319.
2 «Красный архив», 1940. № 6 (103), стр. 11.
лйёт?я много литературы н Ёам удобнее самим сговариваться об ее распределении» ‘.
Аналогичное указание редакция’ дала и видному агенту «Искры» Н. Э. Бауману.
Для получения искровской литературы многие города и отдельные социал-демократичен ские комитеты устанавливали связи с псковичами. Адреса и явки были строго законспирированы, и знали о них лишь немногие. Так, из Москвы один из агентов «Искры» писал в редакцию газеты: «Напишите, как войти в сношения с 2а Зб. Узнали стороной, что сюда пришел транспорт, напишите, как его получить» 2. Царская охранка перехватила это письмо. А спустя некоторое время она расшифровала и ответное письмо, отправленное из Нюрнберга. В числе прочего в нем говорилось: «Адрес Псковича — Статистическое бюро, спросить Лепешинского. Пароль: „Я лучший друг вашего приятеля"»3.
Явочная квартира П. Н. Лепешииского до провала длительное время функционировала безупречно. Но уже в 1902 году стали пользоваться другими транспортными маршрутами и адресами, по которым «Искра» большими партиями поступала в Россию.
Нельзя не отметить, что наряду с различными конспиративными способами доставки
1 Ленинский сборник VIII, стр. 132—133.
2 ЦГАОР, л. ДП-ОО, оп. 1901 г., ед. хр. 825, ч. 7, лл. 104—105.
3 Там же.
«Искры» широко применялась посылка газе* ты в обычных письмах. Несмотря на определенный риск (полиция очень часто вскрывала заграничные письма), таким путем искровцы переправляли газеты на протяжении почти трех лет. Чтобы каким-то образом обезопасить адресата, редакция вместе с газетой высылала и небольшой пояснительный вкладыш следующего содержания: «Посылаем вам эту вещь. Простите, что делаем без вашего разрешения. Русские условия заставляют нас прибегать к всевозможным способам распространения нелегальной литературы. Поэтому мы пользуемся всякими, даже случайно попавшими к нам адресами». В случае просмотра письма полицией эта приписка давала возможность подозреваемому адресату отрицать какую-либо связь с «Искрой». Зная, что искровцы широко использовали такой способ доставки газеты из-за границы, департамент полиции дал указание начальникам почтово-телеграфных контор тщательно следить за международной корреспонденцией и вскрывать все подозрительные письма. В крупных городах царской России просмотром таких писем занимались специальные перлюстраторы, для чего были созданы так называемые «черные кабинеты». В небольших городах типа Пскова, где не было «черных кабинетов», вскрытием и чтением писем занимался специальный почтовый чиновник, тесно связанный с полицией. О каждом письме, сомнительном по содержанию, или письме с «подозрительной литературой» он иемед-
ленно сообщал в жандармское управление» Подобную почту обычно распечатывали в присутствии адресата или давали ему возможность получить корреспонденцию, а затем арестовывали подозреваемого вместе с компрометирующими материалами.
В Псков газета поступала по многим адресам. Одним из иих был адрес владельца магазина по продаже красок А. Дайбера. Этот адрес П. А. Красиков направил за границу из Пскова 10 октября 1902 года. Им пользовались вплоть до начала 1903 года. После отъезда Красикова из Пскова адресом Дайбера продолжал пользоваться А. М. Стопа-ни. В конце ноября 1902 года он сообщал в редакцию «Искры», чтобы газету высылали в конвертах с бланком торговой фирмы.
«Непременно высылайте «Искру» по адресу: Псков, магазин красок А. Дайбера, для Гюнтера из Вены»1, — писал Стопани в редакцию газеты. В свою очередь Н. К. Крупская отвечала ему: «По адресу Дайбера «Искра» посылается, но, очевидно, не доходит» 2. Оказалось, что этот адрес был обнаружен полицией, и вся почта, по существу, конфисковывалась. Департамент полиции заинтересовался «подозрительным» адресатом и потребовал немедленно выяснить его личность, деятельность и связи3.
1 «Пролетарская революция», 1928, № 6, стр. 119.
2 Там же, стр. 129.
8 ЦГАОР, ф. ДП-ОО, оп. 1903 г., ед. хр. 825, ч. I, ал. 22—22об.
Начальник псковской полиции полковник Вольский в ответ на запрос из Петербурга сообщал, что в Пскове содержит магазин красок мещанин А. А. Дайбер, который не подает повода сомневаться в его политической благонадежности.
Кто такой Гюнтер, которому было адресовано письмо из Франкфурта с номерами «Искры», полиции обнаружить не удалось. По всей вероятности, фамилия была вымышленной, с целью отвлечь всякие подозрения от Дайбера. Так или иначе, но определенную службу вышеназванный адрес сыграл. Лишь после того, как полиция засекла его и задержала восемь писем, присланных в Псков из-эа границы, искровцы перестали им пользоваться.
Более успешно функционировал адрес псковского купца И. И. Жиглевича. Он имел свою лавку э городе и заказывал за границей товары для продажи в Пскове. Это обстоятельство использовали псковичи. Сам Жиглевич был, конечно, далек от какой бы то ни было антиправительственной деятельности. Но его сын А. И. Жиглевич был знаком со многими искровцами, в том числе и с П. Н. Лепешинским. Бесспорно, что под влиянием последнего он предоставил свой адрес в распоряжение редакции «Искры».
Местные власти неоднократно сообщали в департамент полиции о пересылке заграничных писем с запрещенной литературой на имя Жиглевича. Так, летом 1902 года из Германии в Псков пришло два закрытых
письма, в, которых оказались экземпляры двадцать первого номера «Искры». В этом номере впервые был опубликован проект программы российских социал-демократов. В сентябре того же грда на имя Жиглевича поступило, еще одно письмо. Полиция вскрыла его в присутствии адресата. В письме оказался очередной номер «Искры» с приложенными карикатурами. И. И. Жиглевичу был учинен допрос. Ои пояснил, что многие годы в Пскове торгует железными изделиями и поддерживает торговые связи с заграничными фирмами, поэтому его адрес известен за границей. Однако с какой целью и кто выслал на его имя нелегальную литературу, не знает.
По всей вероятности, И. И. Жиглевич действительно говорил правду. «Виновником», без сомнения, был его сын А. И. Жиглевич, к услугам которого политические поднадзорные прибегали довольно часто.
Нередко наиболее важные искровские материалы заделывались в переплеты книг и высылались по почте. Техникой извлечения их оттуда владели далеко не все революционеры. В одном из писем в Петербург редакция «Искры» сообщала о посылке двух книг с «начинкой», а также о том, что размачивать переплеты умеет П. Н. Лепешинский’.
Псковская группа содействия «Искре» была в числе немногих подпольных групп, куда в первую очередь поступали из-за границы
1 ЦПА ИМЛ, ф. 24, оп. 4н, ед. хр. 1426, лл. 4об—5.
новинки литературы. С Псковом поддерживали тесные связи многие агенты «Искры» — Н. Э. Бауман, И. И. Радченко, М. А. Сильвин и другие. Так, вышедшую в марте 1902 года в Штутгарте книгу В. И. Ленина «Что делать?» в Псков привез М. А. Сильвин ‘. В октябре того же года по заданию И. И. Радченко пять экземпляров этой книги в Псков из Киева доставил А. А. Шнеер-сон2.
Таким образом, члены псковской искровской группы одними из первых познакомились с ленинской книгой. После выхода в свет работы В. И. Ленина «К деревенской бедноте» в Псков также были присланы ее экземпляры.
В общем, псковичи использовали любые возможности для получения искровских материалов. Временами их постигали неудачи, но в целом, по словам В. И. Ленина, в Пскове успешно функционировали сравнительно дешевые и не обременяющие кассу агенты «Искры»3. Эта финансовая деталь в то время играла для партии немаловажную роль.
Из переписки видно, что речь шла не только о транспортировке искровской литерату-
1 «Переписка В. И. Ленина и редакции газеты «Искра» с социал-демократическими организациями в России. 1900—1903 гг.», т. 1, стр. 460.
2 ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во, оп. 1902 г., ед. хр. 1655, лл. 94-95.
8 См.: В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 46, стр. 107.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41