Поиск по сайту

Ленин в Пскове

Было немало случаев, когда грузы искров­ской литературы, направляемые в Псков, не доходили по назначению. Из-за полицейской слежки или в силу других обстоятельств транспортерам приходилось часто оставлять груз на полпути. В таких случаях на выруч­ку отправлялся кто-либо из членов псковской группы. По указанию редакции газеты мно­гие социал-демократы поддерживали связь с Псковом. Так, например, в ответ на прось­бу полтавских искровцев прислать им лите­ратуру Н. К. Крупская в апреле 1901 года писала: «Относительно литературы Вам не­обходимо снестись со Псковом, туда отправ-
1  ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во, on.  1902 г.,   ед.   хр. 1281, л. 319.
2  «Красный архив», 1940. № 6 (103), стр. 11.
лйёт?я много литературы н Ёам удобнее самим сговариваться об ее распределе­нии» ‘.
Аналогичное указание редакция’ дала и видному агенту «Искры» Н. Э. Бау­ману.
Для получения искровской литературы мно­гие города и отдельные социал-демократичен ские комитеты устанавливали связи с пско­вичами. Адреса и явки были строго закон­спирированы, и знали о них лишь немногие. Так, из Москвы один из агентов «Искры» писал в редакцию газеты: «Напишите, как войти в сношения с 2а Зб. Узнали стороной, что сюда пришел транспорт, напишите, как его получить» 2. Царская охранка перехватила это письмо. А спустя некоторое время она расшифровала и ответное письмо, отправлен­ное из Нюрнберга. В числе прочего в нем го­ворилось: «Адрес Псковича — Статистиче­ское бюро, спросить Лепешинского. Пароль: „Я лучший друг вашего приятеля"»3.
Явочная квартира П. Н. Лепешииского до провала длительное время функционировала безупречно. Но уже в 1902 году стали поль­зоваться другими транспортными маршрута­ми и адресами, по которым «Искра» больши­ми партиями поступала в Россию.
Нельзя не отметить, что наряду с различ­ными конспиративными способами доставки
1  Ленинский сборник VIII, стр.   132—133.
2  ЦГАОР, л. ДП-ОО, оп. 1901 г., ед. хр. 825, ч. 7, лл. 104—105.
3  Там   же.
«Искры» широко применялась посылка газе* ты в обычных письмах. Несмотря на опреде­ленный риск (полиция очень часто вскрыва­ла заграничные письма), таким путем искров­цы переправляли газеты на протяжении по­чти трех лет. Чтобы каким-то образом обез­опасить адресата, редакция вместе с газетой высылала и небольшой пояснительный вкла­дыш следующего содержания: «Посылаем вам эту вещь. Простите, что делаем без ва­шего разрешения. Русские условия застав­ляют нас прибегать к всевозможным спосо­бам распространения нелегальной литерату­ры. Поэтому мы пользуемся всякими, даже случайно попавшими к нам адресами». В слу­чае просмотра письма полицией эта приписка давала возможность подозреваемому адреса­ту отрицать какую-либо связь с «Искрой». Зная, что искровцы широко использовали та­кой способ доставки газеты из-за границы, департамент полиции дал указание начальни­кам почтово-телеграфных контор тщательно следить за международной корреспонденцией и вскрывать все подозрительные письма. В крупных городах царской России просмот­ром таких писем занимались специальные перлюстраторы, для чего были созданы так называемые «черные кабинеты». В неболь­ших городах типа Пскова, где не было «чер­ных кабинетов», вскрытием и чтением писем занимался специальный почтовый чиновник, тесно связанный с полицией. О каждом пись­ме, сомнительном по содержанию, или письме с   «подозрительной  литературой»   он  иемед-
ленно сообщал в жандармское управление» Подобную почту обычно распечатывали в присутствии адресата или давали ему воз­можность получить корреспонденцию, а за­тем арестовывали подозреваемого вместе с компрометирующими материалами.
В Псков газета поступала по многим адре­сам. Одним из иих был адрес владельца ма­газина по продаже красок А. Дайбера. Этот адрес П. А. Красиков направил за границу из Пскова 10 октября 1902 года. Им пользо­вались вплоть до начала 1903 года. После отъезда Красикова из Пскова адресом Дай­бера продолжал пользоваться А. М. Стопа-ни. В конце ноября 1902 года он сообщал в редакцию «Искры», чтобы газету высылали в конвертах с бланком торговой фирмы.
«Непременно высылайте «Искру» по адре­су: Псков, магазин красок А. Дайбера, для Гюнтера из Вены»1, — писал Стопани в ре­дакцию газеты. В свою очередь Н. К. Круп­ская отвечала ему: «По адресу Дайбера «Ис­кра» посылается, но, очевидно, не доходит» 2. Оказалось, что этот адрес был обнаружен полицией, и вся почта, по существу, конфи­сковывалась. Департамент полиции заинте­ресовался «подозрительным» адресатом и по­требовал немедленно выяснить его личность, деятельность и связи3.
1  «Пролетарская  революция»,   1928,   №   6,   стр. 119.
2  Там  же, стр.  129.
8 ЦГАОР, ф. ДП-ОО, оп.  1903 г., ед. хр. 825, ч. I, ал. 22—22об.
Начальник псковской полиции полковник Вольский в ответ на запрос из Петербурга сообщал, что в Пскове содержит магазин красок мещанин А. А. Дайбер, который не подает повода сомневаться в его политиче­ской благонадежности.
Кто такой Гюнтер, которому было адресо­вано письмо из Франкфурта с номерами «Искры», полиции обнаружить не удалось. По всей вероятности, фамилия была вымыш­ленной, с целью отвлечь всякие подозрения от Дайбера. Так или иначе, но определенную службу вышеназванный адрес сыграл. Лишь после того, как полиция засекла его и задер­жала восемь писем, присланных в Псков из-эа границы, искровцы перестали им пользо­ваться.
Более успешно функционировал адрес псковского купца И. И. Жиглевича. Он имел свою лавку э городе и заказывал за грани­цей товары для продажи в Пскове. Это об­стоятельство использовали псковичи. Сам Жиглевич был, конечно, далек от какой бы то ни было антиправительственной деятель­ности. Но его сын А. И. Жиглевич был зна­ком со многими искровцами, в том числе и с П. Н. Лепешинским. Бесспорно, что под влиянием последнего он предоставил свой адрес в распоряжение редакции «Искры».
Местные власти неоднократно сообщали в департамент полиции о пересылке загранич­ных писем с запрещенной литературой на имя Жиглевича. Так, летом 1902 года из Германии  в Псков   пришло   два   закрытых
письма, в, которых оказались экземпляры двадцать первого номера «Искры». В этом номере впервые был опубликован проект про­граммы российских социал-демократов. В сен­тябре того же грда на имя Жиглевича посту­пило, еще одно письмо. Полиция вскрыла его в присутствии адресата. В письме оказался очередной номер «Искры» с приложенными карикатурами. И. И. Жиглевичу был учинен допрос. Ои пояснил, что многие годы в Пско­ве торгует железными изделиями и поддер­живает торговые связи с заграничными фир­мами, поэтому его адрес известен за грани­цей. Однако с какой целью и кто выслал на его имя нелегальную литературу, не знает.
По всей вероятности, И. И. Жиглевич дей­ствительно говорил правду. «Виновником», без сомнения, был его сын А. И. Жиглевич, к услугам которого политические поднадзор­ные прибегали довольно часто.
Нередко наиболее важные искровские ма­териалы заделывались в переплеты книг и высылались по почте. Техникой извлечения их оттуда владели далеко не все революцио­неры. В одном из писем в Петербург редак­ция «Искры» сообщала о посылке двух книг с «начинкой», а также о том, что размачи­вать переплеты умеет П. Н. Лепешинский’.
Псковская группа содействия «Искре» бы­ла в числе немногих подпольных групп, куда в первую очередь поступали из-за границы
1 ЦПА ИМЛ, ф. 24, оп. 4н, ед. хр.  1426, лл. 4об—5.
новинки литературы. С Псковом поддержи­вали тесные связи многие агенты «Искры» — Н. Э. Бауман, И. И. Радченко, М. А. Силь­вин и другие. Так, вышедшую в марте 1902 года в Штутгарте книгу В. И. Ленина «Что делать?» в Псков привез М. А. Силь­вин ‘. В октябре того же года по заданию И. И. Радченко пять экземпляров этой книги в Псков из Киева доставил А. А. Шнеер-сон2.
Таким образом, члены псковской искров­ской группы одними из первых познакоми­лись с ленинской книгой. После выхода в свет работы В. И. Ленина «К деревенской бедноте» в Псков также были присланы ее экземпляры.
В общем, псковичи использовали любые возможности для получения искровских ма­териалов. Временами их постигали неудачи, но в целом, по словам В. И. Ленина, в Пско­ве успешно функционировали сравнительно дешевые и не обременяющие кассу агенты «Искры»3. Эта финансовая деталь в то время играла для партии немаловажную роль.
Из переписки видно, что речь шла не толь­ко о транспортировке искровской литерату-
1  «Переписка   В.   И.   Ленина   и   редакции   газеты «Искра»   с  социал-демократическими   организациями в России. 1900—1903 гг.», т. 1, стр. 460.
2  ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во,   оп.   1902 г.,   ед.   хр. 1655, лл. 94-95.
8 См.:  В.  И. Ленин. Поли. собр.   соч.,   т.   46, стр. 107.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Проблемы нравственности
  • Ульянов, но не Ленин.
  • Проблемы познания
  • Некоторые аспекты философии
  • Интересное