Поиск по сайту

Ленин в Пскове

В. И. Ленин и Н. К. Крупская были заин­тересованы в скорейшем приезде П. Н. Лепе-шинского за границу в силу целого ряда об­стоятельств. Во-первых, им хотелось встре­титься с одним из близких товарищей по совместной сибирской ссылке и подпольной борьбе. К тому же В. И. Ленин с нетерпе­нием ждал подробной информации из Рос­сии. Во-вторых, вместе с Лепешинским за границу должна была приехать мать Н. К. Крупской — Елизавета Васильевна Крупская. О последнем П. Н. Лепешинский и сообщал В. И. Ленину и Н. К. Крупской в одном из писем: «Сегодня получил письмо от Елизаветы Васильевны и т. д., в котором идет речь о совместной нашей поездке дахин, дахин3. Вероятно, это и состоится»4. Часть
1  «Переписка  В.  И.  Ленина    и   редакции  газеты „Искра"   с   социал-демократическими   организациями в России. 1900—1903 гг.», т. 1, стр. 505.
2  П. Н. Лепешннскнн. На повороте,стр. 124.
3  Туда, туда (нем. dahin).
4  «Переписка   В.   И.   Ленина   и   редакции   газеты „Искра"   с   социал-демократическими   организациями в России. 1900—1903 гг.», т. 2, стр. 11.
письма, в том числе имя и отчество, была зашифрована. После расшифровки ее Н. К. Крупской оказалось, что в письме речь шла о матерн Н. К. Крупской — Елизавете Васильевне. А вся приведенная фраза и не­мецкие слова «дахин, дахин» означали, что в ближайшее время состоится намеченная по­ездка их за границу. Таким образом, вопрос о выезде был предрешен. В этой связи в письме к Ленину и Крупской Пантелеймон Николаевич писал: «Сообщите, дорогие дру­зья, ваш личный адрес, куда к вам держать путь» ‘. В ответ на просьбу Н. К. Крупская писала П. Н. Лепешинскому в Псков: «Чрез­вычайно рады будем повидаться. Наш лич­ный адрес2. Дайте телеграмму, чтобы мы могли вас встретить. В случае какого-либо недоразумения с телеграммой нанимайте кеб, дайте ему адрес, записанный на бумаж­ке, стучать в дверь 2 раза. До свидания»3. Как видно из письма, Лепешинский хотел встретиться с В. И. Лениным в Лондоне. Об этом знали лишь близкие и доверенные лю­ди. Все было сделано настолько осторожно, что выезд П. Н. Лепешинского из Пскова, по
1  «Переписка   В.   И.   Ленина   н   редакции  газеты «Искра»  с  социал-демократическими   организациями в России. 1900—1903 гг.», т. 2, стр. 11.
2  Адрес  в   письме   не   приводится    по   конспира­тивным   соображениям,   вместе   с   тем   он   каким-то путем был сообщен П. Н. Лепешннскому.
3  «Переписка   В.   И.   Ленина   и  редакции   газеты „Искра"   с   социал-демократическими   организациями в России. 1900—1903 гг.», т. 2, стр. 12.
существу, прозевали даже ^грудники поли­ции. По словам самого Лепешинского, ом при­ехал за границу в июне и уехал обратно в Россию в начале июля 1902 года’. Следует заметить, что П. Н. Лепешинский допускает здесь некоторую неточность. На самом деле ои выехал за границу в первых числах июля, а вернулся в Псков 18 августа 2.
В секретном донесении в департамент по­лиции начальник губернского жандармского управления полковник Вольский сообщал, что «состоящий под негласным надзором поли­ции в г. Пскове отставной губернский секре­тарь Пантелеймон Николаевич Лепешинский 2 июля вечером выбыл из дер. Орлецы, Псковского уезда, где он проживал на даче, не указав места, куда он направляется.
Принимая во внимание, что Лепешииский, выезжая из дер. Орлецы, не оставил за со­бою дачного своего помещения, захватив свои вещи, и что он снабжен заграничным пас­портом, есть основания думать, что он мог выбыть за границу» 3.
Как оказалось, П. Н. Лепешинский дейст­вительно выехал за границу. Но он отпра­вился не в Лондон, как намечал вначале, а в Женеву, где находилась в тот момент его жеиа. Можно только предположить, что из­менение первоначально намеченного маршру-
1  Ленинский сборник IV, стр. 147.
2  ЦГАОР. ф. ДП-ОО, оп.   1904   г., ед.   хр.   6, ч. 79, лл. 1, 52.
3  ЦГАОР,   ф.  ДП-ОО,  оп.   1904   г.,   ед.  хр.   6, ч. 79, л. 1об.
та было вызвано резким ухудшением состоя­ния здоровья Ольги Борисовны Лепешинской. Летом 1902 года в столице Швейцарии — Женеве собралась группа искровцев, при­бывших из России. Здесь же проживал Г. В. Плеханов. Владимир Ильич Ленин при­давал очень большое значение встречам и беседам с товарищами, приехавшими из Рос­сии. Но осуществлять их, к сожалению, ему не всегда удавалось. Относительно благо­приятная обстановка в этом плане сложилась летом 1902 года. За границей оказалось сра­зу несколько искровцев-практиков: П. Н. Ле-пешинский, В. А. Носков, Ф. И. Щеколдин и другие. Судя по имеющимся материалам, тогда же предполагалось провести в Швей­царии совещание искровцев. Эту идею под­держивали Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, П. Н. Лепешинский. Организационные во­просы, связанные с созывом совещания, по-видимому, намечал взять на себя Л. Г. Дейч. Первое упоминание об этом съезде встре­чается в письме Дейча к П. Б. Аксельроду от 6 июля 1902 года. «Из России должны сюда, т. е. за границу, приехать человека 3—4 для переговоров, — писал он, — кроме них в Швейцарии имеются 3 человека, соби­рающиеся ехать в Россию, — я поэтому на­стаиваю, чтобы со всеми этими лицами встречу устроить в Цюрихе нли Женеве, где и   ты,    и   Жорж1   и   Борис   Николаевич2;
1  Г. В. Плеханов.
2  Псевдоним В. А. Носкова.
следовательно, из Лондона должны будут поехать только Владимир Ильич, Юлий Оси­пович и я, что дешевле и во всех смыслах ра­циональнее» ‘.
В. И. Ленин, несмотря на все усилия Л. Г. Дейча и Г. В. Плеханова, не смог при­ехать в Швейцарию для встречи с искров­цами. Он отрицательно отнесся к самой идее созыва съезда в Женеве. Наиболее удобным местом для встречи Владимир Ильич считал Лондон, где находилась редакция «Искры». «Ну что можно толкового сделать в 10—12 дней? — писал он Плеханову. — Ведь с рос­сиянами надо непременно основательно и по­одиночке познакомиться, да и своих бесед у нас много. А надолго в чШвейцарию невоз­можно (дела бросать). Наконец, россиянам необходимо изучать всю (или часть) нашей переписки с Россией (если эти россияне — искряки), а это возможно только в Лондоне. Без этого изучения переписки свидание бу­дет бесцельным и почти бездельным. Я очень стою по всем этим причинам за свидание в Лондоне» 2.
В. И. Ленин чрезвычайно дорожил архи­вом «Искры», который к этому времени был довольно солидным. Изучение его материа­лов он считал необходимым для всех практи­ков-искровцев.
Коль скоро могла состояться встреча агентов   «Искры»,   то   Владимир   Ильич   и
1  Архив Дома Плеханова. АД Уг 2.23а, л. 2об.
2  В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 46, стр. 198.
предложил провести ее в Лондоне, где в то время находился архив.
Однако Г. В. Плеханов продолжал настой­чиво убеждать В. И. Ленина в необходимо­сти проведения встречи именно в Женеве, мотивируя свой отказ от совещания в Лон­доне невозможностью приехать, а также до­роговизной стоимости проезда.
Мнение Плеханова разделял и Лепешин-ский. К письму Г. В. Плеханова от 2 августа 1902 года, адресованному Владимиру Ильичу, П. Н. Лепешинский приложил свое письмо за подписью «2а Зб». Начало этого письма не сохранилось. Дошедший до нас отрывок в какой-то мере объясняет, почему Лепешин­ский высказывается за проведение совеща­ния в Швейцарии. «Здесь есть довольно глу­хие местечки, где публика чувствовала бы себя довольно безопасной от шпионов, — пи­сал он, — и в то же время — очень большой плюс в этом случае — дешевизна… Если же почему-либо к мысли об этом съезде Вы от­несетесь отрицательно, то по получении от Вас письма я думаю все же проехать к Вам (вкупе, пожалуй, с Г. В. [Плехановым]), ибо повидаться с Вами в интересах даже своей личной психологии я считаю чрез­вычайно важным»’. К сожалению, по неиз­вестным нам причинам эта встреча так и не состоялась. В связи с этим Н. К. Круп­ская писала П. Н. Лепешинскому: «Дорогой друг!   Давно   не   писала Вам — так досадно
было, что не удалось повидаться, чтЪ не пи­салось как-то»’. Разъездной агент «Искры» И. И. Радченко с чувством сожаления писал в редакцию «Искры»: «Очень и очень обид­но, что Лапоть2 с вами не виделся. Помню, его просил, многое ему передавал с тем, что он повидается с вами, порасскажет» 3. Вполне очевидно, что такое поручение П. Н. Лепе-шинский получил непосредственно от И. И. Радченко.
По возвращении из-за границы в Псков Пантелеймон Николаевич снова включился в подпольную работу.
Деятельностью агентов «Искры» и искров­ских организаций в России руководил непо­средственно В. И. Ленин. Через Н. К. Круп­скую, которая с весиы 1901 года стала секре­тарем редакции газеты и ведала всей загра­ничной перепиской, Ленин был в курсе собы­тий.
Н. К. Крупская в своих воспоминаниях отмечала, что «Владимир Ильич просматри­вал каждое письмо. Мы знали очень подроб­но, кто из агентов «Искры» что делает, и об­суждали с ним всю их работу; когда между ними рвались связи, связывали их между со­бою, сообщали о провалах и пр.» 4.
1  «Переписка В. И. Ленина   н   редакции   газеты «Искра»   с  социал-демократическими  организациями в России.  1900—1903 гг.», т. 2, стр. 242.

компания remont-kosmeticheskiy.ru

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Проблемы нравственности
  • Ульянов, но не Ленин.
  • Проблемы познания
  • Некоторые аспекты философии
  • Интересное