Поиск по сайту

Ленин в Пскове

Например, когда в 1901 году у псковичей на время прекратилась связь с редакцией, в тринадцатом номере «Искры» немедленно появилось сообщение: «2а Зб. Почему от вас нет ни писем, ни корреспонденции? Ваше молчание очень тревожит нас»2.
1 См.: В. Н. Соколов.   Партбилет Щ QQ404O. Записки старого большевика, стр,  235, ‘ «Искра», вып, II, стр. 112,
Небольшая задержка в переписке с редак­цией была вызвана одним непредвиденным обстоятельством, связанным с бойкотом ан­тисемитской пьесы «Контрабандисты», шед­шей в городском театре. В материалах жан­дармского управления сохранились довольно любопытные материалы, раскрывающие роль П. Н. Лепешииского, П. А. Красикова, А. М. Стопаии и других псковских искров­цев во всей этой истории. Во время представ­ления местная интеллигенция бойкотировала пьесу, и дальнейший ее показ приостановили. Это был своего рода демонстративный про­тест против официальной антисемитской по­литики царского правительства. История с «Контрабандистами» на какой-то период от­влекла Лепешинского и его товарищей от ос­новной работы. Многих участников протеста по нескольку раз вызывали в суд, требовали давать показания, устраивали очные ставки. В октябре 1902 года псковский уездный съезд мировых судей рассмотрел дело о бес­порядках, имевших место во время представ­ления драмы «Контрабандисты». В резуль­тате 6 человек были приговорены к аресту, среди них — искровцы Красиков, Соколов и Бутковский. Остальных подсудимых оправ­дали за недостаточностью улик’.
Все это угнетающе подействовало на уча­стников бойкота и явилось причиной времен­ного прекращения переписки П. Н. Лепешии­ского с Н. К. Крупской — секретарем редак-
ции «Искры». Позже в своих воспоминаниях Пантелеймон Николаевич писал: *Я добросо­вестно информировал «Искру» о всякого ро­да революционных выступлениях в России, о которых мне удавалось что-либо определен­ное узнавать. Но тут, — приношу задним чис­лом покаянную перед Надеждой Константи­новной,— посылая ей вскоре после «Контра­бандистов» за границу очередное письмо, я о нашей псковской демонстрации — ии гу-гу, ни бум-бум» 1.
Конечно, целесообразнее было бы противо­поставить бойкоту Другое средство революци­онной борьбы. Одним из таких возможных средств Лепешииский считал печатное обра­щение к населению с указанием на политиче­скую непристойность пьесы и на предосуди­тельность посещения ее сколько-нибудь ува­жающими себя гражданами. Это могло бы принести более ощутимые результаты. Одна­ко в истории с бойкотом пьесы псковичами был допущен просчет, что на какое-то время отвлекло их от основной работы.
После окончания инцидента с «Контрабан­дистами» корреспонденции из Пскова стали вновь регулярно поступать в редакцию. Для посылки материалов в «Искру», как прави­ло, пользовались несколькими адресами. В случае провала одного действовал другой. Однако бывали моменты, когда временно от­сутствовали и  адресаты.   В   таких   случаях
1П.  Н.   Лепешннский.    На   повороте,   стр. 118—119.
делался запрос в «Искру». Ни одно письмо, ни одну весточку из России редакция газе­ты не оставляла без внимания. Связь с ре­волюционерами-практиками ленинской «Ис­кре» была необходима как воздух.
Редакция «Искры» неоднократно обраща­лась к местным комитетам с просьбой при­сылать различного рода материалы. Многие искровцы, в том числе и псковские, положи­тельно откликались на такие запросы и по мере своих возможностей выполняли их. В ноябре 1900 года министерство внутрен­них дел разослало губернаторам секретный циркуляр, запрещающий публикацию мате­риалов о предстоящем юбилее редактора журнала «Русское богатство» Михайловского. Копию этого циркуляра каким-то образом достал Лепешинский и направил в «Искру» ‘. Туда же он отослал статистические материа­лы для В. И. Ленина. В мае 1902 года В. И. Ленин писал в Псков П. Н. Лепешин-скому и И. И. Радченко: «Получил статисти­ку. Сугубое спасибо. Пришлите еще мате­риалы по оценке земель Владимирской губ. …» 2
Псковичи отправляли за границу необходи­мые материалы в основном по почте. В то время этот путь был наиболее доступным, хотя и рискованным. Но нередко материал отсылали с оказией, т. е. через лиц, выезжав­ших за границу. В начале 1902 года в своем
1  ЦПА ИМЛ, ф. 24, оп. 8, ед. хр. 28188,  л.   1.
2  В. И. Ленин.   Поли. собр. соч., т. 46, стр. 184.
письме в «Искру» Ле-пешинский между про­чим сообщал: «Жена едет за границу и мог­ла бы кое-что свезти». Этот недвусмысленный намек был, конечно, хо­рошо понят Н. К. Круп­ской.
Вскоре после отъез­да Ольги Борисовны из Пскова П. Н. Лепешин-ский направил за гра­ницу очередное письмо, в      котором      сообщал
Н. К. Крупской и В. И. Ленину о посылке для них разного рода материалов. Письмо было частично зашифровано, и некоторые ме­ста до сих пор не удалось прочесть. В письме речь шла об организации нового транспорт­ного пути «Искры» через шведский погра­ничный город Варде, о намечаемой поездке за границу, а также о личном лондонском адресе В. И. Ленина.
Здесь же П. Н. Лепешинский сообщал не­которые новости. Во-первых, он подтверждал надежность адреса Жданко, по которому из-за границы корреспонденция направлялась в Псков. Во-вторых, ставил в известность за­граничных товарищей об аресте в Пскове В. Л. Горна и об отправке его в Уфу «в ка­честве свидетеля» по делу уфимского рево­люционера Егора Сазонова.
В двадцатом   номере   газеты   «Искра»,   в
разделе «Хроника революционной борьбы», сообщалось, что «в Уфе было 8 обысков, 2 ареста: Бойков и студ. Сазонов». По делу Сазонова был привлечен В. Л. Горн, На­чальник псковского губернского жандармско­го управления сообщал в столицу: «Согласно отношения Департамента Полиции от 13 ап­реля 1902 года за № 2844 он был арестован и препровожден в распоряжение Начальника Уфимского Губернского Жандармского Упра­вления, но ввиду безрезультатности обыска у Гориа и неустановления связи его с дозна­нием о бывшем студенте Егоре Сазонове, он был из-под стражи освобожден, допрошен лишь в качестве свидетеля и с проходным свидетельством Уфимского полицеймейстера препровожден обратно в Псков» ‘.
Незадолго до отправки письма Лепешин-ского за границу вышел очередной номер «Искры». В нем сообщалось, что видный со­циал-демократ В. Носков2, «привлекавшийся по Иваново-Вознесенск. делу и приговорен­ный к ссылке в Сибирь, бежал и благопо­лучно прибыл за границу»3. Узнав об этом, П. Н. Лепешинский обратился в редакцию с просьбой помочь В. Л. Горну установить с ним связь.
1  ЦГАОР,  ф.  ДП,  3  д-во,  оп.   1902  г.,  ед.  хр. 2611, лл. 17—18.
2  В.   А.  Носков    (1878—1913) — социал-демо­крат.  Был  одним  из  организаторов  «Северного  ра­бочего    союза».    Принимал    участие    в    подготовке II съезда РСДРП.
s «Искра», вып. III. Л., 1926, стр. 78.
В письме также рассказывалось н о собы­тиях, происходивших в вто время в России: «Тут у нас в России царит белый террор: бьют, секут, все и всех обыскивают и на­полняют тюрьмы жертвами полицейской трав­ли. Не остался в стороне и наш уголок, но об втом напишу как-нибудь после»’.
Как видно из переписки, О. Б. Лепешин-ская везла за границу для В. И. Ленина большое количество «статистического мате­риала и всяких сведений»2. Весь этот мате­риал она отдала Г. В. Плеханову для пере­дачи Владимиру Ильичу. В ответном письме Н. К. Крупская сообщала в Псков П. Н. Ле-пешинскому, что статистика и часть мате­риалов, вероятно, застряла у Плеханова, а от него, мол, получишь не скоро3.
Таким образом, лишь в течение апреля — июня 1902 года трижды упоминается о вы­сылке .Лепешинским из Пскова статистиче­ских материалов для Владимира Ильича. Они были необходимы В. И. Ленину для много­численных научных работ и статей, которые он писал в это время.
Вскоре после отъезда О. Б. Лепешинской за границу за ней должен был последовать и П. Н. Лепешинский. Об этом он известил редакцию «Искры» еще весною. Однако по неизвестным    причинам     выезд    затянулся.
1  «Переписка В. И. Ленина   и   редакции   газеты „Искра"   с   социал-демократическими   организациями в России. 1900—1903 гг.», т. 2, стр. 10.
2  Та м  же.
8 Там   же,  стр. 11.
Тогда в одном из писем ему был сделан за­прос: «А что же Ваша поездка?» ‘
Позднее П. Н. Лепешинский вспоминал, что летом 1902 года он «побывал за границей в Лозанне, откуда привез свою жену, с боль­ными легкими, для поправки здоровья в род­ном краю» 2. Вновь выявленные архивные до­кументы позволяют несколько подробнее осветить этот вопрос.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Проблемы нравственности
  • Ульянов, но не Ленин.
  • Проблемы познания
  • Некоторые аспекты философии
  • Интересное