Ленин в Пскове
использовались авторами других статей в «Искре». Так, например, в четвертом номере опубликована статья «Первое мая в России». Неизвестный автор приводит к ней материал из корреспонденции Лепешинского. В частности, ои называет число арестованных в Петербурге и количество рабочих, взятых под стражу во время первомайских праздников 1901 года на Путиловском заводе, и далее дает текст корреспоидеиции без изменения: «Предполагавшаяся на 22 апреля рабочая демонстрация не удалась. Зато блестящую демонстрацию устроило правительство: по Невскому продефилировало несколько полков солдат. «Шпионство и предательство висят в воздухе», — пишут нам из Петербурга»’. Из Пскова в «Искру» поступали сведения о событиях в самых различных городах России. Чтобы не навести полицию на след ре-волюциоиеров-подпольщиков, редакция газеты не указывала, что материал получен из Пскова. Поэтому некоторые корреспонденции Лепешинского, опубликованные в «Искре», сопровождаются такими приписками, как «Из Нижнего Новгорода сообщают» или «Пишут нам из Петербурга» и т. д. Все это было вызвано условиями подпольной работы.
В переписке с российскими революционерами редакция «Искры» неоднократно обращала внимание на соблюдение строжайшей конспирации. «Царское правительство и так окружает нас целою сетью преград и лову-
1 ЦПА ИМЛ, ф. 24, оп. 15, ед. хр. 21731, л. 5.
шек, — подчеркивалось в обращении иа страницах «Искры», — а потому мы ии иа йоту ие должны отступать от необходимых конспиративных предосторожностей.
Поэтому всякий революционер и сочувствующий революционному движению обязан, по нашему мнению, непременно шифровать адреса, имена и конспиративные поручения, каким бы путем письмо не посылалось» ‘.
Имеющиеся в нашем распоряжении многочисленные архивные материалы говорят о том, что псковские искровцы неукоснительно соблюдали это требование. Отсюда и неизбежные трудности, встающие перед исследователями при выявлении и определении материалов, присланных и напечатанных в «Искре».
Тем не менее о размахе этой работы можно иметь определенное представление. Достаточно сказать, что только в январе 1901 года Лепешинский послал в редакцию газеты три письма-корреспонденции. В одном из них ои сообщал: «Теперь придется чуть ли не каждый день посылать Вам письма. Чтобы Вы могли знать о письмах недошедших, я буду снова, по примеру прошлого года, ставить их под № их порядка. Итак, это письмо уже 3-е по счету (после праздников) пусть будет №i З»2.
1 «Искра», вып II, Л., 1926, стр. 111.
2 ЦПА ИМЛ, ф. 24, оп. 16у, ед. хр. 21601, лл. 1—2.
Редакция «Искры», в свою очередь, периодически информировала его о получении писем и корреспонденции. В почтовом ящике «Искры» то и дело можно было встретить такие сообщения: «2а Зб. Все получаем. Спасибо. Пишите»’. Это зашифрованное сообщение было адресовано Лепешинскому в Псков и свидетельствовало о благополучном получении от него материалов.
На страницах «Искры» регулярно печатались статьи и заметки по самым злободневным вопросам. Характер публикуемых материалов во многом определял деятельность местных социал-демократических комитетов и групп. Это наглядно прослеживается на примере псковской искровской группы. Известно, что в конце XIX и начале XX века под влиянием борьбы пролетариата получило широкий размах студенческое движение. В 1898 году в студенческом движении принимали участие 25 тысяч человек из 30 высших учебных заведений России2. Его возглавляли Петербургский и Киевский университеты. После некоторого затишья в 1901 году снова усилились выступления студентов. Как только стало известно о начале студенческих демонстраций и жестокой расправе со студентами Киевского университета, «Искра» сразу же выступила против введения так называемых «Временных правил».
1 «Искра», вып. I, Л., 1925, стр. 70.
2Энгель и Горохов. Из истории студенческого движения 1899—1906. Издание В. К. Серда-ковского, стр. 8.
Согласно этим «правилам», за участие в антиправительственных выступлениях студентов исключали из учебных заведений и отдавали в солдаты.
Во втором номере «Искры» была опубликована ленинская статья «Отдача в солдаты 183-х студентов». В своей работе В. И. Ленин указывал на тот факт, что введением «Временных правил» правительство делает вызов всем, в ком осталось еще чувство порядочности, объявляя протестовавших против произвола студентов простыми дебоширами, а рабочих-стачечииков — людьми порочного поведения1. Он настоятельно призывал все сознательные элементы выступить в поддержку студенческого движения. «И тот рабочий недостоин названия социалиста, который может равнодушно смотреть на то, как правительство посылает войско против учащейся молодежи, — писал В. И. Ленин.— Студент шел на помощь рабочему, — рабочий должен прийти на помощь студенту» 2.
Правительственные репрессии против учащейся молодежи вызвали гнев и возмущение передовых кругов общественности. А. М. Горький в своем письме от 5 февраля 1901 года3 к поэту Валерии» Брюсову писал:
1 См.: В. И. Л е и и и. Поли. собр. соч., т. 4, стр. 394.
2 Там же, стр. 395.
3 В тридцатитомном собрании сочинений М. Горького это письмо датировано 4 или 5 февраля 1901 года. В материалах департамента полиции оио датируется 5 февраля 1901 года.
«Настроение у меня — как у злого пса, избитого, посаженного на цепь… если Вы любите человека — Вы меня, надо думать, поймете. Я, видите ли, чувствую, что отдавать студентов в солдаты — мерзость, наглое преступление против свободы личности, идиотская мера обожравшихся властью прохвостов» ‘.
Такова была реакция всех честных людей на меры, предпринятые царским правительством. Не остались в стороне от ‘судеб студенческой молодежи и псковские искровцы. Факты говорят о том, что онн были не только хорошо знакомы со статьей В. И. Ленина, ио и выступили на страницах «Искры» именно по этому вопросу. В 1901 году за участие в студенческих «беспорядках» в Петербурге многие студенты были отданы в солдаты и препровождены в Псков для отбывания срока службы.
Псковские искровцы ие могли упустить такого случая, чтобы не сообщить об этом в газету.
В третьем номере «Искры» была опубликована корреспонденция Лепешинского под названием «Псков». На конкретном фактическом материале здесь рассказывалось о тяжелом положении студентов-солдат. Многие из иих по состоянию здоровья не были пригодны к военной службе. Среди студентов встречались несовершеннолетние. Отлучки в город были почти запрещены, воинское на-
1 М. Горький. Собр. соч., т. 28. М., 1954, стр. 152-153.
чальство всячески препятствовало общению студентов-солдат между собой, им категорически запрещалось рассказывать кому-либо о том, что имело прямое или косвенное отношение к студенческим «беспорядкам». На Каждом шагу старались оскорбить, унизить их человеческое, достоинство. Многие студенты утверждали, что солдатчина — это, пожалуй, одно из самых тяжелых наказаний. «Нужно, впрочем, заметить, — отмечал П. Н. Лепешинский,— что все оии бодры и ие унывают. О себе они неохотно даже распространяются н с лихорадочным нетерпением ждут вестей из разных концов России: идут ли вслед за ними товарищи, просветляется ли темный горизонт русской общественной жизни?»’
Подобные материалы широко использовались в пропагандистской работе, становились достоянием широких масс революционно настроенных рабочих и крестьян. Такие корреспонденции, показывая произвол царских властей, приковывали к себе внимание всех прогрессивных людей, поднимали их иа борьбу с самодержавием. Материалы о студенческом движении в большом количестве поступали в редакцию из разных концов России. Достаточно сказать, что вскоре после опубликования статьи В. И. Ленина «Отдача в солдаты 183-х студентов» в «Искру» было прислано около ста сообщений2. На основа-
1 «Искра», вып. I, стр. 15—16. 8 Тем же, стр. 51,
нии полученных корреспонденции в третьем номере газеты была напечатана довольно большая и обстоятельная хроника студенче-ских событий. Клеймя позором политику репрессий царского правительства, «Искра» в то же время разоблачала лицемерные попытки последнего заигрывать с учащейся молодежью. Так, например, газета сообщала о том, что петербургских студентов, отданных в солдаты, пришел проводить сам военный министр. Он жал им руки, говорил ободряющие речи и просил в случае каких-либо затруднений обращаться к нему. Что на самом деле означало это рукопожатие, можно судить по корреспонденции, присланной из Пскова’. Здесь же приводилась статья П. Н. Лепешинского, рассказывающая о невыносимом положении петербургских студентов, отбывающих воинскую повинность.
И в дальнейшем псковские искровцы направляли в редакцию газеты материалы о студенческом движении. Так, в марте 1901 года Лепешинский переслал в «Искру» письмо-корреспонденцию о студенческих волнениях в Нижнем Новгороде и о массовых арестах в Петербурге лиц, сочувствующих студентам. Часть этой корреспонденции была напечатана в четвертом номере газеты.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41